Внеклассное занятие-игра по теме: "Братья наши меньшие. Животные Ростовской области"
Подготовила: Киюшова И.М. учитель начальных классов
Место проведения: кабинет информатики.
Раздел: Внеклассная работа (Духовно- нравственное направление)
Цель: Познакомить с разнообразием животных Ростовской области. Воспитывать чувство ответственности за их судьбу.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания учащихся о диких и домашних животных, познакомиться с некоторыми животными Ростовской области;
проверить умения детей различать животных по их отличительным признакам;
воспитывать наблюдательность и любознательность, бережное отношение к животным, положительные черты характера;
развивать воображение, эмоции, умения работать на ПК;
развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, работать в паре, группой.
Оборудование: проектор с презентацией, ПК, бумага с ручкой.
Ход мероприятия
1.Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас командная игра. Поприветствуем команды (дети хлопают )
За правильные ответы или суждения команды получают фишки (трех цветов), которые помогут в конце игры установить победителя. Ну, что готовы, ответить на самые каверзные вопросы? Тогда мы начинаем!
1.Актуализация знаний (Работа в паре за ПК).
Осталось выбрать тему игры. Чтобы догадаться, о чем пойдет сегодня на занятии речь, вам надо будет выполнить тест на ПК. Справитесь?
Оценивать вас будет ПК (тест «Джунгли зовут» ).
Инструктаж. Вы работаете в паре за компьютером. Читайте внимательно задания и выбирайте мышкой правильный ответ. При работе в паре, помните, что надо меняться – один работает за ПК, а другой его проверяет и если надо помогает. Вам компьютер поставит общий балл за работу, поэтому будьте внимательны!
Работа в паре за ПК.
Дети выполняют тест «Джунгли зовут» и учитель раздает фишки нужного цвета.
2. Включение в систему знаний и повторений. Виртуальная экскурсия.(фронтальная работа)
Так о ком пойдет речь в нашей игре? (О животных)
Мы будем говорить о братьях наших меньших. Кто расскажет, почему мы их так называем?
Ребусы.
. Отгадайте животных (ребусы: лиса, собака). Дети фронтально отгадывают и по просьбе учителя изображают движение и звуки нужного животного («Покажите, как движется лиса. Изобразите злую собаку. А почему она бывает злой? (больная, голодная, обиженная человеком)
Молодцы! Похлопайте себе. Всем за артистичность выдаю дополнительные фишки.
Что мы знаем?
Вспомните, на какие две группы можно разбить всех животных? (Дикие и домашние)
А)Каких животных называют дикими? (вопрос первой команде) Фишки.
Б) Каких животных называют домашними? (Вопрос второй команде) Фишки.
В) Зачем человеку нужны домашние животные? Фишки.
Проблемные вопросы.
У нас в городе много бродячих животных. Они дикие? Тогда откуда они? Чем опасны? Что же людям необходимо сделать, чтобы исправить эту ситуацию? (быть ответственнее, строить приюты, наказывать нерадивых хозяев…)
Поднимите руки, у кого есть домашние животные. Назовите их. Для чего они вам? Очень много котов. А какую пользу приносят эти дом. животные?
3.Физминутка.
Объявляю музыкальную паузу.
Дети смотрят клип и поют с движениями песню «Рыжий кот»
4. Фразеологический зверинец.( Групповая работа)
Командам учитель раздаёт карточки для групповой работы.
Голоден как………… Здоров как ………….. Колючий как……….. Упрям как…………... Хитёр как…………… Труслив как………… Грязный как……….. Болтлив как………… | Волк Бык Ёж Осёл Лиса Заяц Свинья Сорока |
Соедини стрелками сравнительные обороты и названия животных.
После окончания, листы с ответами проверяют соперники друг у друга (взаимопроверка). Что значит: «Колюч, как ёж?»
Какими людьми нельзя быть? Почему? Какие черты характера мы с вами будем в себе воспитывать? Раздаются фишки.
Раздача фишек.
5.Развитие памяти (игра «День- ночь»)
По команде учителя «ночь» дети «засыпают», им снится сон, который один раз диктует устно учитель. По команде «день» - дети просыпаются и говорят, что запомнили во сне.
Слова для запоминания: суслик, полёвка, тушканчик, слепушонок, мышовка..
Кто это? Это степные животные – млекопитающие.
Многие степные животные имеют небольшой рост, который им помогает затеряться в траве или спрятаться от хищника в норе. Самым многочисленным отрядом Ростовской области млекопитающих являются грызуны (29 видов) - сурки, суслики, тушканчики, мышовки, мыши, полевки, слепушонки).
Интересно? А какие ещё животные есть в Ростовской области, хотите узнать?
6.Виртуальная экскурсия: «Животные Ростовской области»
Наша область имеет большую территорию. По ней протекает много рек, растёт большое количество кустарников, лесонасаждений. Всё это создаёт условия для обитания самых разных животных.
Раньше животный мир области был очень богат. Но строительство городов, ведение сельского хозяйства и другая деятельность человека изменили природные условия. Это привело к уменьшению и уничтожению некоторых животных.
Мы больше не увидим их никогда! Они занесены в красную книгу.
Дети слушают песню О.Газманова «Красная книга» (можно клип) и смотрят презентацию «Красная книга Ростовской области» (Показ животных: лебеди, дрофы, степные орлы, пеликаны, сайгаки, бобры, барсуки, норки, хорьки, выдры, ежи, белозубки, выхухоль, махаон, степная дыбка, жук- олень, полозы, гадюки…)
Многих животных Ростовской области ещё можно спасти.
Реже стали встречаться орлы, коршуны, сайгаки, дрофы, пеликаны, выхухоль и другие.
На экране читают дети:
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Беседа по содержанию:
- Какие животные водятся в Ростовской области? Почему многие на грани вымирания? Что нам с вами надо делать, чтобы спасти их?
7. Рефлексия деятельности и настроения.
Появляется хорек с письмом.
«Я все слышала! Рада, что вы заботитесь о нас. Расскажите, что нового вы узнали?»
Почему у людей существует такое выражение: «Братья наши меньшие?» (Мы все живем на одной планете, как семья. Животные зависят от нас, а мы от них)
Поднимите руки, кто доволен своей работой на занятии? Кто считает, что мог бы лучше работать? Что помешало?
Сейчас зима и я предлагаю подарить нашему гостю мягкий и теплый коврик. Коврик– настроения. (Дети оценивают своё настроение и клеят разноцветные полоски на коврик)
Отличное –красный прямоугольник,
хорошее – желтый,
грустное – зеленый.
8. Итог
Подсчитываются фишки. Объявляют победителей.
Награды.
Работа за ПК (в паре) «Что лишнее»
Дети сидя за ПК, читают карточки и печатают на тренажере (касса букв) название лишнего животного.
Карточки: Ворона, сорока, синичка, страус. (На какие группы делили животных)
Баран, корова, телёнок, конь.
Лещ, дельфин, окунь, сом.
Акула, лиса, жираф, пантера.
Муравей, кот, пчела, жук.
Лось, чайка, собака, медведь.
Раздача фишек.
Приложение.
1.А.Ерошин «Про рыбалку»
Про рыбалку
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Не неси ежа домой,
Бабочку не трогай.
Люди! Помните всегда –
Их не так уж много!
«Животные Ростовской области»
Наша область имеет большую территорию. По ней протекает много рек, растёт большое количество кустарников, лесонасаждений. Всё это создаёт условия для обитания самых разных животных.
Раньше животный мир области был очень богат. Но строительство городов, ведение сельского хозяйства и другая деятельность человека изменили природные условия и это привело к уменьшению и уничтожению некоторых животных.
Исчезли рыси, медведи, шакалы. Реже стали встречаться орлы, коршуны, сайгаки, косули.
Для животных Ростовской области, степь – это благоприятная среда обитания.
Многие степные животные имеют небольшой рост, который им помогает затеряться в траве или спрятаться от хищника в норе.
У животных степных краев сильные и острые зубы, когти, клюв, крепкие копыта и рога, они имеют внешние плотные покровы, которые помогают защититься от колючек, высохшей травы, от холода и ветра.
Большинство степных животных приспособлены к ночному образу жизни. Так они укрываются от летней жары, и избегают встречи с орлами и ястребами