аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
симфоническая фантазия «Лес»;
выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;
выставка научно-познавательной и художественной литературы;
иллюстрация леса;
набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
карточки для игры «Узнай дерево по листу»;
корзинки для каждого ребенку;
жетоны в форме цветов, грибов, листочков.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса.
В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.
1. На горе шумит, а под горой молчит. ( Лес)
2. Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (Лес)
В: Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наше богатство» (Приложение 1, слайд 1)
В:
Есть у меня зеленый друг, Хороший друг, веселый. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек. (слайд 2)
В: Объект нашего исследования – лес. Что такое лес? Что вам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?
(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)
В: Давайте выясним:
Что растет в лесу?
Что произойдет, если… (Приложение 1, слайд 2)
В: Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей). (Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением леса). Чтобы ответить на эти вопросы сейчас мы с вами проведем заочную прогулку по лесу. По дороге нам будут встречаться различные препятствия и чтобы не заблудиться в дремучем лесу мы будем выполнять различные задания, которые нам приготовил Старичок-лесовичок, а за правильный ответ он будет вас награждать дарами леса: жетонами в форме цветочков, грибочков, листочков. Вы их будете собирать в свои корзинки. В: Итак, ребята, берем корзинки и идем в лес. (Звучит музыка.) Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.) Как можно назвать одним словом? (Растения) Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.) Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.) Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)(звучит музыка, появляется старичок-лесовичок).
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать, что вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)
Ученик:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать. Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ученик:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать, Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Ученик:
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают! Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Старичок-лесовичок: Правильно ребята!
Сосны, елки, березы, клены Это лес – он наш друг зеленый! Добрый друг, он шумит, поет И в прохладную тень зовет. А вы знаете, что для вас Он загадки свои припас.
Игровая ситуация «Узнай дерево»
На слайде появляются загадки, после правильных ответов детей старичок-лесовичок обращает их внимание на выставку, где находятся рисунки этих деревьев, за правильные ответы дает жетоны.) (Приложение 1, слайды 3-4)
1. Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель.)
2. Зелена, а не луг, Белена, а не снег, Кудрява, а не человек. (Береза.)
3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
4. Этой бабке сто лет, Горба у нее нет, Высоконько торчит, Далеконько глядит, Придет смерть за старушкой, Станет бабка избушкой. (Сосна.)
5. Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела, Красные кораллы. (Рябина.)
Старичок-лесовичок: Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» (слайд 5: старичок-лесовичок показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит получает жетон)
«Викторина о лесе» (Приложение 1, слайд 6)
Ведущий задает вопросы, а старичок-лесовичок подтверждает правильные ответы детей и раздает жетоны.
– Из какого дерева делают спички? (Из осины.) – Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.) – Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.) – У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.) – Из какого дерева делают пианино? (Из ели.) – Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.) – Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
В: Мы все задания выполнили, немного отдохнули, пора отправляться дальше в лес. Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.) Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) (за ответы старичок-лесовичок вручает жетоны) (Приложение 1. Слайд 7 с названием кустарников) Задание: Соотнеси название кустарника на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доске открытки с изображением кустарников, за правильный ответ – жетон.)
Старичок-лесовичок: Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).
Загадки:
1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)
2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)
5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)
В: Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.
В: Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
Ученик: Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес! (Приложение 1, слайд 8)
В: Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.
Ученик:
Здравствуй, милый мой цветок, Леса гость весенний! Как красиво ты расцвел. Здесь, в уединенье! Улыбнется ветерок. И с тобой играет. Солнце целый день тебя. Весело ласкает. (Приложение 1, слайд 9)
В: Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (Жетон) Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доску вывешивается плакат с изображением травянистых растений, за правильный ответ дается жетон) (Приложение 1, слайд 9)
Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 10, работа на интерактивной доске)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
Какое растение называют часами? (Шиповник)
Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
В: Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Ученик:
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты!
В: Вам понравилась прогулка по лесу? – Что интересного вы узнали о лесе? – Какие деревья вам встретились в лесу? – С какими кустарниками вы познакомились впервые? – О каких цветах говорили? – Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)
В:
Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живем. Другого дома нет на целом свете.
– Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных? Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка. Учитель выслушивает ответы каждой группы, та группа, которая больше дала правильных ответов награждается жетонами) (Приложение 1, слайд 11)
Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
В: Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)
Старичок-лесовичок: Ребята, вы все достояны награды и вам дарю корзину лесных лекарственных трав и цветов, заварив их и испив чай, опять мысленно можете вернуться в лес, взяв с собой книгу стихов или рассказов о лесе. (Обращает внимание детей на выставку с книгами)
Ученик: Русский лес.
Нет нечего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода – водица, вкусна и холодна. Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, а если и устану – присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь, кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.
Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. – 256 с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.