Просмотр содержимого документа
«Беседа " Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине".»
Доклад "Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине»
Содержание
Введение.
Понятие патриотизма и гражданственности.
Основы гражданско-патриотического воспитания.
Организация гражданско-патриотического воспитания.
Заключение.
Введение
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский
Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В нашей школе работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
1. Понятие патриотизма и гражданственности
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.
Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям).
У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
2. Основы гражданско-патриотического воспитания в школе
Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.
Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.
В работе с детьми выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная (урочная), внеучебная (внеурочная) и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно-массовая работа, в первую очередь, программные уроки по истории, литературе и другим дисциплинам. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно-массовыми, имеют действенно-практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе таких форм как экскурсии, концерты, поисковые мероприятия. Основными средствами воспитания выступают: информация (ее носители - литература, СМИ, педагоги, родители), эмоции педагога, общение и деятельность.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе. Составной частью патриотического воспитания в школе является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
В качестве основных задач выступают:
знакомство с истоками национальной культуры;
воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
на примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности.
Зная особенности детей, обучающихся в нашей школе , необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж…) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво…).
Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Для того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнёрами по достижению результата. Это относится и к патриотическому воспитанию. Об этом нужно помнить всегда.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий мужество, отвага, дружба. Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Далее расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Воспитанники среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.
Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития. Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское сознание постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений.
Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг и о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель приобщает учеников к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Воспитанников старших классов, безусловно, необходимо знакомить с символикой города, края, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимать вопросы загрязнения окружающей среды.
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работы в этом аспекте. Выбор темы связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры.
Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у детей, любви к дому, семье, городу, деревни, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа.
Особенности формирования гражданской позиции у учащихся с ОВЗ.
Гражданское воспитание является частью патриотического воспитания и его целью является формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции.
У детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в нашей школе наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребенка.
При развитии у ребенка с ОВЗ гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение ЦНС не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Задержка развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями и действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включение детей в воспитательный процесс нашей школы, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.
При работе над воспитанием гражданственности в условиях школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальным школьникам. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача воспитателя вместе с классным руководителем заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.
Для воспитания у детей гражданской позиции всю работу можно разделить условно на два направления, это "Я - Гражданин", и "Я и общество". Цель первого раздела "Я - Гражданин" является воспитание личности как самокритичной, эстетически развитой, с положительными нормами поведения. Этот раздел можно разделить на несколько направлений:
"Я - Концепция", его целью является осознание значимости своего положения в обществе, классе. Понимание себя как части великого русского народа.
"Моя семья" В данном направлении цель заключается в показе значимости семьи, ее родословной. Второе назначение семьи как звено в истории. Показать семью как хранительницу национальных традиций. Осуществление связи поколений через совместную деятельность.
Этот раздел хорошо приемлем для работы в младшем возрасте, маленьких детей необходимо научить себя оценивать как члена общества. А так как семья является первой структурой общества и более знакома для ребенка, то необходимо показать значимость крепких отношений в семье.
В разделе "Я и общество" цели и задачи выполняются более серьезные:
1. Знакомство с профессиями. Цель: дать знания о разнообразии и значимости профессий, об их исторических назначениях, особенностях при изменении профессии при прохождении "исторического времени".
2. Природа России. Цель: Развитие эстетических качеств при знакомстве с природой. Полезные особенности природы с целью условий жизни русского народа.
3. Граждане России. Здесь предполагается знакомство с символикой России, области. Города. Помочь детям узнать такие понятия как, "русская душа", русский характер, возрождение национальных ценностей. Познакомит детей с истоками национальной культуры, с русским фольклором, народно-прикладным искусством.
Еще необходимо в детях воспитывать положительные межнациональные общения, показать многонациональность и содружество всех народов России. Важнейшим стимулом в этой работе выступает природная любознательность ребёнка, его интерес к новому. В том числе и к межличностным отношениям.
Хотя основные разделы занятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, остаются неизменными с 1 по 9 класс, но характер работы воспитателя в каждом классе различен, что связано с развитием личности учеников, их взросления.
Дети сталкиваются с данными категориями не только на занятиях, посвященных определенной теме, но и на других занятиях, уроках, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому, нам, воспитателям с классными руководителями так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам, установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий учителя, воспитателя и ребёнка
Ребенок с ОВЗ с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств нашим учащимся так и не понять, а те понятия, которые дети из массовой школы начинают осознавать ко 2-3 классу, им будут понятны гораздо позже.
Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы-интернат, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.
Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:
Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
Обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, работа над пословицами и поговорками.
Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.
Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.
Содержание, формы работы, тематический план базируются на основных направлениях воспитания. Особую сложность представляет собой определение форм работы. Следует учитывать стремление детей к самовыражению через различные творческие акты, воспитательное и познавательное значение игр. Работа должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям.
Считаю, что в нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско- патриотическому воспитанию воспитанников. Участие в мероприятиях по данному направлению позволяет детям получить новые знания и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Стали традиционными такие мероприятия как Осенний бал, День здоровья, День матери, День конституции РФ, концерт к 23 февралю, проведение Масленицы, День космонавтики, День победы, Дни именинников, встречи с инспектором ПДН, с нашими шефами и др. Ежегодно проводятся общешкольные мероприятия, посвящённые юбилейным датам и годовщинам знаменательных исторических событий.
Одной из целей нашей совместной воспитательной работы начиная с 1 класса было развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование духовно нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, краю, Родине. Для достижения данной цели проводились различные мероприятия, к участию в которых привлекались и родители наших учеников. Это родительское собрание «, экскурсия в школьную столовую, занятие «Все профессии важны», праздник «Профессия- это труд», занятие«Калейдоскоп профессий», обобщающее занятие «Дом, в котором я живу» и др. Работа по профориентации продолжается, совсем недавно была организована и проведена экскурсия на
Заключение Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям. Каждый выпускник нашей школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.