Родительское собрание
Моя семья - частичка моей Родины
Не спрашивай, что твоя Родина может сделать
для тебя, — спроси, что ты можешь
сделать для своей Родины.
Джон Кеннеди
Цели: убедить родителей в важности патриотического воспитания детей, привития чувства любви к Родине, малой родине, своей семье.
Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей по нравственным проблемам; формировать нравственную культуру семьи
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся начального, среднего и старшего звена классов пишут сочинение «История нашей семьи в истории моей Родины», совместная работа учащихся и родителей постеров «По тропам моей Отчизны» (о семейных путешествиях по Казахстану). Форма (семейная гостиная)
ХОД СОБРАНИЯ:
I. Вступительное слово классного руководителя.
Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые уезжают из Казахстана на свою историческую Родину. Но ведь большинство все-таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.
Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?» ( М.Бернес)
- А с чего же начинается Родина? (составление кластера «Родина»).
Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, о Родине, которая не всегда занимает значительное место в нашей жизни тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, но стоит только на некоторое время уехать, оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё то хорошее и даже плохое, что было связано с ней.
Как научить свое дитя беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в нем умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для него этот мир, и эту страну? Как научить быть достойным их праху, их памяти? Об этом сегодня наш разговор. Любовь к родине, безусловно, начинается с любви к своим родителям, своей семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.
II. Анкетирование.
А сейчас мы предлагаем небольшое анкетирование, чтобы узнать то, что вы думаете по данному вопросу, и что знают Ваши дети. Некоторые вопросы в анкетах были схожи. Пока идет обработка анкет, мы посмотрим насколько хорошо вы знаете друг друга.
III. Игра «Знаем ли мы друг друга»
Вопросы родителям: (Сначала у ребенка – на ушко, затем у родителя вслух)
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
- Как вы обычно называете ребенка дома?
- Когда родилась ваша семья?
- Как зовут друга или подругу вашего ребенка?
- С кем сидит ваш ребенок за партой?
Вопросы детям: (Сначала у родителя – на ушко, затем у ребенка вслух)
- какого цвета глаза у мамы?
- какую газету любит читать папа?
- какая любимая песня у мамы?
- самый счастливый день вашего дома?
Наши дети и родители много знают друг о друге, и поэтому в семьях царит взаимопонимание и любовь. Старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Это одно из правил гармоничной семьи.
IV. Анализ Анкетирование.
Нами было проведено несколько анкет. Результаты анкетирования мы и представляем вашему вниманию.
Начнем с родителей. Вы, уважаемые родители, отвечали на вопросы нескольких анкет. Презентация.
Из всего этого можно сделать вывод: если ребенок в родительском доме окружен любовью и сам отвечает на нее, если он знает историю своей семьи, помнит о том, какую самоотверженную борьбу вели многие люди (и среди них его ближайшие родственники) для того, чтобы наша страна жила в мире без войн, то тогда можно сказать, что его знание сочетается с уважением и любовью к родине, к природе и людям, живущим в любимой стране.
Какое патриотическое воспитание ведется в семьях учеников нашего класса, каким интересным опытом могут поделиться с нами родители по привитию чувства патриотизма у детей, давайте немного поговорим об этом.
V. Дискуссия о роли и методах патриотического воспитания в семье.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я (объявляются заранее при подготовке к собранию):
1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, своего края и т. п., или для вас это неважно?
2) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то, как вами передаются эти знания?
3) Как вы отмечаете с детьми День Победы? (вопрос учащимся)
4) Считаете ли вы важным подготовить мальчиков к военной службе?
(вопрос группам мам, пап, учащихся)
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей.
Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между родителями и детьми.
Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка является его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.
Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации от поколения к поколению.
В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми.
В других семьях с энтузиазмом составляют родословную своей семьи.
В третьей – отец и сын увлекаются коллекционированием моделей чего – либо. Вариантов всего этого множество.
VI. Презентация «Семейные реликвии»
Сейчас давайте обратимся к «Семейным реликвиям наших учеников» Во время просмотра презентации взрослые и дети демонстрируют семейные реликвии и рассказывают их истории.
Ребята, через некоторое время эти вещи перейдут и к вам. И вы будете с уважением рассказывать о них своим детям.
VII. Слово классного руководителя.
Тема патриотического воспитания обсуждается нами сегодня потому, что 10 - 12-летние дети еще как губка впитывают все то, что мы хотим в них вложить. Пусть это не всегда бывает сознательно, в чем-то дети просто копируют наше поведение, наши поступки, но то, что они узнают, прочувствуют в эти годы останется с ними навсегда. А ведь это так важно, чтобы человек гордился своей страной, своей семьей. У него будет цель: не растерять, а приумножить то, что досталось ему в наследство.
Перед собранием ученики нашего класса писали сочинение: «История нашей семьи в истории моей Родины», «Фамилии, которыми гордится моя страна и Я». Вот послушайте, с какой гордостью они пишут о своих семьях. (Ученики зачитывают свои сочинения). Презентация «По тропам моей Отчизны» В данной презентации каждая семья рассказывает о своих путешествиях по родному краю.
VIII. Анализ анкет учащихся. Сегодня было проведено анкетирование и учащихся. Результаты анкетирования мы представляем вашему вниманию. Сейчас мы предлагаем вам, вам ребята соединиться со своими родителями. Следующее задание будет носить творческий характер. У любого государства есть свои символы. Эти символы есть и у нашей Родины. Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые семьи подготовить свой герб или свой флаг, или свою семейную песню (жребий).
IX. Наша беседа заканчивается. Хочется отметить, что в нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота».
Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.
X. Закончи пословицы.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
В родном краю и воздух исцеляет.
Любовь к родине у семейного очага рождается.
XI. Музыкальная открытка от учащихся (видеоролик), вручение памяток родителям.