Проблема воспитания пат-риотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
О формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных подростком знаний в области патриотизма, степени самостоятельности патриотических суждений.
Исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента патриотизма:
Когнитивный - знание истории своей Родины (в том числе малой родины), своего народа, традиций, культуры и т.д.
Эмоциональный (побудительный) - наличие чувства уважения, любви к своему Отечеству, гордость за свое Отечество, его героическое прошлое и т.д.
Деятельностный – стремление и способность проявить себя в делах на благо Отечества, проявление волевых качеств в отстаивании чести своей школы, Центра; стремление беречь памятники, реликвии, высшее проявление деятельностного компонента – защита своей страны.
Именно в единстве компоненты формируют знающего, чувствующего и действующего подростка.
Определить уровень сформи-рованности патриотических чувств подростка, часто скрытых от других людей, довольно трудно. Тем не менее, мы, педагоги, считаем возможным опереться на наблюдения, беседы, анкеты и тесты-опросники разного вида, позволяющие выявить уровень развития детей в данном направлении.
Педагог может определить уровень знаний подростков об истории России, традициях, обычаях; выявить отношение к историческим событиям; определить активную и пассивную деятельностную позицию подростка, внести коррективы в систему воспитания.
Основываясь на вышеизложенном, мы предлагаем методики диагностики патриотического воспитания подростков.
Для диагностики когнитивного компонента (выявления уровня знаний о малой и большой Родине, истории своего народа) эффективно использовать творческие задания. Например, творческое задание «Встреча с инопланетянами»: Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, который прилетел в твой город, край, страну для ознакомления с достопри-мечательностями. Расскажи ему о своем городе, крае, стране, знаменитых людях, памятниках, музеях и т.д.
Также выявить объем знаний (когнитивный компонент) помогут тестовые задания и методика «Незаконченное предложение». Воспитанники должны завершить предложения правильными, по их мнению, ответами.
Сочинения на темы «Патриотизм и как я его понимаю», «Я горжусь своей Родиной» и др. помогут определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны воспитанника (эмоциональный, побуди-тельный компонент).
Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента у воспитанников Центра мы использовали контрольные тесты к циклу «Я – гражданин России», разработанные педагогами нашего Центра.
Вводная диагностика показала, что большинство респондентов (47,5%) имеют недостаточные знания (ниже среднего уровня) о традициях, фольклоре, символике государства, исторических событиях страны, её героях, выдающихся деятелях.
41% - имеют достаточные знания.
11,5% - уровень знаний об исторических событиях, традициях, символике России низкий, знания практически отсутствуют.
Совместно с педагогами каждого отряда в рабочем порядке мы проанализировали результаты вводной диагностики, внесли коррективы в планирование воспитательной и индивидуальной работы. В конце года будем проведено повторное тестирование.
Параллельно нами было проведено изучение эмоционального компонента патриотического сознания с помощью анкеты «Гражданственность и патриотизм» среди воспитанников 5-х классов и 8-х классов.
Вашему вниманию предлагаю наиболее яркие, эмоционально окрашенные ответы воспитанников на вопросы «Что такое Родина, Отечество?» и «Что я могу сделать для своей страны?»
Что такое Родина, Отечество?
- «Дом, я живу в нем», «Наше государство», «Место, куда я всегда могу вернуться», «Отчий дом», «Страна, которой мы гордимся».
Что я могу сделать для своей страны, что хотел бы изменить?
- «Чтобы не было детских домов, чтобы у каждого ребенка была семья», «Учиться лучше, быть воспитанным», «Быть благодарным, когда вырасту», «Изменить политические отношения стран к нашей стране», «Увеличить пенсии для пенсионеров», «Избавиться от терроризма, насилия и ядовитых заводов».
Анализ результатов исследования показал, что большинство воспитанников испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей стране. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями, социально одобряемыми воспитанниками.
В процессе реализации методической темы «Патриотическое воспитание как компонент формирования личности подростка» в этом году мы рассчитываем повысить когнитивную и мотивационную составляющие патриотического воспитания, а также развивать у подростков деятельностный компонент патриотического сознания: включать их в различные виды деятельности патриотической направ-ленности, формировать активную позицию в социуме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы оценки уровня патриотического воспитания »
Способы оценки уровня патриотического воспитания. Анализ вводной диагностики воспитанников
Раевская О.В.
Проблема воспитания пат-риотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
О формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных подростком знаний в области патриотизма, степени самостоятельности патриотических суждений.
Исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента патриотизма:
Когнитивный - знание истории своей Родины (в том числе малой родины), своего народа, традиций, культуры и т.д.
Эмоциональный (побудительный) - наличие чувства уважения, любви к своему Отечеству, гордость за свое Отечество, его героическое прошлое и т.д..
Деятельностный – стремление и способность проявить себя в делах на благо Отечества, проявление волевых качеств в отстаивании чести своей школы, Центра; стремление беречь памятники, реликвии, высшее проявление деятельностного компонента – защита своей страны.
Именно в единстве компоненты формируют знающего, чувствующего и действующего подростка.
Определить уровень сформи-рованности патриотических чувств подростка, часто скрытых от других людей, довольно трудно. Тем не менее, мы, педагоги, считаем возможным опереться на наблюдения, беседы, анкеты и тесты-опросники разного вида, позволяющие выявить уровень развития детей в данном направлении.
Педагог может определить уровень знаний подростков об истории России, традициях, обычаях; выявить отношение к историческим событиям; определить активную и пассивную деятельностную позицию подростка, внести коррективы в систему воспитания.
Основываясь на вышеизложенном, мы предлагаем методики диагностики патриотического воспитания подростков.
Для диагностики когнитивного компонента (выявления уровня знаний о малой и большой Родине, истории своего народа) эффективно использовать творческие задания. Например, творческое задание «Встреча с инопланетянами»: Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, который прилетел в твой город, край, страну для ознакомления с достопри-мечательностями. Расскажи ему о своем городе, крае, стране, знаменитых людях, памятниках, музеях и т.д.
Также выявить объем знаний (когнитивный компонент) помогут тестовые задания и методика «Незаконченное предложение». Воспитанники должны завершить предложения правильными, по их мнению, ответами.
Сочинения на темы «Патриотизм и как я его понимаю», «Я горжусь своей Родиной» и др. помогут определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны воспитанника (эмоциональный, побуди-тельный компонент).
Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента у воспитанников Центра мы использовали контрольные тесты к циклу «Я – гражданин России», разработанные педагогами нашего Центра.
Вводная диагностика показала, что большинство респондентов (47,5%) имеют недостаточные знания (ниже среднего уровня) о традициях, фольклоре, символике государства, исторических событиях страны, её героях, выдающихся деятелях.
41% - имеют достаточные знания.
11,5% - уровень знаний об исторических событиях, традициях, символике России низкий, знания практически отсутствуют.
Совместно с педагогами каждого отряда в рабочем порядке мы проанализировали результаты вводной диагностики, внесли коррективы в планирование воспитательной и индивидуальной работы. В конце года будем проведено повторное тестирование.
Параллельно нами было проведено изучение эмоционального компонента патриотического сознания с помощью анкеты «Гражданственность и патриотизм» среди воспитанников 5-х классов и 8-х классов.
Вашему вниманию предлагаю наиболее яркие, эмоционально окрашенные ответы воспитанников на вопросы «Что такое Родина, Отечество?» и «Что я могу сделать для своей страны?»
Что такое Родина, Отечество?
- «Дом, я живу в нем», «Наше государство», «Место, куда я всегда могу вернуться», «Отчий дом», «Страна, которой мы гордимся».
Что я могу сделать для своей страны, что хотел бы изменить?
- «Чтобы не было детских домов, чтобы у каждого ребенка была семья», «Учиться лучше, быть воспитанным», «Быть благодарным, когда вырасту», «Изменить политические отношения стран к нашей стране», «Увеличить пенсии для пенсионеров», «Избавиться от терроризма, насилия и ядовитых заводов».
Анализ результатов исследования показал, что большинство воспитанников испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей стране. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями, социально одобряемыми воспитанниками.
В процессе реализации методической темы «Патриотическое воспитание как компонент формирования личности подростка» в этом году мы рассчитываем повысить когнитивную и мотивационную составляющие патриотического воспитания, а также развивать у подростков деятельностный компонент патриотического сознания: включать их в различные виды деятельности патриотической направ-ленности, формировать активную позицию в социуме.