kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды художественной обработки древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : обобщить знания учащихся, совершенствовать умения и навыки учащихся по видам художественной обработки древесины: резьбе, гравировке, инкрустации, мозаике, выжиганию, художественному выпиливанию. Выяснить знания учащихся по видам художественной обработки древесины.

Образовательные задачи :углубить знания учащихся по видам художественной обработки древесины,  по породам деревьев, древесина которых  больше всего подходит к определенным видам художественной обработки древесины. Совершенствовать умения учащихся  по владению инструментами, применяемые для данной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды художественной обработки древесины»

Урок технологии в 9-ом классе.

Разработал учитель технологии Арыкбалыкской средней школы

Айыртауского района Северо-Казахстанской области Республики

Казахстан

Нихаенко Вадим Николаевич.

Тема : Виды художественной обработки древесины.

Цель урока : обобщить знания учащихся, совершенствовать умения и навыки учащихся по видам художественной обработки древесины: резьбе, гравировке, инкрустации, мозаике, выжиганию, художественному выпиливанию. Выяснить знания учащихся по видам художественной обработки древесины.

Образовательные задачи :углубить знания учащихся по видам художественной обработки древесины, по породам деревьев, древесина которых больше всего подходит к определенным видам художественной обработки древесины. Совершенствовать умения учащихся по владению инструментами, применяемые для данной работы.

Развивающие задачи: развивать творческие способности учащихся при выполнении видов художественной обработки древесины. Выяснить как усвоили учащиеся виды художественной обработки древесины.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся художественный вкус , аккуратность, бережливость.

Оборудование урока: заготовки древесины, изделия, сверла, ножи-косяки, резцы, лобзики ,стамески, ножовки, рашпили, долото, фанера, киянки, электровыжигатели, фанера, копировальная бумага, карандаши.


Ход урока:


I.Организация класса. Художественную обработку древесины вы изучали в 6-8-х классах. Сегодня мы обобщим материал по видам художественной обработки древесины . Тема сегодняшнего урока: Виды художественной обработки древесины.

III. Обобщение материала ( вступительное слово учителя):

Древесина-это красивый, доступный, универсальный, прекрасный поделочный материал в природе, обладающий достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легкой обрабатываемостью самым несложным инструментом. Дерево прочно, упруго, легко склеивается, хорошо поддается отделке. Это – любимый и широко применяемый человеком материал на протяжении многих веков . Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой , а удивительные природные качества древесины –красивая естественная текстура, теплоизоляционность, водонепроницаемость и другие ценные свойства способствовали созданию из дерева изделий разнообразных по назначению, формам, цвету и фактуре,

привлекали изобретательных мастеров, в искусных руках которых древесина превращалась в изящные изделия. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, радует человека, доставляет ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы. Качество дерева как материала нагляднее всего проявляется в процессе его обработки и декоративной отделки, в готовых изделиях из древесины

К способам отделочных работ по дереву относятся : резьба и гравировка, инкрустация, мозаика , выжигание и художественное выпиливание.

Вам было дано задание на дом по группам, каждая группа характеризует определенный вид художественной обработки древесины.

Сейчас мы будем слушать учащихся каждой группы.

I. группа характеризует виды резьбы, учащиеся показывают иллюстрации изделий с разными видами резьбы, демонстрируют готовое изделие, украшенное резьбой , знакомят учащихся с техникой безопасности при выполнении резьбы, с инструментами , с технологией выполнения резьбы (на столах у учащихся карточки по технике безопасности).

Резьба по дереву.

Еще в XVII в. дома и другие деревянные постройки обильно украшали резьбой.

Популярен народный промысел абрамцево- кудринской плоскорельефной резьбы (пр.3).

Известна всему миру семеновская матрешка (пр.4), которая неоднократно

завоевывала золотые медали на выставках Парижа и стала символом России.

Резьбой украшали фронтоны, крыльцо изб и наличники.(пр.5).

В XVIII в. мастера Казахстана украшали резьбой оружие дубины(соил),луки со стрелами булавы(шактар). (пр.6).

Мастера, изготовляющие юрты высоко ценятся у казахского народа, при изготовлении деревянных деталей юрты использовали резьбу.(пр 7.)

Резьба была обязательным украшением посуды из дерева: миски для кумыса, поварешки, пиалы, блюда, деревянные ящики для хранения продуктов –кебеже.(пр.8.)

Резьба по дереву.

Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба Предпочтение отдается липе, ее древесина одинаково хорошо режется вдоль и поперек волокон. В нашей местности традиционным материалом для выполнения резьбы является береза.

Различают следующие основные виды резьбы: плоская, глухая, плосковыемчатая (рис. 54, учебник), ажурная, рельефная и скульптурная. При плоской(глухой) резьбе на поверхности изделия образуются небольшие углубления, составляющие геометрический рисунок из различных треугольников, квадратов, многогранников, линий . Это так называемая геометрическая резьба (рис 55, учебник).(пр.9.)

Ажурная ( сквозная) резьба (рис.56, учебник)- это разновидность плоской резьбы, но делается она не глухой: фон вырезается насквозь.(пр.10.)

Ажурная резьба выполняется с помощью узких ножовок, лобзиков, сверл.

(Демонстрация инструментов).

Стамеска является подсобным инструментом для зачистки и скалывания излишней древесины.

Более сложными по исполнению видами являются рельефная и скульптурная резьба. Рельефная подразделяется на барельеф и горельеф . Этими способами чаще всего изображаются фигуры животных, птиц. Скульптурной резьбой, отличающейся от рельефной еще большей выпуклостью ,вырезают головы оленей, львов, коней, птиц . В этом случае фигуры почти полностью отделяются от фона и становятся скульптурой(пр 11). Для этих видов резьбы применяют полукруглые и круглые стамески, изогнутые рашпили, обыкновенные стамески с прямым или скошенным лезвием, долота, ножи. ( демонстрация инструментов).

Для различных видов резьбы применяются разные способы резания и соответствующий инструмент. Но все сводится к тому, чтобы снять с поверхности заготовки лишнюю древесину, образовать путем ее срезания рисунок и фон.

Трехгранно-выемчатую резьбу выполняют стамеской или ножом в следующей последовательности:

1. Накалывание: в точке пересечения лучей тругольника острый кончик ножа углубляют в древесину на 2-4 мм. При этом на вершине фигуры остается легкий, едва заметный поверхностный надрез глубиной в десятую долю миллиметра. Накалывание повторяют трижды для каждой фигуры, начиная всегда с центра.(демонстрация накалывания).

2.Подрезание. Задача подрезания состоит в том, чтобы вырезать и удалить из фигуры трехгранные кусочки древесины. Поворачивая заготовку и наклоняя инструмент в ту или иную другую сторону, направляя лезвие от верхних граней треугольника к центру, постепенно усиливая нажим, срезают треугольники, образуя такой же формы выемку.(демонстрация подрезания).

Не сложной является выполнение ажурной прорезной резьбы. Материалом могут быть тонкие дощечки, а из инструментов потребуются коловорот или дрель, мелкозубая ножовка, лобзик и стамеска.(показать инструменты). Начинают с разметки и нанесения рисунка на деревянную поверхность.

Затем высверливают круглые отверстия, делают пропилы, излишки древесины вырубают стамеской.

У вас на столах карточки по технике безопасности при выполнении резьбы,

при работе необходимо соблюдать технику безопасности.


Техника безопасности при выполнении резьбы:

1. нож или стамеску держат крепко зажатыми в кулаке;

2. ладонью левой руки заготовку плотно прижимают к столу, а правая рука опирается на стол или на обрабатываемую доску;

3. резак попеременно наклоняют то в одну, то в другую сторону, а заготовку поворачивают в зависимости от направления волокон древесины;

4. при трехгранно- выемчатой резьбе резание все время ведут или вдоль волокон древесины, или под углом, но не навстречу им.


II. группа характеризует гравировку, инкрустацию, маркетри, интарсию.

Учащиеся показывают данные виды художественной обработки ,готовое изделие, украшенное гравировкой.Рассказывают об инструментах, знакомят с техникой безопасности при выполнении гравировки.

( на столах у уч-ся карточки по технике безопасности).


Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенного покрытия снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок.( демонстрация изделия).(пр.12)

Техника выполнения гравировки:

1.рисунок сначала наносят на лист бумаги, бумагу наклеивают на поверхность изделия;

2. контур рисунка накалывают тонкой иглой, по наколотому контуру резцом соскабливают слой лака, но только самый верхний , чтобы не обнажать светлую древесину.

Техника безопасности: 1. инструмент удерживают указательным и большим пальцами, рука опирается на средний палец. 2. соскабливание производит движениями от себя.

Инкрустация- украшение изделий, зданий узорами и изображениями из металла, дерева, мрамора, керамики, перламутра.( пр.13.) Вырезанные пластинки этих материалов в разной конфигурации врезаются в деревянную поверхность по заранее нанесенному на нее рисунку и могут образовывать орнаменты и даже целые картинки (рис.59, учебник).

Маркетри- вид мозаики из фигурных пластинок фанеры( различных по свету и текстуре), которые наклеивают на основу(деревянную мебель, панно). (пр.14) .Наборным рисунком закрывают всю поверхность изделия, а заготовки выпиливают лобзиком или вырезают ножом одновременно с фоном. Остается вставить полученные куски один в другой и наклеить их на основание. Таким способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей, любые рисунки.( рис.60, учебник).

Разновидностью инкрустации являются интарсия, прессование, тиснение, лепка.

Интарсия- фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянных изделий ( рис. 61, учебник).(пр15.)

Прессование и тиснение относятся к машинным способам отделки и стоят ближе к резьбе и гравированию по дереву. Этими способами отделывают спинки и сиденья так называемой венской гнутой мебели, стульев, кресел, детской мебели. (рис62, рис63, учебник ,пр 16).

III. группа рассказывает о художественном выжигании об устройстве выжигателя, технологии выжигания, демонстрируют изделия, украшенные выжиганием, заостряют внимание на технике безопасности при выполнении выжигания.( на столах у уч-ся карточки по технике безопасности).

Выжигание по дереву, названное пирографией, широко распространено для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, шкатулок, рамок для картин, сувенирных изделий.(рис.64, стр93, учебник). (пр.18.) Выжигание основано на естественном свойстве любой древесины изменять цвет под действием высокой температуры- от светло-желтого до коричневого и почти черного. Со временем окраска не меняется, а сохраняется очень долго, веками. Легкими прикосновениями к древесине раскаленной иглой или проволокой выжигают рисунок, сделанный карандашом. Для выжигания пригодна несмолистая древесина любых пород дерева, но более насыщенный рисунок получается на светлых поверхностях.

С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и доступных способов художественной обработки древесины. Во всех случаях при выжигании нужно идти от более крупных элементов рисунка к более мелким. При выполнении сложного контурного рисунка штифт следует передвигать по поверхности древесины, слегка касаясь ее. Скорость передвижения во многом зависит от силы накала штифта и

твердости древесины. Контурные рисунки лучше выжигать с помощью штампика. Штампик прикладывается к древесине на каком-либо участке контура. Получив выжженную черточку, нужно приподнять штампик и, передвинув его, выжигать следующую черточку, черточки должны сливаться в единую линию.

Выжженный рисунок можно раскрасить. Для раскраски применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, тушь, анилиновые краски. Пирографическая работа, выполненная на отдельной дощечке и помещенная на стене, вряд ли выглядит как самостоятельное художественное произведение. Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева.( демонстрация изделий) Сначала нужно сделать изделие, а затем выжечь на нем рисунок . Рисунок должен быть лаконичным и сдержанным. Украшая изделие, не следует перегружать его выжиганием. Рисунок должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева.

Изобретение электровыжигателя сделало пирографию одним из самых простых и доступных способов художественной обработки деревянных изделий.

2. Устройство электровыжигателя ( демонстрация).

Рабочий орган электровыжигателя- перо- согнутая проволока, разогреваемая электрическим током. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают нужную степень накала. На заранее нанесенном рисунке вначале ставят маленькие точки, затем проводят линии. В конце линии перо следует резко отрывать от рисунка, чтобы не испортить его. Вести перо надо без нажима.

4.Приемы выжигания: а) хватка выжигателя; б) регулирование степени накала нагревательной иглы; в)нанесение точек разного размера, тонких и толстых прямых и кривых линий различной степени насыщенности ; г) перемещение нагревательной иглы( медленно, равномерно, без нажима);

д) разновидности нагревательных игл, применяемых при выжигании, способ их замены. (демонстрация).


IV. группа демонстрируют изделия, украшенные художественным выпиливанием, показывают устройство лобзика, характеризуют процесс выполнения выпиливания, технику безопасности при выпиливании.

Выпиливание лобзиком, как и резьба по дереву,- один из прикладных видов искусства( рис.65, стр.95).(пр 17).

В качестве материала для выпиливания используется чистая, без сучков клееная фанера толщиной не более 6мм.

Перед нанесением рисунка поверхность фанеры шлифуют с двух сторон мелкозернистой шкуркой или можно пропитать верхние слои фанеры олифой. Для выпиливания применяется лобзики с пилками, деревянный станочек с винтовой струбциной, прямое шило, небольшой молоточек, напильник. Для сборки отдельных фанерок таких предметов, как полочки, настольные лампы, шкатулки потребуются коловорот со сверлами, плоскогубцы, стамеска, нож и некоторые другие инструменты.

Полотно лобзиковой пилки по дереву имеет ширину от 0,3 до 1,5 мм. Для тонкой ажурной работы, когда направление пропила приходится менять через каждые 2-3 мм, лучше выбирать пилки с узкими полотнами. При пилении твердой древесины, а также от длительной работы пилка сильно нагревается, поэтому следует периодически делать перерывы.

Качество выпиливания лобзиком зависит от умения правильно и надежно удерживать режущий инструмент в правой руке. Следует прекратить пиление в том случае, если полотно пилки хотя бы на долю миллиметра уклонилось от линии рисунка.

Важную роль играет степень натяжения пилки. Обычно пилка имеет такую длину, что один ее конец при нормальном натяжении выступает из верхнего зажимного винта на 10-15мм. При работе такая пилка будет издавать слабый звенящий звук. Слабо натянутая пилка при первом же незначительном препятствии согнется и может лопнуть. Если пилка правильно натянута, она обеспечит правильный распил. В среднем в секунду делается5-6 движений, длина пропила составит при этом от 5до 12 мм. При плавных поворотах линии рисунка движение надо немного замедлить, а при резких поворотах движение пилки прекратить вовсе, но продолжать движение лобзика сверху вниз и обратно до тех пор пока полотно пилки не развернется в нужном направлении. При этом плавно поворачивают заготовку на станочке левой рукой. Поворачивать по линии рисунка надо не лобзик, а фанеру.

Технология выпиливания. Начинают выпиливание с небольших внутренних замкнутых пропилов. В этих местах сверлом или шилом делают отверстия для продевания пилки. Когда все замкнутые пропилы сделаны, приступают к открытому прорезному пилению.

Заготовку все время потно прижимают ладонью левой руки к станочку, а точка пропила приходится на среднюю часть треугольного выреза в доске.

Когда на заготовке сделано уже много вырезов и фанера стала вибрировать, точку пропила перемещают в более узкую часть треугольника, а двумя пальцами , расположенными близко к пилке, прижимают детали рисунка к станочку. Когда выпиливание закончено, обратную сторону изделия зачищают шкуркой, чтобы снять образовавшиеся заусенцы.

Единственно правильное положение лобзика- перпендикулярно к плоскости заготовки.

Учитель: Для разных видов художественной обработки древесины подходят определенные виды пород деревьев.

Для мозаичных и резных работ лучше всего подходит древесина сосны , лиственницы, можжевельника, яблони, дуба. Для резьбы подходит древесина кедра, кипариса и туи, березы, груши. .Для мозаичных работ больше всего подходит ель, ясень, карагач, грецкий орех. Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, бука, груши, березы, дуба . Лучшие породы для выжигания :липа, ольха, тополь, береза, бук.

IV.Практическая работа «Художественная обработка древесины»


Вводный инструктаж:


Сейчас каждый ученик выбирает определенную заготовку и выполняет то украшение, которое желает, для чего выбирает инструменты, приспособления. Выберите соответствующую карточку по технике безопасности и карточку по последовательности выполнения определенного вида художественной обработки древесины и приступайте к работе.


Текущий инструктаж: индивидуальная помощь уч-ся, контроль учителя за выполнением работы, за соблюдением учащимися техники безопасности.


Заключительный инструктаж: анализ успехов и ошибок учащихся, оценка работ.



V.Домашнее задание стр. 85-98.


VI.Итог урока, оценки за урок.


VII.Уборка кабинета.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Виды художественной обработки древесины

Автор: Нихаенко Вадим Николаевич

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Художественная обработка древесины"
    ["seo_title"] => string(39) "khudozhiestviennaiaobrabotkadrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "259223"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448694643"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesin_1"
    ["file_id"] => string(6) "366695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481054648"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Методическая разработка занятия."Художественная обработка древесины."" Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesiny_"
    ["file_id"] => string(6) "365836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480881109"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработка древесины»"
    ["seo_title"] => string(97) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "306920"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458219606"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Художественная обработка изделия из древесины. "
    ["seo_title"] => string(54) "khudozhiestviennaia-obrabotka-izdieliia-iz-drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "230091"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441981008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства