Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработка древесины»
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработка древесины»
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
1.2 Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
1.3 Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработка древесины»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников» муниципального образования «город Бугуруслан»
Рассмотрена на заседании
методического совета МБУДО СЮТ
« 10 » сентября 2015 г.
(Протокол №1)
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР_______
А.Н. Курбангалиева
«___» _________2015г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественная обработка древесины»
(название)
Составитель: Костин А.С.,
педагог дополнительного
образования,
направленность программы: техническая,
возраст обучающихся 12-14 лет,
срок реализации программы:
1 год,
год разработки программы: 2015г.
г. Бугуруслан
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3
1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
3
1.3.
Цель и задачи программы
3
1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
4
1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
4
1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
4
1.7.
Концепция программы
4
1.8.
Режим и формы занятий
5
1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
5
1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
6
2.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7
2.1.
Первый год обучения
7
2.2.
Второй год обучения
8
2.3.
Третий год обучения
9
3.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
10
3.1.
Первый год обучения
10
3.2.
Второй год обучения
12
3.3.
Третий год обучения
14
4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
17
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
6.
ПРИЛОЖЕНИЯ
20
Пояснительная записка.
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
1.2 Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
1.3 Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Изучить технологию плетения из лозы;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
1.4 Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Дети в возрасте 13-14 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
1.6 Срок реализации программы
1 года.
1.7. Концепция программы
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.
Идеясочетания теории и практики
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала.
Идея восхождения
В процессе освоения нового материала ребёнок проходит весь путь от простого к сложному. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
Идея творческого самовыражения и самореализации, позволяющая развить и реализовать потенциал личности ребенка. Помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения
В основу дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины» положены следующие принципы:
принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных композиций. Принцип реализуется также при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учёт индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях учащегося с педагогом;
принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребёнок может ощутить успех от самостоятельной деятельности, выраженной в создании модели.
1.8 Форма и режим занятий:
Первый год обучения рассчитан на детей 13-14 лет 72 часа в год (2 часа в неделю, т. е. 1 раза по 2 часа)
Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация.
2. Учебно-тематический план
1 год обучения 72 часа
№п/п
Содержание темы
Количество часов
Всего
Теория
Практические работы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (26 часа)
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
2
1
1
1.4.
Виды резьбы по дереву.
3
1
2
1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
1
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
3
1
2
1.7
Сборочные и отделочные работы.
3
1
2
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
1
1.9
Работа над конструкцией изделия.
3
1
2
1.10
Построение орнамента.
3
-
3
1.11
Отделка изделия.
2
-
2
1.12
Изготовление изделия.
3
3
26
9
17
Раздел II. Художественное выжигание (20 часов)
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
1
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
1
1
-
2.3
Основы композиции.
2
1
1
2.4
Подготовка заготовок к работе.
1
1
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
3
1
2
2.6
Основные приёмы выжигания.
3
1
2
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
2
2
2.8
Отделка изделия.
2
2
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
5
-
5
20
5
15
Раздел III. Плетение из лозы (26 часов)
3.1
Организация рабочего места. Заготовка прута.
4
1
3
3.2
Инструменты и вспомогательные материалы
2
1
1
3.3
Некоторые виды плетения
10
4
6
3.4
Круглая корзина для грибов
4
-
4
3.5
Корзина с обручем
5
1
4
3.6
Выставка детского творчества
1
26
7
19
3.Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (26часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (2 часа)
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)
Раздел II. Художественное выжигание (20часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория ( 1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(1 час)
Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания( 2 часа)
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория ( 1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: выполнение настенного панно (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (5часов)
Раздел III. Плетение из лозы (26 часов)
Тема 3.1 Организация рабочего места.
Теория: технология изготовления изделий из лозы. Организация рабочего места. ТБ при работе с лозой. (1 час)
Практическая работа: заготовка прута. (3 часа)
Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы
Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час)
Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час)
Тема 3.3. Некоторые виды плетения
Теория: технология некоторых видов плетения. Знакомить с простым плетением, плетением веревочкой в два прута, плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа)
Практическая работа: изготовление кашпо без дна плетением веревочкой в два прута, (6 часов)
Тема 3.4. Корзина для грибов
Практическая работа: плетение корзины для грибов. Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением ( 4 часа)
Тема 3.5. Корзина с обручем
Теория: Технология плетения корзины с обручем (1 час).
Практическая работа: плетение корзины с обручем Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением. (4 часов)
Тема 3.6.Итоговая аттестация.(знание теории и практики в форме выставки детского творчества).
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п
Наименование раздела и темы
Форма занятий
Приемы и методы
Форма подведения итогов
Средства обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Беседа
Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований
Вводная диагностика
Раздаточный материал
1.2.
Основы материаловедения.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая беседа
Таблицы, инструменты и принадлежности
1.3
Материалы, инструменты и приспособления.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.4.
Виды резьбы по дереву.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.5.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.7
Сборочные и отделочные работы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.9
Работа над конструкцией изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.10
Построение орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.11
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.12
Изготовление изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.4
Подготовка заготовок к работе.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.6
Основные приёмы выжигания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Раздел III. Плетение из лозы
3.1
Организация рабочего места. Заготовка прута.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
3.2
Инструменты и вспомогательные материалы
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
3.3
Некоторые виды плетения
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
3.4
Круглая корзина для грибов
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
3.5
Корзина с обручем
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
3.6
Выставка детского творчества
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
циркуль
Пилки для лобзика
Электровыжигатель
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды
5.Список литературы:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
Приложение № 1
История художественной обработки древесины
Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.
Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.
XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы.
В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.
В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.
Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.
Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.
На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.
Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.
В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.
Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета.
Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.
В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование.
После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.
В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется. Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.
Приложение №2
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Занятия по технологиям проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из васвыделено постоянное рабочее место. Рабочее место для обработки древесины оборудуетсястолярным верстаком (1), стулом (2), стеллажами,ящиками, полками и тумбочками дляразмещения и хранения инструментов, приспособлений и заготовок.
Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верстак представляет собой рабочий стол. Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называетсястоляр. Произошло это название от основного вида деятельности — изготовления столов. Существует два вида верстаков: столярный (деревянный) иуниверсальный (комбинированный). Столярный верстак применяют для обработки древесины, ауниверсальный — для обработки древесины и металлов. Столярный верстак состоит из подверстачья , крышки с отверстиями, в которые вставляют клинья, лотка , переднего зажима , заднего зажима , выдвижных или поворотных пальцев . Передний зажимпредназначен для закрепления заготовок, например при строгании. Отверстия с клиньями предназначены для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке ,образованном крышкой верстака и брусками обвязки, размещают инструмент.
Задний зажим используется для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные или поворотные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления. Для ручной обработки изделий из древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления.
К режущим инструментам относятся ножовки различных конструкций, пилы,рубанки, стамески и многие другие инструменты.
Измерительными инструментами служат линейки, угольники, циркули, транспортиры и т. д.
Все инструменты и приспособления хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук (рис. выше). Каждый инструмент хранится строго на своем месте. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика. Проверяют это так: нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на его крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту (см.рис.).
Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным. Для этого их зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (см.рис.). Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки. Обработка деревянных заготовок на рабочем месте должна выполняться с наименьшими затратами труда, сил и энергии, а также с наименьшим количеством движений. Работу выполняют в специальной одежде: халатах, комбинезонах или фартуках. На голову обычно надевают берет. При работе соблюдают правила ухода за верстаком.
Основные правила эксплуатации верстака.
1. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами. 2. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака. 3. Не ударять молотком по крышке верстака и зажимам. 4. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой. 5. На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты. 6. По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.