1.Познакомить обучающихся с инструментами для пиления заготовок из древесины, понятиями «поперечное пиление», «продольное пиление», «разводка зубьев», правилами и последовательностью пиления заготовок различной толщины, приспособлениями для пиления, правилами безопасной работы;
2. Научить обучающихся качественно распиливать заготовки из древесины и древесных материалов по разметке;
3. Развивать аккуратность, трудолюбие и бережливое отношение к использованию конструкционных материалов.
№ п./п. | Этапы урока | Цель этапа | Время мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приемы УУД |
1. | Организационный момент | Активизация деятельности учащихся | 2 | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные:порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 3 | Демонстрирует обучающимся инструменты и приспособления для пиления заготовок из древесины. Целесообразно показать на образцах отличие в шероховатости поверхностей, полученных при пилении пилами с крупными и мелкими зубьями. Понятие «разводка зубьев» можно пояснить по рисункам 24 и 25 из учебника. После этого, измерив на реальной ножовке ширину разведённых зубьев, сказать, что ширина развода в полтора-два раза больше толщины полотна пилы. Затем учитель демонстрирует, как правильно держать столярную ножовку, приёмы пиления заготовок различной толщины на верстаке и в приспособлениях, акцентируя внимание учащихся на правилах безопасной работы при пилении. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. Планируют варианты выполнения творческого проектного задания. | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. |
3. | Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | 15 | Проводит повторение пройденного материала: Рекомендуемые вопросы для фронтального опроса. Древесину какой породы труднее распилить: дуба или липы Пиление — это технологический процесс или технологическая операция? Назовите правила безопасной работы у верстака. Что такое припуск? Какой припуск назначают при пилении? | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся. |
4. | Первичное усвоение новых знаний | Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | 25 | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение самого понятия «пиление древесины», видами инструмента, его устройством и подготовкой к работе, правилами выполнения работ; Способствует формированию уверенности обучающихся в своих силах, при выборе идеи будущего проекта | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи у доски и в рабочей тетради. | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли. |
5. | Первичная проверка знаний. | Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме. | 10 | Задает вопросы: 1. Какие инструменты и приспособления применяют для пиления заготовок из древесины? Для чего перед распиливанием в заготовке делают небольшие надрезы — запилы? Почему при пилении полотно пилы нужно перемещать под прямым углом к плоскости заготовки? Чем отличается распиловка тонкой и толстой заготовок? Каким образом стусло помогает распилить несколько заготовок под одинаковым углом? | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. |
6. | Первичное закрепление | Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия | 10 | Предлагает задание на усвоение «новых знаний». фронтальная форма Практическая работа № 6. Пиление заготовок из древесины При выполнении п. 1 практической работы необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради. Перед распиливанием заготовок, выданных учителем, или заготовок детали проектного изделия учащимся целесообразно потренироваться в пилении на непригодном материале (обрезках пиломатериалов). индивидуальная форма Критерии оценки качества выполнения практической работы № 6 из учебника могут быть следующими: правильность заполнения таблицы в рабочей тетради; соблюдение правил безопасной работы; правильный выбор инструмента для пиления; надёжность закрепления заготовки; обязательное выполнение запила; соблюдение приёмов пиления; правильное использование приспособлений для пиления; совпадение пропилов с разметкой; точность размеров выпиленных заготовок; время выполнения задания. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе |
7. | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования. | 7 | Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера |
8. | Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 3 | Сообщает Д/з: Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум; (репродуктивный уровень) - ответить на вопросы, приведённые в конце § 8 учебника. Конструктивный и Творческий; - найти в Интернете или других источниках информацию, как работает станок для пиления заготовок из древесины, у которого концы тонкого ножовочного полотна соединены между собой на заклёпках, как обруч. Рассказать о нём на следующем уроке. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. | Личностные: осознание важности обучения предмету систематического выполнения д/з; ; |
9. | Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 3 | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания в практической деятельности? Для чего необходимо знать данный материал? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности; Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |
10. | Рефлексия деятельности. | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. | 2 | Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС- сообщения, законченное предложения; | Высказывают мнение о прошедшем занятии, в форме конструктивного диалога | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |