урок №________ дата_________ Конспект урока технологии на тему: "Чеканка по металлу - Парус".
Цели:
Изучить и ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов.
Задачи:
Образовательная: Познакомиться с понятием ЧЕКАНКА и изучить инструменты для её выполнения;
продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
Развивающая: развитие интереса к предмету, декоративно-прикладному искусству, развивать способность учеников анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
Формировать положительное отношение к знаниям.
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с металлом, соблюдение правил техники безопасности;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: объяснение нового материала;
Инструменты и оборудование:
Видеопроектор, ноутбук, презентации на тему «Чеканка металла», «М.Ю. Лермонтов – жизнь и творчество», «Парус» – И. Айвазовского», тетради, ручка, карандаш, металл, чеканно, подкладка, фартуки, нарукавники, клеенка. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», портрет М.Ю.Лермонтова. Парусник – рисунки детей, учебник.
Время: 45 мин (1 урок)
Ход урока:
I. Организационно-подготовительная часть:
1. приветствие:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок
2. проверка рабочего места ученика:
Чтоб работа закипела
Приготовим всё для дела.
Будем чеканить, мастерить –
Всё должно в порядке быть!
Чтоб парту сохранить
Клеёнку надо постелить,
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Фольгу на место положи.
В порядке вещи содержи.
Вопросы проблемного диалога с целью определения темы урока:
Встречались ли вы с понятием чеканка?
Знаете ли вы, как выполняется чеканка?
Какими инструментами?
Как называется профессия человека, который выполняет чеканку?
2. Обобщение ответов учеников, определение темы урока.
II. Изложение нового материала с использованием презентации.
Учитель: Чеканкой занимается специалист по профессии чеканщик. Он должен быть «мастером своего дела».
Чеканщик может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали.
Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин.
Важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство.
Работа с толковым словарем.
Учитель: найдите в толковом словаре слово «чеканка».
Чеканка — это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Является одним из вариантов художественной ковки.
Встретилось слово рельеф, может быть кто-нибудь встречался с этим понятием?
Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона
Немного истории (сопровождается презентацией.)
Учитель: Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.
Виды чеканки (показ презентации):
1.контурная чеканка (при помощи опускания фона, без выколотки рельефа)
2. рельефная
4. объемная
5. ажурная (прорезная) чеканка - оклады старинных книг
Таким образом, ЧЕКАНКА - это искусство художественной обработки металла: Золото, Медь, Серебро, Латунь, Алюминий, Сталь, Кровельное железо.
Учитель: А кто знает, чем можно делать чеканку? Как называется инструмент, которым чеканят? (чеканно).
Работа с учебником стр.- 38. Показ разных видов чеканно.
Учитель: Их изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью.
Также используются металлические чеканно.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Изготовление панно «Парус» с помощью чеканки) Учитель: А теперь разберем этапы создания изделия с помощью чеканки.
(работа с учебником, инструкционная карта стр. - 39).
- Прочитайте хором инструкционную карту.
Выберите сюжет
Сделайте эскиз
Перенесите рисунок на пластину
Обведи изображение…
Положи пластину на подкладку
Выполни необходимые приемы чеканки…
IV. Психологическая подготовка обучающихся.
Учитель: В моей руке маленький кораблик. С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова.
Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова.
Ученик: Читают доклад с показом презентации (смотрите приложение № 1,2)
Ученик: Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в, то, же время достаточно непростой, и это не могло, не отразится на его творчестве.
Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет.
Чтение учеником стихотворения «Парус» (сопровождается презентацией по гиперссылке с предыдущей презентации).
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрепит...
Увы, - он счастья не ищет
И не от счастья бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Учитель: А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение?
Ученик: Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет, поэтому море неизвестно куда и просит бури.
Ученик: Оно разное. Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное.
Учитель: Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса.
Ученик: Он «Одинокий»
Учитель: Правильно. Говоря «одинокий», можно характеризовать не только предмет, но и состояние души человека.
(Сопровождение стихотворения «Парус» произведениями других видов искусства).
Учитель: Стихотворение «Парус» Лермонтова нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. Иван Айвазовский – великий русский художник изобразил морские пейзажи.
Учитель: А похожи ли картины на пейзаж, нарисованный Лермонтовым.
Учитель: Среди данных репродукций есть рисунок самого Лермонтова. И возможно, что перенося образ одинокого паруса в другое художественное измерение, Лермонтов непроизвольно подчеркнул свое настроение, владевшее им в те годы.
А, кто из вас нарисовал рисунок к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус»?
Выставка рисунков самих учащихся.
V. Физминутка для глаз «Море» (презентация)
VI. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат материалы и инструменты для творческой работы. Постарайтесь передать своё впечатление и изобразить парусник.
(Ученики выполняют чеканку по металлу по инструкционной карте самостоятельно).
VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Учитель: Дома вам предлагается сделать обрамление чеканки на картоне по учебнику.