ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и учащихся в определенный отрезок времени.
Причины изменения трактовки понятия «современный урок»
- педагогика, дидактика, методика, психология постоянно развиваются, что ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок,
- переход от общества индустриального к информационному обществу - трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся и всей системы образования,
- в современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования, в результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки учащихся
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Признаки современного урока
1.Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
Критерии полной характеристики современного урока:
- функция современного урока,
- цель современного урока,
- задачи современного урока
- Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Можно выделить следующие функции урока: -обучающая функция,
- -воспитывающая
- - развивающая функции.
- Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности учащегося на основе развивающего и воспитывающего обучения.
- Цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
- Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования.
- С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.
- Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Требования предъявляемые к цели:
цель должна быть конкретна;
- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется в задачах,
все задачи объясняются учащимся.
Задача – это данное и искомое, совокупность последовательных действий (операций) над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели, а совокупность действий с задачей – способа достижения цели.
Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – разные.
В зависимости от этого возможно большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.
Следует различать:
- дидактическую
- учебную задачи
- Структура современного урока –
- это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
- В настоящее время современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе преподавателя.
- Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития
Структура современного урока может включать в себя
организационный этап;
– этап проверки домашнего задания;
– этап актуализации субъективного опыта учащихся;
– этап изучения новых знаний и способов деятельности;
– этап первичной проверки понимания изученного;
– этап закрепления изученного;
– этап применения изученного;
– этап обобщения и систематизации;
– этап контроля и самоконтроля;
– этап коррекции;
– этап информации о домашнем задании;
– этап подведения итогов учебного занятия;
– рефлексию.
- (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний; способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности. Рефлексия учебной деятельности – способность учащихся к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям, адекватности задаче и т.д.
Постоянная активизация рефлексии учащихся в процессе урока позволяет ребенку переосмысливать свой субъективный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания
Вводный урок.
?1 тип. Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
?2 тип. Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
- 3 тип. Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
- 4 тип. Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
- 5 тип. Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
Формы организации урока
Конструирование современной системы требований к современному уроку.
• адаптивная система обучения,
• технология дифференцированного обучения,
• технология модульного обучения,
• информационные технологии обучения (компьютерные технологии),
• технология полного усвоения знаний,
• технология коллективного способа обучения,
• технология интегрированного урока.
Проведенный эксперимент показал, что соблюдение современных требований к уроку повышает качество обучения.
Т.о., постоянное соблюдение требований к современному уроку, реализация на уроке ключевых направлений развития образования приведет в итоге и к повышению качества образования.
. Современный урок – одно из сложнейших понятий современной педагогики. Сложность его в том, что изменения в обществе, некоторых науках (дидактика, психология, педагогика) существенно влияют на урок.
2. Велико значение современного урока не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности.
3. Происходит постоянное совершенствование уроков в направлении требований к современному образованию.