Тема урока: Уроки мудрости на примере произведения Лоис Лоури «Дающий»
Цель урока: Показать на примере произведения Лоис Лоури, какое значение в жизни имеют уроки
Задачи:
1. Развивать умение работы с текстом;
2. Развивать навыки характеристики эпизодов;
3. Развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы;
4. Развить навык самостоятельной работы с текстом;
5. Обогащать лексику путем ввода литературных понятий.
Этапы урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация
Сформулировать тему урока, опираясь на слайд: Портрет писателя, название книги, цитаты об уроке и мудрости.
Тема: Уроки мудрости на примере произведения Лоис Лоури «Дающий»
Цель: Показать на примере произведения Лоис Лоури, какое значение в жизни имеют уроки.
О чем пойдет речь?
Сформулируйте тему нашего урока.
На основе темы сформулируйте цель урока.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
2. Выдвижение гипотезы
В жизни каждого человека необходимы уроки. Они делают человека мудрее.
Предлагает сформулировать гипотезу
Перед тем, как перейти к групповой работе, давайте определим значение слова «урок» (Работа со словарем С.Ожегова) Формулируют гипотезу
3. Работа в группах с целью подтверждения или опровержения гипотезы Предлагает поработать в группах, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу Работают в группах с текстом и рабочими листами (см. Приложение №1)
4. Представление результатов работы в группе
Предлагает представить результаты, выслушивает ответы
По ходу представления результатов предлагает ответить на дополнительные вопросы, которые возникают по теме
Представляют свои результаты и формулируют выводы по индивидуальной групповой работе
Отвечают на дополнительные вопросы
5. Обобщение. Формулировка вывода по заявленной теме.
Предлагает ответит на следующие вопросы:
1. Какую роль играет цветопись в произведении? (использование разных цветов)
2. Что научился воспринимать герой?
3. Как все знания, полученные мальчиком, проявляются в последнем эпизоде? (Анализ последнего эпизода)
4. Как вы считаете, стал ли герой Дающим или нет?
5. Сделайте морфемный разбор слова «урок», какое значение данное понятие приобретает и в жизни Принимающего, и в жизни каждого человека?
6. Предлагает сделать общий вывод: Какое значение в жизни каждого человека имеют уроки?
Ответы:
1. Цвет дает возможность передать чувства героя, настроение.
2. Цвет, тепло-холод, семья-любовь.
3. У мальчика появляется чувство ответственности, благодаря полученным знаниям.
4. В слове «урок» корень рок – судьба. Каждый человек, усвоив урок, сделав вывод, может изменить свою судьбу.
5. Герой становится Дающим, т.к. он способен принимать правильное решение и брать на себя ответственность за жизнь другого человека.
6. Формулируют общий вывод по заявленной теме
6. Рефлексия.
«А вы могли бы сегодня назвать себя «дающими»?»
Предлагает письменно ответить на вопрос: «А вы могли бы сегодня назвать себя «дающими»?»
Письменно отвечают на вопрос
Приложение (задания для групп)
Урок №1
Воспоминания о снеге (гл. 11)
Слайд «снег» (гл. 11, стр.124)
Задания:
1. Описать урок (воспоминание)
2. Какие чувства вызывает воспоминание у мальчика?
3. Какие краски доминируют, их значение?
4. Какие знания извлекает мальчик из данного урока?
5. Значимость данного урока (воспоминания) для героя (для человека).
Урок№2 Воспоминания о тепле
Слайд "солнце"
Задания:
1. Описать урок (воспоминание)
2. Какие чувства вызывает воспоминание у Принимающего?
3. Какие краски доминируют, их особенность?
4. Какие знания извлекает Принимающий из данного урока?
5. Значимость данного урока (воспоминания) для героя (для человека).
Урок №3
Воспоминание о голоде, войне (гл.14, стр.161, гл. 15, стр.171
Слайд «годы войны, голода»
Задания:
1. Описать урок (воспоминание)
2. Какие чувства вызывает воспоминание у Принимающего?
3. Какие краски доминируют?
4. Какие знания извлекает Принимающий из данного урока?
5. Значимость данного урока (воспоминания) для героя (для человека).
Урок №4 Воспоминания об удалении (гл.19 стр. 209)
Слайд "смерть ребенка"
Задания:
1. Описать урок (воспоминание)
2. Какие чувства вызывает воспоминание у Принимающего?
3. Какие краски доминируют, их особенность?
4. Какие знания помогают передать данные чувства?
5. Значимость данного урока (воспоминания) для героя (для человека).
Урок №5
Воспоминания о празднике (гл.16, стр. 175)
Слайд «праздник, семья»
Задания:
1. Описать урок (воспоминание)
2. Какие чувства вызывает воспоминание у Принимающего?
3. Какие краски доминируют, их особенность?
4. Какие знания Принимающий получает из данного урока?
5. Значимость данного урока (воспоминания) для героя (для человека).