Цели урока: Обучающая: Сформировать знания у обучаемых по технологии приготовления борщей; требованиям к качеству. Развивающая: способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, выделять главное; логически, эмоционально, убедительно излагать мысли. Воспитательная: Воспитывать желание прочно овладеть новыми знаниями, связанными с дальнейшим совершенствованием профессионального мастерства. Тип урока: Закрепление пройденного материала Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Форма организации учебной работы: фронтально-групповая, индивидуальная. Средства обучения: Технические: ПК, проектор, экран, электронные носители информации. Наглядные: технологические схемы, учебник, плакаты, видеоролики. Межпредметные связи: основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, техническое оснащение и организация рабочего места.
ХОД УРОКА: Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучаемых 1. Оргмомент: Приветствует учащихся. Проверяет посещаемость. Приветствуют преподавателя. 2. Обоснование темы и целей урока: Эмоциональный ввод в урок. Задает вопросы. Организует работу по созданию целевого пространства. Дают ответы. Формулируют цель урока. 3. Организация деятельности по изучению нового материала: Формирование знаний на репродуктивном уровне Фронтально-групповая деятельность учащихся. Читают, анализируют, запоминают. 4. Организация деятельности учащихся по закреплению новых знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Индивидуальная работа. Выполнение заданий. Взаимопроверка по эталону. 5. Анализ результатов урока: Проводит рефлексию. Дает рецепты борщей старинной русской кухни. Анализируют выполнение намеченных целей. Смотрят видеоролик. 6. Задание на дом: Повторить пройденный материал по конспекту и учебнику. Делают запись в тетради. 7. Выход на следующий урок: Объявляет тему следующего урока
Организационный момент:
Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурный группы доложите о посещаемости. Сегодня тема нашего занятия: « Технология приготовления борщей». На экране слайд № 1 « Борщ с ватрушками» Преподаватель: Аппетитно! Изумительно! Восхитительно! Вкусно? Преподаватель получает утвердительный ответ от учащихся. Преподаватель: Можно самим приготовить такое блюдо? Преподаватель получает утвердительный ответ от учащихся. Преподаватель: Для этого, что нужно знать? Учащиеся: - правила варки супов; - технологию приготовления борщей; - особенности приготовления борщей; - требования к качеству борщей; - правила подачи борщей; - сроки реализации. Преподаватель: Соответственно, как будет звучать тема нашего занятия? Учащиеся формулируют тему занятия.
На экране слайд № 2
Преподаватель: Запишите в тетрадь тему и цель нашего занятия. Прежде чем приступить к рассмотрению технологии приготовления борщей нам нужно знать определение понятию борщей. Слушаем сообщение, которое нам подготовил.
А теперь послушаем сообщения наших учащихся о происхождении борщей. Студентки Жарковой Кристины. Русская кухня: «Анализ письменных памятников позволяет с большой вероятностью установить происхождение борщей, потеснивших щи на юге и в центральных областях России. В «Книгах во весь год в стол ествы подавать» упоминается ботвинья борщевая, т.е. ботва борщевика. Автор «Домостроя» советует сеять, собирать и сушить борщ (борщевик). Так появились «щи борщевые», «ботвинье борщевое». Когда стали использовать не только зелень борщевика, но и ботву свеклы, название «борщевые» все же осталось. Закрепилось оно и за щами из корнеплодов свеклы (с ботвой или без нее), и появилось слово «борщ», которое употребляется в монастырских обиходниках и других источниках. Со временем ассортимент борщей расширился. Наиболее раннее описание блюда из свеклы типа борща приводит В.Левшин (1797 г): говядину кусками и немного ветчины, также целую курицу приставить вариться с водой. Взять бураков обще с их травою, скрошить полосками, обжарить в масле коровьем, смочить отваром из горшка, в котором варится говядина и курица; после бураки совсем выложить к говядине, приправить солью, прибавить укропу, луку и уварить очень спело».
Борщи украинские. Если, как говорят, семь городов спорят за честь считатся родиной Гомера, то многие народы спорят о том, где появились борщи. Литовцы говорят, что это их народное блюдо, поляки считают его своим, украинцы убеждены, что родина борща – Украина. Также румыны и молдоване не хотят уступать борщ другим народам. А русские варят борщ сибирский и московский и считают его своим супом наряду со щами. Однако, скорее всего, правы украинцы. Киев – мать городов русских, Древняя Русь – исток нашей культуры. Поэтому так много общего в кухне москвичей и киевлян, новгородцев и жителей Полтавы. Конечно, борщ пришел в Московию с Украины, и спор о том, украинское это блюдо или русское, смысла не имеет. На Украине существует огромное количество разновидностей этого блюда: борщ киевский (с фасолью, яблоками, салом и т.п.), полтавский (с гусем), волынский (со свежими помидорами), черниговский (с фасолью, кабачками, яблоками и т.п.), селянский (с бараниной, яблоками и т.п.), галицкий ( с бурачным квасом), львовский (с сосисками), борщ с жареными карасями, зеленый украинский и другие. Многие из них перешли и в русскую кухню.
Какие выводы сделаем из этих сообщений? Учащиеся: - Борщи обязательно готовят с добавлением свеклы; - Применяют несколько способов подготовки свеклы для борща; - Для приготовления борща можно использовать борщевую заправку; - В зависимости от вида борща состав продуктов может быть различным. Преподаватель: Откройте, пожалуйста учебник на странице 106-107. Внимательно прочитайте текст в течении 5 минут, а затем мы вместе поработаем над его содержанием.
Читаем основное вслух и кратко конспектируем: - Борщи приготавливают на костном бульоне, грибном отваре, иногда на бульоне из птицы (гуся, утки) и вегетарианские. - Свеклу для борщей, кроме флотского и сибирского, нарезают соломкой, а для флотского и сибирского ломтиками. - Применяют несколько способов подготовки свеклы для борща: тушение, пассерование, варку и подпекание; - Кроме свеклы в состав борщей входят: морковь, петрушка или сельдерей (корень), лук, томатное пюре или помидоры, уксус, сахар, в большинстве случаев белокочанная капуста. - В зависимости от вида борща в него добавляют картофель, фасоль, стручковый перец и другие продукты. - Свежую капусту для борщей нарезают соломкой, а для флотского и сибирского - шашками. Квашеную капусту предварительно тушат. - Картофель нарезают брусочками, а для флотского и сибирского – кубиками. - Морковь и лук шинкуют соломкой, а для флотского и сибирского – ломтиками и пассеруют. Преподаватель: Продолжаем работать следующим образом: я задаю вопросы о способах подготовки свеклы для борща, а вы отвечаете на них. - Перечислите операции при тушении свеклы Эталон ответа: нарезанную свеклу кладут в котел, наливают бульон или воду (15-20% массы свеклы), добавляют жир, томатное пюре, уксус, сахар, закрывают крышкой и тушат 1-1,5 ч, периодически помешивая. - Перечислите операции при пассеровании свеклы Эталон ответа: нарезанные свеклу, морковь, лук кладут в глубокую посуду с разогретым жиром и пассеруют до размягчения при слабом нагреве, периодически помешивая. Затем вливают уксус, кладут томатное пюре, сахар и прогревают еще 10-15 мин. - Перечислите операции при варке свеклы Эталон ответа: свеклу варят целиком, очищенную с добавлением уксуса или неочищенную без уксуса. В последнем случае вареную свеклу очищают от кожицы, нарезают соломкой или ломтиками и кладут в борщ вместе с пассерованными овощами и томатным пюре. Преподаватель: Последовательность приготовления борща указана на плакате, дает пояснения каждой технологической операции. Далее рассмотрим особенности приготовления борщей: Готовят борщи с говядиной, бараниной, свининой, гусем, ветчиной, копченой грудинкой, корейкой, шпиком, сосисками, сардельками, вегетарианские. В зависимости от вида борщей особенности их приготовления могут быть следующими: обыкновенный – без картофеля с мучной пассеровкой; с черносливом – без картофеля на грибном отваре, добавляют грибы, отварной чернослив с отваром; московский – без картофеля и мучной пассеровки, отпускают с мясным набором (мясо, ветчина, сосиски); с картофелем – добавляют картофель, варят без капусты; с сардельками – варят с картофелем или без него, добавляют отварные или обжаренные нарезанные сардельки; с картофелем и капустой - заправляют мучной пассеровкой, варят с картофелем и капустой; флотский – с картофелем и капустой, свеклу и капусту режут квадратиками, отпускают с беконом; с клецками – варят с картофелем или без него, отпускают с мучными клецками; сибирский – добавляют отварную фасоль, отпускают с мясными фрикадельками; зеленый – варят с картофелем, добавляют нарезанные щавель и шпинат, отпускают с яйцом; летний – готовят из молодой свеклы вместе с ботвой; украинский – готовят с картофелем, чесноком, шпиком.
Закрепление знаний: 1 этап.Откройте, пожалуйста, учебник и снова внимательно прочтите текст. Закройте учебники. 2 этап. Вам необходимо выполнить карточку-задание и тест. Карточка – задание № 1. 1. Перечислите требования к качеству борщей: Внешний вид: Консистенция: Цвет: Вкус:
2. Восстановите последовательность (цифрами) технологической схемы приготовления борща с использованием свежей капусты. 1. Закладывают картофель и доводят до кипения_______ 2. Закладывают пассерованные коренья и лук_________ 3. Бульон доводят до кипения_______________________ 4. Проваривают 10…15 мин________________________ 5. Закладывают картофель и доводят до кипения_______ 6. Закладывают подготовленную свеклу______________ 7. Добавляют соль, специи, уксус____________________ 8. Закладывают пассерованное томатное пюре_________ 9. Варят до готовности_____________________________ Эталон ответов: 1. Внешний вид: во всех видах борщей свекла, капуста, коренья, должны сохранять свою форму. Форма нарезки капусты- соломка или шашки, нарезка остальных овощей соответствует нарезке капусты. Консистенция – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново-красный. Вкус – кисло-сладкий, без привкуса сырой свеклы. 2. Последовательность (цифрами) технологической схемы приготовления борща с использованием свежей капусты. Закладывают картофель и доводят до кипения_______3 Закладывают пассерованные коренья и лук_________4 Бульон доводят до кипения_______________________1 Проваривают 10…15 мин_________________________5 Закладывают картофель и доводят до кипения_______2 Закладывают подготовленную свеклу______________6 Добавляют соль, специи, уксус____________________7 Закладывают пассерованное томатное пюре_________8 Варят до готовности_____________________________9
Тест по теме «Приготовление борщей»: Выберите правильный или наиболее полный вариант ответа. 1. Какой формы нарезают капусту для борща «Московский»: а) соломка; б) шашки; в) рубка? 2. Какой борщ перед подачей заправляют чесноком: а) «Московский»; б) «Украинский»; в) «Сибирский»? 3. Какой вкус должен иметь борщ: а) кислый; б) сладковатый; в) кисло-сладкий? 4. При какой температуре подают горячие супы: а) 40…50 С; б) 70…75 С; в) 80…85 С? 5. Какой тепловой обработке подвергают белые коренья и лук при приготовлении борщей: а) пассерование; б) варка; в) припускание? Эталон ответов : 1. а); 2. б); 3. в); 4. б); 5. а).