План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
- дать представление о…;
- обобщить и систематизировать знания о….;
- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
- выработать навыки (например, анализа лирического текста).
• Воспитательные:
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые задачи
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развернутый план урока в соответствии с ФГОС»
Итоговая работа
Ильина Валерия Владимировича
Учителя технологии
«Городская гимназия г.Димитровград Ульяновская область»
(прошу прощения ,что работа превышает кол-во страниц указанных в рекомендациях)
(Я,веду ,в «городской гимназии» г.Димитровграда,два предмета ,технологию и физическую культуру.Основным предметов является технология.В этой работе попробую рассмотреть развернутые планы уроков по технологии и физкультуре.)
Курсы повышения квалификации
«ФГОС общего образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках технологии»(72 часа)
Ильин Валерий Владимирович
vvilin62@mail.ru
Тема: «Развернутый план урока в соответствии с ФГОС»
ПЛАН:
-вступление.
- формирование УУД обучающихся через использование ИОР в урочной деятельности по предмету "Технология",
-формирование УУД на уроках физкультуры
-технологическая карта урока по технологии 5 класс
-технологическая карта урока физической культуры 5 класс
-самоанализ урока
-литература
План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
- дать представление о…;
- обобщить и систематизировать знания о….;
- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
- выработать навыки (например, анализа лирического текста).
• Воспитательные:
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые задачи
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Этап IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Этап V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Этап VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Формирование УУД обучающихся через использование ИОР в урочной деятельности по предмету "Технология",
В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Эта проблема является фундаментальной и важнейшей проблемой 21 века в силу следующих причин:
-стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие радикальные социальные изменения и существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
-функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
-дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и, с исторической неизбежностью, будет распространяться по всему миру.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Этот процесс инициирует:
-во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
-во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
-в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
-в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Именно поэтому одна из 4-х междисциплинарных программ ФГОС направлена на формирование ИКТ-компетентности обучающихся, что осуществимо только при создании информационных образовательных ресурсов, каккомплексного средства обучения, обеспечивающего все виды учебной деятельности и позволяющего осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования предметных и универсальных компетенций.
Таким образом, необходимость применения в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий совершенно очевидна. Это позволяет перевести учебный процесс на качественно более высокий уровень. С помощью ИОР можно получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать определенные виды мышления.
Компоненты ИОР предмета «Технология»
Формирование и использование ИОР требует определенного технического оснащения учебного кабинета и школы в целом. Это оснащение проведено в нашей школе:
-в каждом кабинете есть ПК, доступ к Интернету;
-действует единая электронная сеть школы;
-оборудован кабинет информатики, где можно проводить отдельные занятия, предусматривающие индивидуальное использование ПК обучающимися для выполнения учебных заданий.
На этой базе появилась возможность для создания ИОР по предмету технология, состоящего из четырех компонентов:
1. Содержательный методический и дидактический компонент, включающий рабочие программы, программы элективных курсов, спецкурса и факультативов с использованием ПК, позволяющие повышать эффективность теоретических занятий, практических и творческих работ; электронный комплект технологических и информационных карт, опорных конспектов, электронные учебно-методические пакеты на уроки по творческому проектированию и моделированию костюма; презентации Microsoft Power Point – наглядность для уроков по формированию первоначальных знаний по темам; дидактические разработки-практикумы по выполнению лабораторных и практических работ, по выполнению творческих проектов с использованием программ Microsoft Power Point, Microsoft Excel, My Тest.
2. Контрольно-оценочный компонент – разработанные для занятий с использованием ПК электронные методы фиксации и оценивания результатов (электронные тесты в программе My Тest), а так же тестовые задания по всем темам курса.
3. Справочно-информационный компонент, состоящий из каталога Интернет источников (составленного при непосредственном участии обучающихся), где информация разделена по темам и направлениям.
4. Научный компонент, включающий наиболее интересные сообщения, рефераты, научно-исследовательские работы, творческие и социальные проекты обучающихся, а так же олимпиадные задания с решениями школьного, муниципального и регионального этапов ВОШ.
Формирование ИОР по технологии начиналось с содержательного компонента: ПК использовался для составления программ, технологических карт, выполнения презентаций и дидактического материала к урокам.
Использование ИТ на уроках
Развитие и наполнение ИОР по предмету предполагает определенный уровень профессиональной подготовки педагога, курсы повышения квалификации Института развития образования Омской области по теме "Использование ИКТ при обучении технологии" позволили мне сделать очередной шаг в этом направлении. Была освоена методика выполнения электронных учебно-методических пакетов (ЭУМП) к урокам.
Презентации, позволяющие повторить и закрепить опорные знания, необходимые для выполнения практической работы (эти презентации подготовлены учащимися по индивидуальным домашним заданиям)
Презентацию – инструктаж по выполнению практической работы
Презентация – тест 2-го уровня усвоения (в программе Microsoft Power Point) и электронный тест (в программе My Test) 1-го уровня усвоения для итогового контроля знаний
Технологическую карту и пособие по выполнению практической работы для учащихся
Роль данных уроков очень велика, т.к. они не только формируют знания и умения, необходимые для успешного выполнения творческих учебно-практических задач, но и создают условия для активной самостоятельной деятельности учащихся на стадии подготовки к урокам, позволяют внести элементы взаимообучения, взамооценки, самоконтроля. Использование средств ИКТ при подготовке и проведении уроков способствовало расширению содержания предмета, осуществлению метапредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности. Это дало возможность комбинировать инновационные формы с традиционными, формировать коммуникативную, информационную компетентности, применить деятельностный подход к обучению, то есть более эффективно формировать предметные и универсальные учебные действия, что очень важно в условиях введения ФГОС.
Новые образовательные стандарты предполагают учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся
Формирование УУД обучающихся через использование ИОР в урочной деятельности по предмету "Технология",
В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Эта проблема является фундаментальной и важнейшей проблемой 21 века в силу следующих причин:
-стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие радикальные социальные изменения и существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
-функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
-дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и, с исторической неизбежностью, будет распространяться по всему миру.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Этот процесс инициирует:
-во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
-во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
-в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
-в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Именно поэтому одна из 4-х междисциплинарных программ ФГОС направлена на формирование ИКТ-компетентности обучающихся, что осуществимо только при создании информационных образовательных ресурсов, каккомплексного средства обучения, обеспечивающего все виды учебной деятельности и позволяющего осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования предметных и универсальных компетенций.
Таким образом, необходимость применения в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий совершенно очевидна. Это позволяет перевести учебный процесс на качественно более высокий уровень. С помощью ИОР можно получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать определенные виды мышления.
Компоненты ИОР предмета «Технология»
Формирование и использование ИОР требует определенного технического оснащения учебного кабинета и школы в целом. Это оснащение проведено в нашей школе:
-в каждом кабинете есть ПК, доступ к Интернету, плазменные телевизоры;
-действует единая электронная сеть школы;
-оборудован кабинет информатики, где можно проводить отдельные занятия, предусматривающие индивидуальное использование ПК обучающимися для выполнения учебных заданий.
На этой базе появилась возможность для создания ИОР по предмету технология, состоящего из четырех компонентов:
1. Содержательный методический и дидактический компонент, включающий рабочие программы, программы элективных курсов, спецкурса и факультативов с использованием ПК, позволяющие повышать эффективность теоретических занятий, практических и творческих работ; электронный комплект технологических и информационных карт, опорных конспектов, электронные учебно-методические пакеты на уроки по творческому проектированию и моделированию костюма; презентации Microsoft Power Point – наглядность для уроков по формированию первоначальных знаний по темам; дидактические разработки-практикумы по выполнению лабораторных и практических работ, по выполнению творческих проектов с использованием программ Microsoft Power Point, Microsoft Excel, My Тest.
2. Контрольно-оценочный компонент – разработанные для занятий с использованием ПК электронные методы фиксации и оценивания результатов (электронные тесты в программе My Тest), а так же тестовые задания по всем темам курса.
3. Справочно-информационный компонент, состоящий из каталога Интернет источников (составленного при непосредственном участии обучающихся), где информация разделена по темам и направлениям.
4. Научный компонент, включающий наиболее интересные сообщения, рефераты, научно-исследовательские работы, творческие и социальные проекты обучающихся, а так же олимпиадные задания с решениями школьного, муниципального и регионального этапов ВОШ.
Формирование ИОР по технологии начиналось с содержательного компонента: ПК использовался для составления программ, технологических карт, выполнения презентаций и дидактического материала к урокам. Затем ИТ были использованы в урочной и внеурочной деятельности: инструментарий игровых программ по моделированию костюма, причесок и макияжа применялся как виртуальный конструктор на уроках и занятиях факультатива, элективных курсов. Формирование информационно-справочного и научного компонентов ИОР по технологии началось с 2006 года, когда в кабинете технологии был установлен компьютер, но самое активное его пополнение осуществляется с 2007 году, так как школа получила доступ к Интернету. Установленные фильтры значительно снизили возможность доступа к Интернету в школе, но обучающиеся уже освоили самостоятельный поиск информации и осуществляют его в домашних условиях.
Использование ИТ на уроках
Развитие и наполнение ИОР по предмету предполагает определенный уровень профессиональной подготовки педагога, курсы повышения квалификации Института развития образования Омской области по теме "Использование ИКТ при обучении технологии" позволили мне сделать очередной шаг в этом направлении. Была освоена методика выполнения электронных учебно-методических пакетов (ЭУМП) к урокам.
Урок-практическая работа "Художественноемоделирование костюма" является итоговым уроком по теме "Композиция костюма", цель которого – закрепление умений и навыков по разработке модели костюма с использованием ПК (урок проводится в кабинете информатики). Для проведения данного урока разработан электронный учебно-методический пакет, который может использоваться учителями при подготовке к уроку и учащимися для самоподготовки. Пакет содержит презентацию "Вводный слайд", через гиперссылки которой можно выйти на следующие материалы урока:
Презентации, позволяющие повторить и закрепить опорные знания, необходимые для выполнения практической работы (эти презентации подготовлены учащимися по индивидуальным домашним заданиям)
Презентацию – инструктаж по выполнению практической работы
Презентация – тест 2-го уровня усвоения (в программе Microsoft Power Point) и электронный тест (в программе My Test) 1-го уровня усвоения для итогового контроля знаний
Технологическую карту и пособие по выполнению практической работы для учащихся
Технологическую карту – сценарий урока для учителяРезультатом практической работы является созданный учащимися на ПК файл (Microsoft Word), содержащий виртуальный эскиз костюма определенного назначения с его описанием и обоснованием выбора цветовой гаммы по типу внешности манекенщицы По такому же принципу создан ЭУМП для урока-семинара "Оформление и формы защиты творческого проекта". В ходе урока-семинара ученицы знакомятся с критериями оформления и защиты проекта, оценивают по критериям пробные защиты, используя для подсчета баллов таблицы Microsoft Excel, что значительно убыстряет процесс оценивания
Роль данных уроков очень велика, т.к. они не только формируют знания и умения, необходимые для успешного выполнения творческих учебно-практических задач, но и создают условия для активной самостоятельной деятельности учащихся на стадии подготовки к урокам, позволяют внести элементы взаимообучения, взамооценки, самоконтроля. Использование средств ИКТ при подготовке и проведении уроков способствовало расширению содержания предмета, осуществлению метапредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности. Это дало возможность комбинировать инновационные формы с традиционными, формировать коммуникативную, информационную компетентности, применить деятельностный подход к обучению, то есть более эффективно формировать предметные и универсальные учебные действия, что очень важно в условиях введения ФГОС.
Новые образовательные стандарты предполагают учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.Примером может служить практическая работа для 5 класса "Создание композиции прихваток в графическом редакторе Paint". Эта работа является заданием 3-го уровня сложности, направленная на совершенствование ключевых знаний по выбору цветовой гаммы композиции с использованием цветового круга и приобретение новых знаний по применению инструментов графического редактора. Это задание можно выполнить и без использования ИКТ, но потребуется гораздо больше времени на проработку вариантов, на выполнение рисунка и описание работы. Кроме того, качество схем и рисунков будет гораздо ниже и палитра красок будет менее разнообразной .
Формирование УУД на уроках физкультуры
В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения (рис.1):
Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения
Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальное ядре содержания общего образования предусмотрено:
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, аметапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Рассмотрим более подробно третью составляющую - УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2):
Рис.2. Результаты обучения предмету «Физическая культура»
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.
Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы (слайд):
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.
Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.
Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).
Таблица 1
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Самоопре-деление
2.Смысло-образование
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики:
Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
-умеют выполнять простейшую декоративную обработку древисины;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Изучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.
1 уровень — узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Орг.момент
Организовать
Самоопределение детей к деятельности на уроке
Проверяет готовность детей к уроку.
Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о деревообработке.
Предлагает ответить на вводные вопросы:
какими инструментами обрабатывается древесина
как правильно выполнить разметку заготовки из древесины
Выполняют задание у доски, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называть механизмы, назвать основные детали механизмов.
Практический этап
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Практи-ческая работа
Индиви-дуальная, фронталь-ная
Предлагает выполнить задание :
1.Вычертить в тетрадях условные обозначения на кинематических схемах подвижных соединений.
2.Изучить зубчатый механизм ручной дрели и определить его назначение.
3.Начертить кинематическую схему данного механизма
Самостоятельно определяют название механизма, основные элементы механизма.
Предметные УУД:
Определять пиломатериалы. Познавательные УУД:
умение сформулировать алгоритм действия;.анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие
Рефлексивно-оценочный этап
Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа.
В парах, фронталь-ная
Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели,
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Технологическая карта урока по баскетболу 5 класс
Тема урока: обучение техническим действиям баскетболиста (передачи, ведение и броски мяча).
Цель темы: формирование двигательных функций через технику владения мячом в баскетболе. Планируемый результат:
Личностные предметные результаты: формировать положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в баскетболе.
Предметные результаты: соблюдение правил поведения и выполнение действий по предупреждению травматизма; проявление активности в овладении двигательными навыками и умениями.
Метапредметные результаты: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владеть основами самоконтроля, самооценки.
Задачи урока:
Образовательные: обучение техническим действиям баскетболиста (передачи, ведение и броски мяча).
Развивающие: развитие ловкости, координации, выносливости.
Оздоровительные: укрепление нервной системы, развитие различных групп мышц тела.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с образовательно-обучающей направленностью.
Метод проведения: групповой, фронтальный, индивидуальный, поточный.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Терминология: и.п.- исходное положение, о.с- основная стойка.
Перечень оборудование для учителя: план – конспект урока, свисток, секундомер.
Перечень оборудование для учащихся: баскетбольные мячи, стойки с названием городов, жетоны.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя.
Деятельность ученика.
Формирование УДД
Подготовительная часть - 9 минут.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Построение. Сообщение задач. Приветствие.Сегодня у нас необычный урок, мы с вами побываем на планете «Баскет».
Учитель: Гидом в путешествии буду я – главный судья. А вначале мы проведем игру для разминки «Мастера на все руки» Учащиеся двигаются в колонне по одному.
-Обычный бег.
-Бег приставным шагами правым боком.
-Бег приставными шагами левым боком.
По сигналу « Баскетболисты на площадке» учащиеся разбегаются по залу и имитируют (по показу учителя) упражнения баскетболистов. По сигналу судьи: «Конец игры» учащиеся строятся в одну шеренгу.
Судья: Что означает слово баскетбол? Ученик: «баскет» - корзина, «бол» - мяч.
Судья: Сколько команд играют на спортивной площадке?
Ученик: 2 команды.
Судья. Теперь мы с вами посетим удивительные города которые находятся на планете «Баскет». Перестроение в колонну по два.
Создать эмоциональный настрой, ознакомить учащихся с задачами урока, обратить внимание на готовность и осанку учащихся.
Подготовить организм к предстоящей работе
Коммуникативные УДД:
1.Слушать и слышать друг друга.
2.Проявлять активность во взаимодействии.
Личностные УДД:
1.Соблюдать правила игры.
Регулятивные УДД:
1.Выполнять баскетбольные упражнения.
Познавательные УДД:
1.Поиск информации об игре баскетбол.
Основная часть - 28 минут.
2.Постановка задачи и цели урока.
3.Работа по усвоению учебного материала.
1.город – Дружба. В этом городе надо подружиться со своим мячом. Очень важно также вспомнить правила держание мяча.
И.п. – о.с, мяч внизу.
1.мяч вперед
2.мяч вверх
3.мяч вперед
4.и.п
И.п. - о.с, мяч внизу.
1.мяч вверх, правая нога назад на носок
2.и.п
3.мяч вверх, левая нога назад на носок
4.и.п
И.п.- о.с , мяч перед грудью
1-4 вращение вокруг туловища вправо
1-4 вращение вокруг туловища влево
И.п. – о.с, мяч в руках за головой
1.выпад вперед правой ногой
2.и.п.
3.выпад вперед левой ногой
4.и.п
И.п.- о.с, мяч перед грудью.
1.перекладывание мяча из руки в руку под согнутой левой ногой
2.и.п
3.перекладывание мяча из руки в руку под согнутой правой ногой
4.и.п
И.п. - широкая стойка, мяч внизу.
1-4.перекатывание мяча восьмеркой вокруг ног вправо
1-4.перкатывание мяча восьмеркой вокруг ног влево
И.п.- присед, мяч на полу.
1-4.перекатывание мяча за спиной вправо
1-4.перекатывание мяча за спиной влево
И.п.- о.с, мяч зажать между коленей, руки на пояс.
1-8 прыжки на месте.
Конкурс «Кто лучше владеет мячом?»
Задание для мальчиков: вращение восьмерки вокруг туловища и ног за 30 секунд.
Задание для девочек: вращение вокруг туловища за 30 секунд.
Рассказать о техники выполнения передачи и ловли мяча двумя руками от груди.
Перестроение в колонну по два.
Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
Задание: Чья пара выполнит большее количество передач за 30 секунд? Победители получают жетоны (приложение №1).
3.город – Ведения.
Напомнить правила ведения мяча.
Задание: И.п.- стоя с мячом в руках на лицевой волейбольной площадке. По сигналу выполнить ведение мяча до средней линии волейбольной площадки. Победители получают жетоны (приложение №1).
4.город - Бросай.
Учащиеся вместе с судьей вспоминают правила броска двумя руками от груди.
Перестроение в колонну по 4.
Задание: Чья команда быстрее попадет в кольцо 10 раз?
Игрокам команды вручают жетоны (приложение №1).
Показ и объяснение упражнений с различных исходных положений, следить за выполнением упражнений, исправлять индивидуальные ошибки.
Показ технического приёма.
Организовать работу в парах
Выявить победителей
Показ броска, контроль выполнения
Выполнить двигательное действие.
.
Развивать физические качества, двигательные навыки. Повтор упражнений 6 раз.
Соблюдать правила выполнения двигательного действия.
Правильно и точно передавать мяч.
Забросить больше мячей.
Регулятивные УДД:
1.Правильность выполнения упражнений.
Познавательные УДД:
1.Запомнить упражнения по анатомическому признаку.
Личностные УДД:
1.Уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения упражнений.
Личностные УДД:
1.Взаимодействие со сверстниками на основе взаимопомощи.
2.Формировать умение, проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленной цели.
Познавательная УДД:
1.Развивать способность к распределению внимания.
Коммуникативные УДД:
1.Оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные УДД:
1.Уметь технически правильно выполнить двигательные действия.
2.Уметь давать оценку двигательным действиям.
Коммуникативные УДД:
1.Уметь работать в группах.
2.Обеспечивать бесконфликтную совместную работу.
Заключительная часть - 3 минуты.
3.Итог урока. Рефлексия деятельности.
4.Домашнее задание.
Построение. Игра на внимание «Правильный жест». Учитель: А теперь давайте узнаем, кто больше всех набрал жетонов?
Рефлексия.
1.Кому понравилось на уроке?
2.Что не понравилось на уроке?
3.Назовите самый интересный момент урока?
4.Назовите самый сложный момент урока?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Составить комплекс упражнений с баскетбольным мячом.
Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Осуществить самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты.
Личностные УДД:
1.Формировать сознательное отношение к собственным успехам/неудачам.
2.Оценивать результаты работы на уроке.
Выводы: Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности. Актуальность урока обусловлена тем, что позволит учащимся воспитывать характер, силу воли, уверенность в себе, преодолевать различные трудности, препятствия, поставленные на пути достижения цели.
Методические рекомендации для учителя: Урок необходимо проводит в спортивном зале, обеспечить спортивным инвентарем (баскетбольными мячами) на каждого обучающегося.
.
Список литературы для учителя:
1.Комплексна программа физического воспитания 1-11 классы В.И. Лях, А. А. Зданевич. Москва. Просвещение 2012 год.
3.Учебник для общеобразовательных учреждений Физическая культура 5 класс А.П. Матвеев.
4.Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. Стандарты второго поколения. Москва. Проосвещение.2011 год.
Список литературы для учеников:
1.Учебник для общеобразовательных учреждений Физическая культура 5 класс А.П. Матвеев.
2.Баскетбол. Шаги к успеху. Виссел. Хол.2001г.
Самоанализ урока учителя технологии.
Класс: 5
Раздел: Понятие о механизмах и машине
Урок № 11 в данном разделе.
Тема урока: Механизмы для деревообработки
Связь с другими предметами: биология, географии, ОБЖ.
Учитывая, что тема урока новая, я определил замысел урока: с помощью информационно-компьютерных технологий донести до учащихся наглядность нового учебного теоретического матерала для реализации его на следующем практическом занятии.
Тип урока: урок-лекция познавательного характера. Такой тип урока подходит к дидактическим целям, замыслу самого урока и возрастным особенностям учащихся.
Цель урока: Познакомить учащихся с видами домашней обработки дерева, с ценностью пород древесины и его ролью в жизни человека.Цель реализую на всех этапах урока через задачи.
Задачи урока:
образовательная: ознакомить учащихся с породами древесины и их ценностью;
развивающая: развивать умение мыслить, выбирать рациональные способы обработки древесины, анализировать и сопоставлять новый материал;
воспитательная: воспитывать правильное отношение к экологически чистым материалам, , навыки культуры и аккуратности в работе.
Необходимые оборудование и материалы для урока:
для учащихся: рабочая тетрадь, карандаш,линейка;
для учителя: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, тест.
При планировании урока я выбрал структуру комбинированного урока с этапами:
повторения понятий из 4 класса для актуализации знаний и подготовки к усвоению новых;
изучения нового материала с фронтальной работой с раздаточным материалом;
закрепления – работа с тестом и постановкой проблемных вопросов;
итога урока с обсуждением тестов и выставлением оценок;
домашнего задания – для применения новых теоретических знаний на практике.
Цель
задачи
Взаимосвязь и логика структуры урока
Новый материал
Закреп-ление
Следующий практичес-кий урок
Предыду-щий урок в разделе 7 класса
Итог урока, контроль
Повторение
ТБ
Дом.зад.
Деятельность учащихся
на уроке
устные ответы работа в тетрадях тест самоанализ,
с раздаточным
На всех этапах урока я мотивирую учащихся к мыслительной деятельности, поддерживаю ответы учащихся; происходит взаимообщение.
Учащиеся на уроке активны: приводят примеры из жизни, задают дополнительные вопросы.
Исходя из данных этапов, на уроке использую технологии:
информационно-компьютерные технологии, которые являются обогащающим элементом развивающей среды - наглядное запоминание нового материала;
технология сотрудничества – взаимное психологическое расположение учителя и учащихся на уроке, актуализация знаний для подготовки к новой теме, самоанализ в конце урока, обсуждение и проверка тестов.
Объём материала для усвоения соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, содержание урока и терминология - в доступной форме; знания, приобретённые на уроке будут использованы при проведении практической работы.
Мой стиль на уроке: эмоционально-методический, доброжелательный.
Методы и приёмы, которые я использую:
по степени взаимодействия учителя и учащихся: урок-лекция, устный опрос, фронтальная работа;
по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
На уроке я использую следующие виды контроля: письменное выполнение теста (раздаточный материал), вопросы.
Вывод: реализованы цели урока, его познавательные, развивающие и воспитывающие функции.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты).// Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр иннновационных технологий. 2000.-с. 575-576. Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Обществоведение в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2,с. 22- 26. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 1998. - 24 с. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000. - 43 с. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе.. Литература., 1998, № 8, с. 10. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, № 6, 2000, с. 130-131. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 - 100. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001 Центр "Педагогический поиск". Иванова Т.П,, Волчкова А.А. Опыт системного анализа урока русского языка. Русский язык в школе, 1995, № 3, с. 36-40 Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш. пе. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.- 216 с. Коломинский Я. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников.- Минск: Нар. асвета, 1987.- 239 с. Коломинский Я. Межичностное взаимодействие на уроке. Сельская школа, 1999, № 5, с. 45-46. Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. М.ОЦ "Педагогический поиск", 1999. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможностти и перспективы. Директор школы.Экспресс- опыт. 2000-1, с. 9- 12. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Сост.: М.Н. Колмакова и В.С. Суров; Под общ.ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова.- М.: Политиздат, 1984. с. 14. Разумовская Т.В. Глобальное образование в Российской школе. Завуч, 1999, № 8. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. Специалист., 1994, № 10, с. 24- 29. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, № 6, с. 108-117. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993. Худенко Е, Селиванова Е, Титова В. Планирование работы воспитателя в коррекционной школе, детском доме.//Развитие и коррекция, вып. 5, 1999. - М., Образовательный научно-методический центр "Развитие и коррекция", с. 58
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(256) "Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Образ главного героя в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» Честность, трудолюбие, талант."
["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_litieratury_v_5_klassie_po_tiemie_obraz_ghlavnogho_ghieroia_v_s"
["file_id"] => string(6) "464092"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1522264996"
}
}