Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Образ главного героя в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» Честность, трудолюбие, талант.»
Урок литературы
5 класс
Дата проведения: 16 марта 2012 г.
Тема урока: Образ главного героя в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Честность, трудолюбие, талант.
Цели урока: расширить представление обучающихся о творчестве П.П. Бажова; раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; работать над развитием речи обучающихся; совершенствовать навык выразительного чтения, умение находить в тексте нужные эпизоды.
Ход урока:
I. Создание мотивации
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
- Понравился ли вам сказ?
II. Актуализация опорных знаний
- Назовите автора сказа «Медной горы Хозяйка» (П. П, Бажов)
- Где происходят события «Медной горы хозяйка»?
- Почему П. П. Бажов описывает в сказе жизнь уральских мастеров?
- Что ещё вы знаете о писателе?
- С какими героями встретились на страницах сказа?
- Какой вы представляете Хозяйку? (стр. 53 учебника)
- Каким вы представили Степана?
III. Определение темы, постановка учебной задачи
- Понравился ли вам Степан?
- Сегодня мы подробнее поговорим об этом герое.
Запись в тетради темы урока
- Давайте обратимся к моменту встречи Степана с Хозяйкой и прочтём диалог героев по ролям (стр. 53 – 55 учебника)
- представьте Хозяйку, подумайте, какие интонации вы будете передавать при чтении, чтобы наиболее ярко раскрыть образ героини?
- представьте Степана, подумайте, какие интонации вы будете передавать при чтении, чтобы наиболее ярко раскрыть образ героя?
Чтение эпизода, анализ чтения
- Почему первым желанием Степана было уйти незамеченным? (малахитница «любит над человеком мудровать»)
- Как это характеризует Степана?
- Что заставило Степана остаться для беседы с Хозяйкой? (Стыд, что испугался девушки)
- Почему именно Степана выбирает Хозяйка? (ей нужен был смелый человек «который никого не боится» стр. 55)
- Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана. Справился ли Степан с ним?
- Как ведёт себя Степан, получив наказание? Как это характеризует героя?
- Подумайте, каким было второе испытание?(стр.55, 58-59) Как этот поступок характеризует героя? Справился ли он с испытанием?
физкультминутка
IV. Первичное закрепление
1. Работа с иллюстрацией на стр. 57 худ. Г. Буреев. Палех
- Рассмотрите иллюстрацию, что значит подпись Палех?
- Какие эпизоды сказки проиллюстрированы?
- Передаёт ли художник черты характера Степана?
V. Включение нового в систему знаний
1. Самостоятельная работа по карточке
Выберите из перечисленных определений нужные для характеристики Степана.
Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника.
VI. Повторное закрепление.
- В начале сказа Хозяйка называет героя Степаном, а потом Степаном Петровичем. Почему?
- Вспомните, каким было третье испытание героя (стр.60 «прощай ,Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне» )смог ли он его преодолеть?
- Справился ли Степан с третьим испытанием? Почему? (стр. 62)
VII. Рефлексия
- Определите жанр произведения «Медной горы хозяйка»
- Что такое сказ?
- Что общего у сказа и сказки?
- Какова же жанровая особенность сказа?
- Перечислите реальные черты сказа, фантастические.
- Чем интересен сказ для читателя? (интересный сюжет, нравственные уроки, представление о народном быте, представление об особенностях языка, уральский диалект)
- П. П, Бажов – единственный писатель, который собрал, литературно обработал и донёс до читателя уральские сказы. «Медной горы хозяйка» не единственный сказ писателя. На 64-65 страницах учебника даны иллюстрации к другим сказам, рассмотрите их, какие сказы проиллюстрированы?
VIII. Домашнее задание: прочитать к уроку внеклассного чтения сказ «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова