Работа представляет из себя план-конспект занятия производственного обучения.Определены цели урока, тип урока, место проведения, учебно-производственные работы (упражнения), выполняемыена уроке, материально-теническое оснащение, методы обучения.Дается подробный конспект организационной частиурока, вводногоинструктажа, текущего и заключительного. Интересен для мастеров производственного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные приемы действия органами управления »
План-конспект урока по вождению автомобиля по теме «Основные приемы действия органами управления»
Кучеренко Юрий Николаевич
Мастер производственного обучения
Цели занятия:
Образовательная – научить обучаемого проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража, Ознакомить с органами управления и контрольными приборами автомобиля, научить пользоваться ими.
Развивающая – развитие познавательной активности, самостоятельности. внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении намеченной цели.
Воспитывающая – воспитание культуры труда, бережного отношения к учебному оборудованию и технике.
Тип урока: Урок по изучению типовых приемов и операций.
Место проведения урока: гараж учебных автомобилей, бокс № 4.
Учебно-производственные работы (упражнения), выполняемые на уроке: контрольный осмотр автомобиля. Посадка обучаемого на место водителя, положение за рулем и выход из кабины. Ознакомление с контрольно-измерительными приборами и их параметрами. Ознакомление с рычагами и педалями, тренировка в их пользовании. Тренировка пуска двигателя с помощью стартера и пусковой рукоятки.
Материально-техническое оснащение урока: инструкция по ТБ и ПМ. Учебный автомобиль, комплект прилагаемого к нему инструмента и оборудования. Схема переключения КПП. Схема расположения обучаемого на рабочем месте, схема расположения рук обучаемого на руле, схема пользования педалью сцепления, тормоза, пусковой рукояткой.
Обтирочный материал.
Методы обучения: рассказ, демонстрация приемов и операций, письменное инструктирование, самостоятельная работа.
План-конспект занятия:
Организационная часть (3 – 5 мин) – знакомство с обучаемым, с его внешним видом и состоянием.
Вводный инструктаж (15-20 мин) – сообщаем тему и цели урока.
Регистрация по ТБ и ПМ в журнале по ТБ, регистрация в личной карточки обучаемого и путевом листе учебного автомобиля.
начать осмотр от левой дверцы автомобиля со стороны посадочного места водителя:
осмотреть целостность левого зеркала заднего вида, в случае сильного загрязнения помыть зеркало, незначительного загрязнения или запыления – вытереть сухой ветошью.
Проверить надежность подножки для посадки водителя, нет ли на ней грязи, масла. В случае загрязнения моем подножку.
Открыть водительскую дверку автомобиля, обратив внимание, на то, чтоб она не задела какие-либо предметы и никому не помешала. Нажать рычаг открытия капота.
Осмотреть левое переднее колесо автомобиля: надежно ли оно закреплено, нет ли посторонних предметов в шине, нет ли трещин на диске колеса. Показываем обучаемому как правильно замерить давление в шинах при помощи манометра. Если колесо грязное – моем его. Проверяем давление в шинах используя штатный манометр с точностью до 0,1 кгс/см2.
Подойти к автомобилю спереди, осмотреть целостность и чистоту фар, поворотные габаритные фонари, номер автомобиля. В случае необходимости – помыть или протереть ветошью. Проверяем нет ли подтекания охлаждающей жидкости, тормозной жидкости на внутренних дисках передних колес (для тормозных систем с использованием тормозной жидкости), подтекания масла с поддона картера двигателя.
Открыть капот автомобиля. Осмотреть, нет ли подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости в топливопроводах, маслопроводах, шлангах для охлаждающей жидкости. В случае обнаружения подтеков – устранить их. Осмотреть ремень генератора, вентилятора охлаждения, ремня привода компрессора. Проверить уровень масла в картере двигателя. Вытащить мерную линейку и протереть ее ветошью. Вставить мерную линейку на место и вновь ее достать, при этом держать левую руку с ветошью под мерной линейкой, а правую с мерной линейкой в сторону света.
Закрепление знаний:
1.Для чего служит масло в двигателе?
2.Что произойдет, если уровень масла на мерной линейке будет ниже отметки «минимум»?
Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе автомобиля: открыть крышку радиатора при холодном двигателе и при нагретом двигателе с соблюдением ТБ, проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
Закрыть капот автомобиля, надавив двумя ладонями на капот до щелчка. В случае необходимости помыть лобовое стекло, капот, крылья, облицовку или протереть сухой ветошью от пыли и грязи. Проверить состояние правого переднего колеса автомобиля (аналогично левого), правое зеркало заднего вида, правую подножку автомобиля для посадки пассажира.
Двигаться вдоль правого борта автомобиля, обращая внимание на состояние рамы, нет ли подтекания топлива при наличии дополнительного бака, состояние рессор и их крепления. Осмотреть правые скаты автомобиля: их затяжку, достаточность давления, на наличие посторонних предметов между шин, подтеков смазки с правой полуоси автомобиля. В случае необходимости протереть рамы, правый борт автомобиля.
Осмотреть состояние задних, габаритных, поворотных и тормозных фонарей автомобиля, фонаря заднего хода (при его наличии). Обратить внимание на закрепление госномера и опознавательных знаков на заднем борту автомобиля. В случае загрязнения помыть или протереть сухой ветошью.
Осмотреть задний мост автомобиля: нет ли подтеков смазки с моста, нет ли подтеков тормозной жидкости на внутренних дисках задних колес автомобиля (для автомобилей с применением жидкости в тормозной системе). Нет ли посторонних предметов между задними скатами автомобиля, не ослабли ли гайки на стремянках крепления рессор.
Осмотреть левые задние скаты автомобиля (аналогично правым). При движении вдоль борта левой стороны автомобиля осмотреть раму автомобиля, осмотреть подтеки топлива с бака автомобиля, в случае загрязнения – помыть или очистить сухой ветошью левую часть автомобиля.
Показать обучаемому правильную посадку в автомобиль. Включить кнопку «МАССА» и зажигание автомобиля, определить по указателю уровень топлива в баке.
Совместно с обучаемым проверить работу фонарей поворота тормозных фонарей, работу фар, аварийной сигнализации.
В результате вместе с обучаемым обошли автомобиль вокруг, последовательно его осмотрели, сделали контрольные замеры, очистили от пыли и грязи, по пути, сделав все необходимые операции ЕТО, ничего не пропустив. При последующих упражнениях вождения контрольный осмотр автомобиля учащийся проводит сам под наблюдением мастера.
После проведения ЕТО обучаемый должен сам выполнить посадку в автомобиль, при этом еще раз обучаемому нужно объяснить, что садясь в машину нельзя отпускать дверь, а сев, нужно сразу закрыть ее. Бывает так, что снятый с тормоза автомобиль начинает скатываться с уклона, иногда даже совсем немного, но этого бывает достаточно, чтобы, уперевшись в какой-либо неподвижный предмет (или другой автомобиль), повредить его и вывернуть дверь вперед. Открытая дверь может быть повреждена порывом ветра или воздушным вихрем от проехавшего мимо на высокой скорости автомобиля. Такие случаи известны, особенно на легковых автомобилях.
Сев в автомобиль, нужно удобно разместиться на сидение Если это не первая поездка на данном автомобиле, то сидение уже должно быть отрегулировано. Если это первая поездка, сидение нужно отрегулировать так, чтобы посадка была удобной и свободной. Пользуясь регулировочными рукоятками, нужно установить сидение так, чтобы ноги без труда доставали до педалей и могли нажимать на них до упора, и чтобы при этом не нужно было сползать с сидения и вытягиваться. Руки, так же, должны свободно доставать до всех органов управления.
Не следует приближать сидение да предела к педалям, так как руки и ноги при этом будут согнуты, кровообращение в них будет затруднено, мышцы будут быстро уставать. Правильным положением тела водителя можно считать такое, когда его бедренная кость и позвоночник образуют угол 100 градусов, верхняя часть наклонена назад на 25 градусов, руки слегка согнуты в локтях, а ноги согнуты в коленях под углом 140 градусов (см. рис1).
Некоторые начинающие водители постоянно держат ноги на педалях, чтобы повысить готовность к действию. Это не правильно, так как при этом нога обязательно нажимает на педаль (хотя бы немного), зазоры в приводе выбраны, тормозная жидкость (или тормозной кран) находятся под давлением. Выжимной подшипник сцепления может оказаться постоянно прижатым к пяте, находится в работе и быстро изнашивается. Тормозные колодки могут слегка касаться тормозных барабанов (или дисков, а там зазор совсем мал – 0,08 мм ), нагреваться и изнашиваться. Из гидропривода, находящегося под давлением, может вытекать жидкость, которая при падании в тормозной механизм резко снижает его эффективность, поэтому, чтобы не держать сцепление и тормоз постоянно под нагрузкой, ноги следует располагать рядом с педалями, в непосредственной близости от них и без напряжения мышц. Со временем вырабатываются навыки, и ноги сами найдут свое место, а на первых километрах за ними придется последить. Нужно обязательно объяснить, как правильно располагать ногу на педалях, используя рис.2. показывать и объяснять применение органов управления автомобилем надо в такой последовательности, которая способствовала бы сосредоточению внимания обучаемых и исключала пропуск, какого либо органа (например: в порядке расположения контрольно-измерительных приборов и органов управления в кабине снизу вверх и слева направо). Педаль сцепления нужно нажимать на два счета, отпускать при трогании с места на четыре счета, при переключении передач на два счета, при этом в начале обучения нужно убирать ногу с педали подачи топлива. Педаль тормоза нужно нажимать на три счета, отпускать на два, в гололед нужно стараться не пользоваться педалью тормоза вообще, особенно избегая резкого торможения. Педаль подачи топлива нужно нажимать плавно на четыре счета, отпускать на три счета. При пользовании рычагом стояночного тормоза нужно нажать кнопку фиксатора (или рычага) и потянуть его на себя до отказа, при этом, не убирая ногу с педали тормоза (см. рис3).
Руки на рулевом колесе рекомендуется держать на средней горизонтальной линии, разделяющей руль пополам, или в положении «без десяти два» (см. рис 4). Обе руки должны обязательно держать рулевое колесо (за исключением во время переключения передач и при включении электроприборов). Положение рук должно обеспечивать возможность быстрого поворота перехватыванием руля руками. Существуют разные рекомендации, как держать руль. В автоспорте свои правила и традиции, в обычных условиях – другие.
Иногда рекомендуют, для того чтобы руки не уставали, через пять-десять минут движения менять положение рук: «без десяти два», «без десяти четыре», «без двадцати два». Важно, чтобы водитель не держал руль кое-как, одной рукой, не обнимал его, навалившись всем телом, не удалялся далеко от средней линии руля. Нельзя сильно сжимать обод рулевого колеса и тем более применять «замки на пальцах», как это делают штангисты. От такого хвата быстро устают руки. Руль нужно держать обыкновенно. Со временем и в этом вопросе накопятся навыки, а вначале надо удерживать себя от «мертвой хватки» или от легкого касания руля.
После объяснения каждой задачи упражнения его отрабатывают. Тренировку по двум первым задачам упражнения в приемах пользования рычагами и педалями автомобиля производят по командам, подаваемым в произвольной последовательности: «включить зажигание, выключить сцепление, включить фары, включить плафон освещения кабины». При выполнении третей задачи особо трудно поддается освоению совместное действие педалями и рычагами, так как это требует сосредоточения внимания при одновременном совершении многих действий. Работу над этой задачей целесообразно начинать с выполнения отдельных приемов педалями и рычагами в такой последовательности: включение и выключение сцепления; приведение в действие педали акселератора; регулирование скорости подачи «газа», согласованное действие обеими педалями; привидение в действие ручного и ножного тормоза в согласовании с действиями педалями сцепления, тормоза, и акселератора; включение и выключение различных передач, и согласованное действие с педалями сцепления и акселератора с переводом рычага коробки перемены передач из одного положения в другое. Обучаемые должны сознательно освоить назначение движений по приведению в действие педалей и рычагов управления, так как при одинаковом воздействии на них получают различные результаты. Нужно сразу же, приучать, не смотреть на органы управления, пользуясь ими, и выдерживать рычаг в нейтральном положении при переключении передач, так же обязательно ставить рычаг переключения коробки перемены передач в нейтральное положение перед запуском двигателя.