Родительское собрание «Права детей,
обязанности родителей».
(для родителей младших школьников)
В настоящее время правовое воспитание является одним из важнейших направлений в системе образования. Оно предусматривает формирование правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Почему проблема воспитания правовой культуры в данное время столь актуальна? В последние годы обострились проблемы безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста, увеличилось количество правонарушений и преступности в обществе, а также в среде школьников. Возросло число неблагополучных семей, семей, находящихся в социально – опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей.
Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением каждого члена семьи. Важно, чтобы учащиеся и их родители хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо, чтобы в семьях уделяли внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести.
Формирование правовой культуры включает в себя следующие знания и умения, которыми должны обладать учащиеся:
1. Понимать о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
2. Уметь вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.
3. Уметь различать хорошие и плохие поступки.
4. Укреплять в своем сознании отрицательное отношение к правонарушениям.
5. Научиться понимать опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Невозможно говорить о том, что только школа сможет научить правовой культуре детей, если семья будет в стороне. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. К поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность, ведь характер формируется до 7 лет, а в последующие годы лишь отшлифовывается, приобретая положительную или отрицательную окраску. В обеспечении правовой культуры ребенка многое зависит от уклада семьи. От взглядов на жизнь родителей, от их педагогических приемов будут зависеть нормы и правила, заложенные в ребенке. Именно в процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что справедливо и что несправедливо. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакие другие влияния не могут нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Она играет в воспитании детей основную, долговременную и важнейшую роль. Это говорит о том, что родители сами очень хорошо должны знать, понимать и соблюдать правовые законы, применяемые к себе и к своим детям.
Права детей.
С рождения.
Родившись, ребенок имеет право:
- На гражданство;
- На имя, фамилию, отчество;
- Жить и воспитываться в семье;
- Знать своих родителей;
- На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- На защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором, судом;
- На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
- На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
1, 5 года.
Гражданин имеет право посещать ясли.
3 года.
Гражданин имеет право посещать детский сад.
6 лет.
Гражданин вправе:
* Посещать школу;
* Самостоятельно заключать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
8 лет.
Гражданин может вступать в детские общественные объединения.
10 лет.
Гражданин имеет право:
- На принятие во внимание своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- Дает согласие на изменение своего имени или фамилии;
- Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
- Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
- Вправе быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства.
11 лет.
Гражданин может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат) в случае совершения общественно опасных действий или злостного систематического нарушения правил общественного поведения.
Права ребенка в школе
- На выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
- На получение образования в соответствии с установленными стандартами;
- На обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
- На уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
- На обучение, осуществляемое на современной учебно – материальной базе;
- На получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях;
- На обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
- На добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
- На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- На социально – педагогическую и психолого – педагогическую помощь в процессе образования;
- На равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
- На перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
- На получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
- На оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
- На продолжение образования в образовательном учреждении, получении образования в семье при условии положительной аттестации и решении родителей, лиц, их заменяющих, на любом этапе обучения;
- На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
- На участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
- На уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающихся;
- На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Основные нарушения прав ребенка в школе
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие считают, что достоинством обладают только взрослые);
- представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
- государственная типовая школа остается основным местом образования;
- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (когда образование требует вложения больших средств, государство экономит на школе, а родителей используют в качестве естественных доноров, дети из малообеспеченных семей не имеют возможности на получение качественного образования).
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер, а как объект);
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство:
- физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- открытое грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка- это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Наносится вред здоровью ребенка.
Проявления:
- расписание не соответствует нормам валеологии;
- сверхнормативное увеличение учебного плана;
- проведение более 2 х контрольных, проверочных работ в день;
- большие объемы домашних заданий;
- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится дать неправильный ответ).
Обязанности родителей по отношению к детям
Прилагаются извлечения из законодательства РК по нормам ответственности родителей за воспитание своих детей.