Вилинская СОШ № 1
Конспект урока для 6 класса
«Рубка металла»
учитель технологии
Вилинской СОШ № 1
Ветелкин Н.И.
с. Вилино 2015
1. Класс: 6
2. Программа: «Технология. Технический труд»
3. Учебник: Технология. Технический труд. 6 кл.; под редакцией В.М.Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014
4. Тема урока: Рубка металла.
5. Цели урока:
Обучающая: сформировать знания у обучающихся о технологии рубки металла.
Воспитательная: воспитывать интерес к учению, самостоятельность и ответственность.
Развивающая: Развивать техническое мышление.
6. Оборудование, наглядные пособия и дидактический материал:
Компьютер, проектор, электронная презентация, слесарные инструменты, верстак, образцы листового металла и проволоки.
7. Технические сведения: Применение рубки металла. Способы и инструменты при рубке металла. Безопасность труда.
8. Тип урока: комбинированный.
9. Ход урока:
1. Организационная часть.
- Приветствие учителя
- Контроль посещаемости
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Сообщение темы и целей урока.
2. Изложение программного материала.
1. Повторение пройденного материала
Учитель: На прошлом уроке мы изучали резка металла слесарной ножовкой. Давайте вспомним, чем выполняют разметку металла?
Ответы учащихся - чертилкой
Чем отличается пиление столярной ножовкой от резания слесарной? В чем их подобие?
Ответы учащихся – у слесарной ножовки рабочий ход, только вперед.
Перечислите правила безопасности при работе слесарной ножовкой.
Ответы учащихся – надежно закрепить заготовку, работать плавно, без рывков, заканчивать пиление – ослабить нажим, стружку сметать щеткой
Из каких основных частей состоит слесарная ножовка?
Ответы учащихся – станок, рукоятка, хвостовик, гайка-барашек, штифт.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы изучаем новую тему: «Рубка Металла». Сегодня мы должны с вами достичь следующих целей:
Познакомиться с процессом рубки металла и инструментами для рубки металла.
1.Процесс рубки металлов (в тисках)
РУБКА металлов - слесарная операция, при выполнении которой с помощью режущего инструмента – зубила и ударного - молотка с заготовки удаляют слой металла или заготовку разрубают на части.
На уроках слесарного дела приходиться очень часто отрубать, разрубать, материал и вырубать в нем отверстия.
Если от листа металла отделяют небольшую заготовку, эта операция называется отрубанием.
Если же лист или полосу материала разделяют на отдельные части, эта операция называется разрубание.
Когда в заготовке или в листе металла нужно получить отверстие с помощью зубила, эту работу называют вырубанием.
2.Инстументы для рубки
Основной рабочий(режущий)инструмент при рубке-зубило, а ударный-молоток. Посмотрим на рисунок 66 а
Зубило состоит из ударной, средней и рабочей части. Ударная часть выполняется суживающейся кверху, а её вершина, называемая бойком,-закруглённой; зубило при рубке держат за среднюю часть, рабочая часть имеет клиновидную форму. Угол заострения рабочей части выбирается в зависимости от твёрдости металла. Для твёрдых металлов (сталь,чугун)-70*, для мягких металлов (медь.латунь)—45*, для алюминиевых сплавов –35*.
Крейцме́йсель (от нем. Kreuz — «крест» и Meißel — «резец») — разновидность зубила. Крейцмейсель предназначен для прорубки шпоночных пазов, узких канавок и углублений в твёрдых материалах. ( рисунок 66 б)
В качестве ударных инструментов используют слесарные молотки двух типов: с круглым и квадратным бойком.
3.Приёмы рубки металлов (сопровождаю рассказ показом приёмов рубки металла)
Для рубки металла в тисках. Рубка производится по уровню губок тисков или выше этого уровня по намеченным при разметке рискам.
Заготовка должна быть закреплена в тисках прочно и надёжно. Рабочая поза при рубке должна обеспечивать наибольшую устойчивость тела, работающего при ударах молотком. Стоять нужно прямо вполоборота к оси тисков, левая нога выставлена на полшага вперёд.



Различают кистевые, локтевые и плечевые удары молотком по зубилу.


Кистевой удар применяют для снятия небольших неровностей и тонких стружек. При кистевом ударе молоток перемещается за счет движения кисти руки.
При локтевом ударе молоток перемещается за счет сгибания руки в локте и удар становится сильнее чем при кистевом. Локтевым ударом срубают лишний металл и разделяют тонкие заготовки на части.
Плечевой удар используют для срубания толстых стружек, разрубания прутков и полос большой толщины. Молоток перемещается за счет движения руки в плече.
4.Правила техники безопасности при рубке

Учитель:! Теперь ребята давайте вспомни всё, что мы сегодня услышали и закрепим пройденный материал, для этого мы нарисуем с вами интеллект-карту.
У

10. Литература: Учебник: Технология. Технический труд. 6 кл.; под редакцией В.М.Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014.