Цели:
Образовательная:
- научить вырезать изделия из дерева;
- сформировать начальное представление об этапах вырезания;
- научить определять потребность в изделии и кратко формулировать задачу на выполнение изделия.
Воспитательная:
- воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;
- воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;
- продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.
Развивающая:
- развивать умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
- развивать творческое мышление и воображение;
- развитие у учащихся самоконтроля.
Объект работы: деревянная ложка.
Оснащение занятия: образец изготовляемого изделия, шаблоны, заготовки, технологическая карта изделия, стамеска полукруглая, киянка, нож столярный, наждачная бумага.
Ход урока
I. Организационная часть.
· проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей
- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Изучение нового материала. Вырезание стамеской изделия из дерева.
1. Знакомство с новым материалом.
(На доске закреплены плакаты с последовательностью выполнения действий.)
В старину на Руси ложку мог изготовить любой крестьянин, но постепенно это умение забывалось, и сейчас только народные умельцы в состоянии вырезать такой необходимый в любой семье предмет. Несмотря на то, что уже давно появилась металлическая ложка, ее деревянная сестрица до сих пор используется в хозяйстве, так как она выполняется из природного, экологически чистого материала и не влияет на качество различных продуктов при перекладывании их из одной посуды в другую.
Ложки существуют различной формы и размеров (показ ложек). А служат они в настоящее время больше для создания декора, чем по своему прямому назначению, Набор из трех-четырех ложек разной величины может стать живописным украшением любой кухни.
На этом уроке вам предлагается изготовить и декоративно оформить ложку, которая не является сложной по форме, однако технология (последовательность) ее изготовления позволит вам в дальнейшем выполнить любую другую.
Для изготовления ложек используется древесина лиственных пород деревьев (береза, дуб, ольха, липа). На уроке мы будем использовать липу. Липу легко вырезать, древесина мягкая.
Следующий вопрос очень важный: коснемся вопросов техники безопасности.
Отметка наличия спецодежды.
Рассказ ученика: Правила техники безопасности
· Работать только исправным инструментом!
· Инструмент использовать по назначению!
· Хранить инструмент в специально отведенном для этого месте!
· Содержать в порядке рабочее место!
· Беречь пальцы рук!
IV. Практическая часть.
1. Раздать технологические карты, шаблоны. Предложить учащимся выбрать соответствующую заготовку.
2. Разметить контур изделия по шаблону.
3. Начало работы. Проведите внутреннюю линию черпала. (Черпало — это часть ложки, которой черпают пищу).
Теперь прижмите заготовку задним зажимом к крышке верстака. С помощью полукруглой стамески необходимо получить углубление — внутреннюю сторону черпала. Для этого возьмите стамеску правой рукой за ручку, левой — за рабочую часть. Затем надавите на стамеску двумя руками вниз и в конце движения подайте ручку на себя. Старайтесь, чтобы не было вашего давления на стамеску вперед. Только вниз и — ручка на себя.
Таким образом, пройдите по всей линии внутренней стороны черпала один раз, а затем второй, углубляясь в древесину. После такой обработки у вас получится своеобразный цветок из еще не отсоединившейся стружки. Он похож на георгин. Проходя третий раз по внутренней линии стамеской, делайте ею черпающее движение вниз и вперед. В результате этого «цветок» отсоединится и вы получите сферическое углубление, которое необходимо продолжать обрабатывать стамеской диаметром 30 мм. С помощью такой стамески поверхность становится более ровной и гладкой. Если такой стамески у вас нет — ничего страшного. Просто потом придется больше поработать шкуркой.
Обработка черпала ведется до получения глубины, равной 20 мм, то есть чтобы толщина черпала в его донной части была не менее 6 мм. Проверяется глубина линейкой.
Выдерживая два параметра — глубину черпала и его внутреннюю линию, — вы получите необходимое углубление. Конечно, надо стремиться к получению именно сферической поверхности, чего можно достичь в результате комбинированного движения стамески, нажимая на нее вниз и подавая ручку на себя. В целом оно должно быть черпающее движение. В противном случае можно получить коническое углубление, что считается неверным. Значит, движение стамеской осуществлялось только вперед вниз без подачи ручки на себя. Когда выполнена внутренняя часть черпала ложки, освободите заготовку от зажима и проведите на кромках и торце ее разметку толщины ручки. Она составит 10 мм. На противоположной пласти разметьте и проведите поперечные линии примерно через 20 мм.
Прижав заготовку к верстаку, сделайте пропилы до линии разметки толщины ручки. После этого плоской стамеской, желательно довольно широкой — 30-40 мм, срубите пропиленную часть заготовки. Удары по стамеске проводите только киянкой. (Киянка — это деревянный молоток.) Металлическим (слесарным) молотком вы расколете ручку стамески. Когда вы срубите пропиленную часть заготовки, этой же стамеской подровняйте полученную поверхность, убрав следы от пропила.
Настал момент, когда вам необходимо выбрать способ выпиливания по контуру. Самым предпочтительным, вы помните, является выпиливание электрическим лобзиком, который пилит древесину толщиной до 50 мм. Но если вы его еще не приобрели, то вам придется опять пилить сначала прямые линии ручной ножовкой, а потом обрабатывать до контура ложки стамеской.
Зачистить изделие.
V. Итоговая часть.
С помощью мерильных инструментов или шаблонов проверить качество изготовленного изделия, указать на ошибки и недоделки.
Уборка рабочего места.
Примечание: данная разработка одного занятия (2 ч. из “ Резьба по дереву» На данном занятии изделие не закончено. Доделать на следующем занятии.