kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финансовая грамотность учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Сформировать понятия бюджет, доход, расход;

2. Ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;

3. Сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

4. Сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность учащихся на уроках технологии»

Финансовая грамотность учащихся на уроках технологии

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Сформировать понятия бюджет, доход, расход;

2. Ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;

3. Сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

4. Сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение составлять семейный бюджет на условных примерах; умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения.

Метапредметные:

Выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.

Умение анализировать познавательные объекты; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы по составлению семейного бюджета.

Умение решать проблемы творческого и поискового характера в группе и индивидуально; умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: умение работать в группе; умение вести сотрудничество с учителем и одноклассниками; формирование рационального отношения к семейному бюджету; понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Тип урока: изучение нового материала (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа

Средства обучения: Электронная презентация (приложение 1, 2), инструкционная карта (приложение 3), практическая работа (приложение 4).

Оборудование: компьютер

План-конспект урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  3. Сообщить учащимся тему и цель урока.



  1. Актуализация опорных знаний

“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.

Проблемный вопрос:

Для чего нужно планировать бюджет семьи?(учащиеся отвечают)

Учитель:

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

  1. Формирование новых знаний

  1. Что такое бюджет семьи? (учащиеся отвечают)

Учитель:

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

  1. Что такое доход? Совокупный доход? (учащиеся отвечают)

Учитель:

Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

  1. Что такое расход? (слайд 7) (учащиеся отвечают)

Учитель:

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.

  1. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

  1. Что входит в семейный бюджет? (дети отвечают)

Учитель:

В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.

  1. Используя интерактивную доску распределить основные источники по статьям дохода и расхода (приложение 2)

Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают)

Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают)

Проверка выполненного задания

Семейные доходы
(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы
(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

выплат и льгот от общественных организаций;

от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Обязательные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20


10


5


Основные  источники дохода семьи могут быть следующие:

  • заработная плата

  • пенсии, стипендии, пособия

  • от личного подсобного хозяйства

  • от предпринимательской деятельности

  • от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).

Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Основные статьи расходования семейного бюджета:

  • потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).

  • налоги, платежи по кредитам.

  • накопления

  1. Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

Основные принципы составления плана расходов:

  • подсчитать общую сумму доходов;

  • вычесть обязательные платежи;

  • определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);

  • учесть сезонные расходы ( подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);

  • учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);

  • рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.


  1. Первичная проверка усвоения знаний.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

  2. Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

  3. Перечислите источники доходов вашей семьи?

  4. На какие виды расходов распределяется  доход семьи?

  5. Что включают в себя обязательные платежи?

Учитель:

  • налоги;

  • взносы в общественные организации,

  • погашение ссуд в банке, кредитов;

  • оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода, электроэнергии,

телефона, радио и т.д.);

  • транспортные расходы;

  • оплата детского сада;

  • дополнительные услуги образования.

  1. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?

  2. Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?

Учитель:

Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке.

Вывод по уроку:

    1. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи?

    2. Так как же надо планировать семейный бюджет?

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.

Задание: Проверьте свои способности в управлении се­мейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

да

нет

Сведения приблизительные, мнение неопределенное

  1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

  1. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?

7

20

6

  1. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музы­кальный центр?

25

2

11

  1. Покупаете ли про запас постельное белье?

1

18

8

  1. Заказываете ли такси, когда вам не­обходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

  1. Верите ли вы, что свое материальное
    положение можно улучшить, участвуя в

различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

  1. Помогают ли вашей семье дедушка и
    бабушка средствами для покупки вещей?

11

14

3

  1. Берете ли вы ссуды?

17

5

6

  1. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

  1. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

9

9

0

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квали­фицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения це­ли. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «пол­ная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

  1. Ведение домашней бухгалтерии

Вариант ведения учета: Хозяйственная книга.

Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. В книге отражаются поступления средств и их расходование.

Вывод по практической работе:

Учитель:

Ведение строгого учета позволяет оптимизировать расходы и ведет к экономии средств.


  1. Домашнее задание

  1. Как ты участвуешь в распределении расходов своей семьи? Опиши свою роль в этом мероприятии.

  2. Предложить способы решения проблем по учету семейных или личных доходов и расходов, накопления средств на приобретение дорогостоящих предметов.


  1. Подведение итогов

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  1. Что такое бюджет?

  2. Какой бюджет можно назвать сбалансированным?

  3. Назовите пути экономии средств в семье.

Учитель:

Пути экономии средств в семье:

  • экономия на питании

  • экономия на услугах

  • приобретение качественных вещей.

  1. Как бы вы улучшили бюджет своей семьи?

Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Финансовая грамотность учащихся на уроках технологии

Автор: Арямова Ксения Анатольевна

Дата: 09.04.2023

Номер свидетельства: 629250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Открытый урок по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности», интегрированного в предмет Технология. "Как открыть фирму?""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_kursu_osnovy_ekonomiki_i_finansovoi_ghramotnosti_intieghrirovan"
    ["file_id"] => string(6) "463505"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522040994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями""
    ["seo_title"] => string(44) "urokekonomikinatiemuznakomstvosprofiessiiami"
    ["file_id"] => string(6) "296824"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456084342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_samostoiatiel_noi_raboty_uchashchikhsia_kak_sriedstvo_formirovani"
    ["file_id"] => string(6) "418152"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495596341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства