kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

7 класс технология план конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

план конспект на тему настройка рубанков фуганков шерхебелей

Просмотр содержимого документа
«7 класс технология план конспект»

ЗАТОЧКА ДЕРЕВОРЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ. НАСТРОЙКА РУБАНКОВ, ФУГАНКОВ И ШЕРХЕБЕЛЕЙ (2 ч)

Цели: познакомить учащихся с заточкой дереворежущих инструментов и настройкой рубанков, фуганков, шерхебелей; при­вивать бережное отношение к инструментам; способствовать раз­витию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: рассказ, демонстрация на­глядных пособий.

Наглядные пособия: рисунки в учебнике, плакаты, стенды.

Используемая литература: Самородский А.Т., СимоненкоВ. Д., Тищенко А.Т. «Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков)» §4,5, стр.19-30.

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала: решение тестовых заданий (контроль усвоения изученного материала).

Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

1. Заточка дереворежущего инструмента.

2. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.

1. Заточка дереворежущего инструмента.

В процессе работы режущая кромка инструмента затупляет­ся. Инструмент уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому режущие инструменты периодически затачи­вают.

Ножи рубанков, лезвия долот и стамесок затачивают с по­мощью точила - шлифовального круга, насаженного на вал. Вра­щают вручную с помощью рукоятки или от электродвигателя (рис.7).

При заточке инструмент держат двумя руками. Угол наклона инструмента зависит от требуемого угла заост­рения и устанавливается на глаз. На инструмент слегка нажимают левой рукой и перемещают его по линии параллельно оси шлифо­вального круга. Полукруглую стамеску и нож шерхебеля при за­точке двигают не только вправо-влево, но и дугообразно в одну и другую сторону так, чтобы шлифовальный круг касался всей по­верхности фаски. Косую стамеску для чистового точения затачи­вают с двух сторон. Некоторые точила снабжены приспособления­ми для установки угла наклона инструмента при точении.

В результате заточки лезвие и фаска ножа рубанка, долота, стамески должны быть прямолинейными и расположены под пря­мым углом к боковым граням. Это проверяют с помощью угольни­ка, а правильность угла заострения - специальными шаблонами. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев. Затем заусенцы снима­ют, т. е. доводят инструмент на мелкозернистом бруске со строго прямолинейной поверхностью. Для удобства работы брусок закре­пляют на верстаке или специальной подставке. При доводке инст­румент накладывают фаской на брусок, плотно прижимают к нему и перемещают прямыми и круговыми движениями. При этом надо следить, чтобы фаска всей своей плоскостью прилегала к бруску.

Чтобы получить нужную остроту лезвия, инструмент после заточки и доводки правят, т. е. шлифуют на бруске с очень мелким зерном (рис. 8). Такой брусок называется оселком. Его смачивают водой, прикладывают к нему инструмент фаской и пе­ремещают круговыми движениями. Затем инструмент переворачи­вают, кладут на оселок всей плоскостью и правят такими же дви­жениями. Этот прием повторяют несколько раз до снятия очень мелких заусенцев. После правки с оселка смывают грязь и вытира­ют его досуха.

Стамеску и долото затачивают так же, как и ножи рубан­ков, - на точиле. Лезвие полукруглой стамески и крючка переме­щают при заточке не только вправо-влево, но и дугообразно в обе стороны. Надо следить, чтобы при заточке, правке и доводке фаска прижималась к абразивному кругу (бруску) всей своей поверхно­стью (рис.7). Косая стамеска для чистового точения за­тачивается по всей поверхности фаски с двух сторон.

Кромка лезвия после заточки, доводки и правки должна быть ровной, без закруглений, фаска - без перекоса в одну или другую сторону.

Заточка, доводка и правка инструмента являются видами процесса резания, так как острые грани зерен шлифовальных кру­гов и брусков имеют форму клина (резца) и снимают очень мелкую стружку.

Для школьных мастерских промышленность выпускает элек­трические точила, которые не имеют передаточного механизма, так как шлифовальный круг посажен непосредственно на рабочий орган - вал электродвигателя. Абразивные зерна срезают мелкую стружку, и получается нужный угол заострения инструмента.

На производстве режущий инструмент затачивают на заточ­ных станках, подбирают шлифовальные круги, определяют режим заточки, выполняют весь комплекс работ по заточке, доводке и правке инструмента, с помощью контрольно-измерительных инст­рументов проверяют правильность заточки.

Для заточки ножовки сначала выравнивают зубья по высоте (фугуют). Ножовку закрепляют в специальных деревянных тисках или между двумя брусками в слесарных тисках (зажиме столярного верстака).

Обработку ведут трехгранным или плоским напильником с помощью приспособления для фугования пил (рис.9). Приспособление представляет собой деревянный брусок с про­резью для прохождения полотна пилы и отверстием для напильни­ка. Напильником, зажатым в бруске, проводят по зубьям. Сточен­ные вершины отдельных зубьев затем заостряют.

Если после фугования боковые режущие кромки зубьев пилы совпадут с поверхностями пропила, то пилу будет «заедать» в пи­ломатериале, и зубья следует развести.

Разводка (рис.13) - стальная пластина толщиной 3...5 мм с прорезями шириной 0,6...1,5 мм служит для развода пил разной толщины. Разводку поочередно надевают прорезью на зубья и отгибают их: нечетные зубья - в одну сторону, четные - в проти­воположную. Общая ширина развода зубьев не должна превышать двух толщин полотна пилы. Равномерность развода проверяют по шаблону, который продвигают вдоль полотна пилы. Неправильно (чрезмерно или недостаточно) отогнутые зубья исправляют и прорезают впадины между ними.

После развода зубья затачивают. Полотно пилы должно быть хорошо зажато в деревянных тисках или между двумя брусками в зажиме столярного верстака как можно ближе к зубьям. Сначала трехгранным или ромбическим напильником затачивают зубья, отогнутые «от себя». Пилы для продольного пиления затачивают под прямым углом, но отношению к полотну (прямая заточка); для поперечного - напильник держат под углом 60°...80° (косая заточ­ка) (рис 11). По мере затачивания полотно ножовки про­двигают влево от себя. После завершения работы с одной стороны

полотно поворачивают на 180°, зажимают и повторяют работу в той же последовательности. Каждый зуб затачивают до образова­ния режущей грани — ровной, прямой, острой, без заусенцев.

На деревообрабатывающих предприятиях рамные, ленточные и дисковые пилы затачивают на заточных станках и автоматах. Ре­монтируют пилы, делают штамповку, разводку, плющение и фор­мовку зубьев пил; ножеточки затачивают и правят столярные инст­рументы (фрезы, сверла) и др., производят наладку и регулировку заточного оборудования.

2. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.

Перед строганием производят настройку струга: рубанка, фу­ганка или шерхебеля. Для этого струг (рис.14) пере­ворачивают подошвой вверх и с передней стороны (по стрелке А) смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка 5 ножа.

У рубанка и фуганка режущая кромка должна располагаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) на величину 0,3...0,5 мм, а у шерхебеля - до 3 мм. Высоту расположе­ния режущей кромки над подошвой рубанка ориентировочно мож­но измерить линейкой 6, как показано на рисунке (рис.14). Более точно расположение режущей кромки измеряют с по­мощью специального индикаторного приспособления. Чтобы пра­вильно установить и закрепить нож, струг разбирают.

Струги с деревянными колодками и с креплением ножа кли­ном разбирают так. Левой рукой берут струг за колодку (рис.15, а), а правой рукой наносят легкие удары киянкой или мо­лотком (рис.15, б) по задней стороне колодки (по стрел­ке), пока не выбьется клин. Нож выставляют на нужную величину (рис.15, в) и слегка заклинивают клином. Затем забива­ют клин молотком (рис.15, г) и проверяют, правильно ли выставлен нож.

Следует иметь в виду, что при заклинивании нож немного перемещается с клином. А поэтому режущую кромку предвари­тельно выставляют на меньшую величину.

Перекос режущей кромки устраняют ударами молотка с бо­ков ножа.

У стругов с металлической колодкой нож зажимается вин­том, ввинчиваемым в металлический клин, который одновременно

является стружколомателем. Стружколоматель (стружколом) слу­жит для надлома стружки, чтобы она не откалывалась от обрабаты­ваемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неров­ности на обработанной поверхности.

У ножей со стружколомателем расстояние от режущей кром­ки ножа до кромки стружколомателя должно быть 1,0...4,0 мм в за­висимости от толщины стружки и твердости древесины.

Засорившийся леток (отверстие на подошве) очищают, вытя­гивая стружку вверх или проталкивая ее тонкой щепкой. При не­возможности прочистить леток разбирают струг, прочищают леток и вновь собирают.

III. Практическая часть.

Практическая работа № 1 «Заточка дереворежущих инструментов».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся: пила, напильник, напильник в колодке, разводка для заточки и развода зубьев пил, лезвия ножей для стругов, стамесок и долот, рубанок, фуганок, шерхебель, киянка.

Вводный инструктаж.

Задания:

Примечание. Выполнение приемов заточки, правки и доводки дереворежущих инструментов очень опасно. Не все учащиеся смогут вы­полнить задания самостоятельно и правильно, поэтому практическую ра­боту можно заменить наблюдением учащихся за выполнением работ учи­телем.

1) По разрешению учителя и под его руководством и наблю­дением произведите прифуговку и заточку зубьев пилы; прокон­тролируйте правильность заточки; настройте разводку и разведите зубья пилы;

2) заточите лезвия дереворежущих инструментов, выданных учителем;

3) подберите необходимые бруски и оселки для правки и доводки лезвий; произведите правку и доводку лезвия; проконтро­лируйте остроту режущей кромки;

4) разберите один из видов стругов (шерхебель, рубанок, фу­ганок); настройте режущую кромку ножа на нужную высоту по заданию учителя и закрепите нож; проверьте правильность и высоту расположения режущей кромки ножа.

Правила техники безопасности:

1) Все виды работ проводить только с разрешения учителя и строго под его надзором!

2) При пользовании электрическим точилом следует ра­ботать только в защитных очках и с опущенным защитным эк­раном.

3) При заточке нельзя близко наклоняться к шлифовальному кругу.

4) Во время заточки, доводки и правки долота и стамески нельзя держать пальцы близко к лезвию.

5) Нельзя касаться пальцами шлифовального круга при его вращении, а также лезвий заточенных инструментов.

6) Нельзя допускать заклинивания круга затачиваемым инст­рументом, так как раскалывание круга приводит к выбросу кусков с большой скоростью.

7) Затачиваемый инструмент следует подводить к заточ­ному кругу плавно и держать так, чтобы его не выбросило кругом.

8) При заточке на торце круга нужно остерегаться попадания инструмента на зажимные шайбы.

9) При заточке и разводе зубьев пил нужно остерегаться ра­нения рук.

10) Незатачиваемые зубья пил необходимо закрывать специ­альными защитными чехлами.

11) При настройке стругов нельзя выталкивать засорив­шуюся стружку со стороны режущей кромки. Это может привести к порезу руки.

Текущий инструктаж. Текущие наблюдения учителя, кон­троль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Уча­щиеся получат представление о шиповых столярных соединениях.

Домашнее задание:

1) повторить пройденный материал;

2) прочитать параграфы 7. 8 в учебнике (стр. 34-43).

Уборка рабочих мест.





























































































































































ТЕСТ

Заточка дереворежущих инструментов

Выберите правильный ответ:

1. Чтобы полотно пилы свободно перемещалось в пропиле, производят

А. Заточку зубьев пилы.

Б. Прифуговку вершин зубьев.

В. Развод зубьев пил.

Г. Доводку лезвия.

2. На каком из рисунков изображено правильное расположение инструмента при доводке:







3. Выравнивание по одной линии верши­нок зубьев посредством срезания их напильником при его движении вдоль зубьев, в результате этой операции срезают вершинки выступающих зубьев.

А. Заточка зубьев

Б. Прифуговка

В. Развод зубьев

Г. Доводка







4. Не допускать заклинивания круга затачиваемым инструментом, так как …………….. круга приводит к вы­бросу кусков с большой скоростью.



А. Остановка Б. Раскалывание







5. Закрывать ………………………. зубья пил специальны­ми защитными чехлами.



А. Затачиваемые Б. Незатачиваемые



6. Все виды заточек проводить только с разрешения …………… и строго под его надзором!



А. Директора Б. дежурного

В. Инструментальщика Г. Учителя









7. На каком из рисунков изображена разводка (инструмент)?







8. Косые стамески затачивают с двух сторон с расположе­нием режущей кромки-…………. .



А. Вниз Б. Вверх В. В сторону







9. Если лезвие посинело, значит, оно нагре­лось до такой температуры, при которой металл потерял свою ………………… .



А. Пластичность Б. Твёрдость

В. Упругость Г. Ковкость







10. Напильник перемещают под углом заточки и под наклоном от …………………..зуба к …………………… .



А. Основания зуба к вершине Б. Вершины зуба к основанию







































тест



Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.





Выберите правильный ответ:







1. Для настройки рубанка с металлической колодкой применяют:



А. Рулетку. Б. Киянку.

В. Отвертку. Г. Пилу.





2. У рубанка и фуганка режущая кромка должна распола­гаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) на величи­ну ….-….. .



А. 3-5 мм Б. 3-5 см В. 0,3-0,5 мм Г. 0,03-0,05мм





3. На каком из рисунков изображено выдвижение ножа рубанка над подошвой:







4. Перекос режущей кромки устраняют ударами молотка с ………. ножа.



А. боков Б. лезвия В. торца Г. низу







5…………………………….. служит для надлома стружки, чтобы она не откалывалась от обрабатываемой поверхности, его наличие уменьшает неровности на обработанной поверхности.



А. лезвие Б. колодка В. клин Г. стружколоматель







6. На каком из рисунков изображён нож шерхебеля:







7. На каком из рисунков изображена правильная установка ножа рубанка:





8. Не выталкивать засорившуюся стружку со стороны -………………… . Это может привести к порезу руки.



А. колодки Б. клина В. летка Г. режущей кромки





9. На каком из рисунков изображено заклинивание ножа рубанка :







10. Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?



А. перпендикулярно В. параллельно Г. диагонально



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
7 класс технология план конспект

Автор: Спицын Максим Евгеньевич

Дата: 09.10.2017

Номер свидетельства: 431469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "План- конспект открытого урока   по предмету русский язык для суворовцев 1 курса (5 класс)   по теме: «Обобщение по теме «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(138) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-priedmietu-russkii-iazyk-dlia-suvorovtsiev-1-kursa-5-klass-po-tiemie-obobshchieniie-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "158924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832037"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "план конспект урока по технологии 5 класс Вводный урок.Вводный инструктаж"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_konspiekt_uroka_po_tiekhnologhii_5_klass_vvodnyi_urok_vvodnyi_instruktazh"
    ["file_id"] => string(6) "356167"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478507066"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План - конспект  урока технологии 1 кл "Посуда" "
    ["seo_title"] => string(46) "plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-1-kl-posuda"
    ["file_id"] => string(6) "213118"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431973774"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока технологии 7 класс (мальчики) "Классификация и термическая обработка сталей" "
    ["seo_title"] => string(104) "plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-7-klass-mal-chiki-klassifikatsiia-i-tiermichieskaia-obrabotka-staliei"
    ["file_id"] => string(6) "143074"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418441079"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства