Одним из условий формирования товарищеских взаимоотношений в труде является умение работать сообща. Трудовая задача, которую необходимо решить детям коллективно, влияет на характер взаимоотношений детей, тех требований, которые они предъявляют друг к другу. Нельзя при этом не учитывать и того опыта отношений, который уже имеют дети.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимоотношения учащихся в коллективном труде.»
Взаимоотношения учащихся в коллективном труде.
Одним из условий формирования товарищеских взаимоотношений в труде является умение работать сообща. Трудовая задача, которую необходимо решить детям коллективно, влияет на характер взаимоотношений детей, тех требований, которые они предъявляют друг к другу. Нельзя при этом не учитывать и того опыта отношений, который уже имеют дети.
Формируя взаимоотношения детей в коллективной трудовой деятельности, учитель стремится создавать ситуации, в которых этот процесс происходит наиболее интенсивно. Придумывая специальные ситуации, учитель наблюдает, как дети относятся друг к другу, влияет на характер этих отношений, их развитие.
Исходя из идеальных норм в детском обществе должны быть разработаны конкретные правила нравственного поведения. Но конкретные правила не могут быть выработаны на все случаи жизни, для всех конкретных ситуаций. Необходима работа и над общими моральными нормами, в соответствии с которыми может строиться поведение в каждой конкретной ситуации.
Правила нравственного поведения являются внешними требованиями, идущими, прежде всего, от взрослых, потом от самих детей, которые помогают ребенку создать определенные нормы действий, касающиеся взаимоотношений, т.е. правила поведения несут функцию норм поведения.
В школьной практике эти правила должны быть достаточно конкретны и касаться ситуаций, где чаще всего возможно нарушение взаимоотношений. Это прежде всего, ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью, товариществом, которые помогают детям сформулировать и предъявить требования к поведению друг друга. Особенно помогают правила в установлении отношений между учителем и остальными ребятами. Правила в руках организатора являются узаконенной нормой, с помощью которой устанавливаются или восстанавливаются нарушенные взаимоотношения детей.
При самооценке и взаимооценке правила дают возможность сравнивать свое поведение с поведением других, поведение каждого с существующей нормой. Самооценка и взаимооценка поведения даются поведения даются при устных отчетах детей о выполнении коллективной работы. Дети легче оценивают поведение других, чем свое.
Устный отчет о совместной работе класса перед детским коллективом является одним из способов осмысливания реально складывающихся взаимоотношений, вычленения в них нравственной стороны.
Специальная задача учителя – приучить детей отчитываться перед классным коллективом, а коллектив высказывать свое отношение к работе группы и отдельных ребят, оценивать их работу. При обсуждении общей работы и ее оценке обращается внимание детей не только на результат, но и процесс работы, на отношения между детьми в труде. Дети должны с помощью учителя осмыслить реальные отношения, которые возникают между ними, увидеть и отметить проявления терпимости, требовательности, уступчивости, доброжелательности, справедливости, заинтересованности в успехе общего дела. Необходимо показать и отрицательные стороны, которые возникают в отношениях между детьми: зависть, злорадство, злость, хитрость, тщеславие, несправедливость. Воспитание происходит не только на примере хорошего, но и на примерах активного преодоления плохого.