Статья "Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната"
Статья "Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната"
Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротерапии
в воспитательном процессе школы-интерната
В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для умственного, нравственного и физического развития этих детей проводятся различные соревнования, конкурсы, фестивали.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.
В 1913 году З.Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.
Даша Иванова, несмотря на полноватую фигуру с удовольствием танцевала на дискотеках в лагере "Березка", в школе же девочка долго не могла танцевать. Но праздник осени "Листопад", создавший необыкновенную атмосферу понимания и тепла, помог Даше раскрепоститься и преодолеть свои страхи выступления перед публикой - девочка с большим удовольствием пошла танцевать (Из опыта работы).
На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность». Многие наши занятия - есть имитация нашей реальной жизни. В занятии-игре "Путешествие в кафе "Полянка" шло обучение общественным правилам, установление отношений со сверстниками, вступление в значимую личностную связь со взрослыми. Через игру дети получают возможность для развития полноценной личности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.
Игра и игротерапия появились, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Этому способствуют такие игры как "Поход в супермаркет", "Экскурсия в аптеку", "Мы познаем родной край" (экскурсия в краеведческий музей). Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни. Хорошие результаты достигаются по время занятий по ОБЖ (Экскурсии в трамвайное депо, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД, с врачами наркодиспансера, беседы-игры "Изучаем права играя")
Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Игротерапия выполняет следующие функции:
коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Для реализации задач, поставленных "игротерапией" используются следующие игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения (спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, "У медведя во бору", "Третий лишний", "Два мороза" и т.д.)
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Это такие игры как "Чудесный мешочек", "Угадай мелодию", разгадывание загадок, викторина "Что растет на дереве?"и т.д.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. Это такие игры как "Кафе "Полянка", "Магазин", "Аптека", "Почта". В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Дети с большим интересом участвовали в сюжетно-ролевых играх, таких как "О правах играя", "Путешествие в страну сказок", "Путешествие в страну фантазии", инсценировании песен "Пусть всегда будет солнце", "Маленькая страна", "Песня о пограничнике".
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. Ребята с интересом вышивают салфетки, создают поделки из природного материала, изготавливают тематические игрушки, занимаются "Оригами". Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
Таким образом, необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия), развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
Благодаря игротерапии у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснять, помогать ребенку выполнять сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Игротерапия осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната" »
«Личностью человек не рождается, а становиться. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека».
А.Ф.Малышевский)
Проблема социальной адаптации младших школьников в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации*детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации. Социальная адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом воспитательной работы в классе. При моделировании воспитательной системы в классе мы опирались на общие признаки трактования понятия «воспитания» (Воспитание – целенаправленное воздействие на воспитанника, носящее социальную направленность; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных норм.) и на хорошо уже известную гуманистическую воспитательную систему – система В.А. Караковского, строящуюся на основе возрастных этапах развития детей.Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей: ________________ *Социальная адаптация школьника понимается как способность личности к социальному, нравственному бытовому выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и новых, ожидаемых и непредвидимых обстоятельствах, готовность выбирать различные способы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность (Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов, И.Ф.Исаев, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн, Е.Н.Шиянов).
«Уровень актуального развития» – отражает особенности психических функций, которые сложились на сегодняшний день;
«Зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагог должен видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Ведущая идея воспитательной системы В.А.Караковского – развитие личности школьника, его интересов и способностей. Детям предоставляется возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными, ощутить свою значимость в коллективе, через вовлечение их в различные сферы деятельности. Таким образом создаются условия для формирования их самооценки как компонента самосознания.
Такой подход к организации воспитательного процесса особо актуален в классе компенсирующего обучения. Это дети, у которых был только отрицательный жизненный опыт: пьющие родители, нецензурная брань, частые побои, недоедание. Эти дети имели печальный опыт обучения в первом классе, где они были неуспешными, где их не оценили и не приняли в классный коллектив. И это не весь перечень проблем.
Если вести речь о детях данной категории, то процесс адаптации для них должен быть ориентирован на проявление творческой активности, направленной на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют. В связи с этим целью нашей работы стало – формирование творческой активности школьников как средства их социальной адаптации. Исходя из опыта работы, нами выделены следующие критерии социальной адаптации младших школьников, а также представлены психолого-педагогические показатели оценки эффективности воспитательного процесса в классе:
Критериисоциальнойадаптации
Педагогическиепоказатели
Психологическиепоказатели
Микроклимат в классном коллективе
Отсутствие конфликтных ситуаций
– Отсутствие «изолированных» обучающихся. – Наличие в классе обучающихся, имеющих статус «звезд».
Уровень психологической комфортности в классе
Отсутствие пропусков без уважительной причины
– Улучшение отношения к учителю (позитивное восприятие, доверие к нему, отсутствие страха в отношениях с учителем). – Получение и оказание взаимопомощи внутри класса. – Желание продолжать обучение в данном классе. – Снижение уровня тревожности.
Отсутствие правонарушений (соблюдение социальны норм, правил; законопослушность)
– Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, приглашенных на совет профилактики». – Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, стоящих на внутришкольном учете. – Занятость детей во внеурочное время.
Творческая активность
– Участие детей в классных и школьных мероприятиях; спортивных соревнования и творческих конкурсах. – Смена социальных ролевых позиций обучающихся при организации и проведении мероприятия. – Индивидуальные достижения обучающихся в различных сферах деятельности (Индивидуальная творческая книжка «Мои успехи»).
Качество обучения
– Рост абсолютной и качественной успеваемости обучающихся. – Проявление интереса к отдельным изучаемым предметам.
Повышение учебной мотивации и отсутствие обучающихся с негативным отношением к школе.
В своей педагогической деятельности мы придерживаемся идей педагогов-новаторов: А.Ф.Малышевского (автор возрастных этапов социализации), И.О.Иванова (автор методики коллективных творческих дел), В.В. Давыдова (автор технологии деятельностного подхода). При организации воспитательной среды в классе опираимся на принципы Симона Львовича Соловейчика:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
если ребенок живет в дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Нами выделены следующие способы взаимодействия с классным коллективом по формированию творческой активности:
1. Организация творческой деятельности детей в различных направлениях(декоративно-прикладное творчество (рисование, художественный труд); литературное творчество; сценическое творчество (театральная деятельность); хореография; музыкальное (праздничные концерты, сольные выступления); спортивное).
2. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого ребенка через вовлечение в конкурсное движение, спортивные состязания («Самый, самый, самый…», товарищеские встречи по футболу, показательные выступления по художественной гимнастике); реализацию школьных проектов («Школа любимых дел», «Новогодний калейдоскоп», «Осенний марафон»), классных дел («А, ну-ка, мальчики!», «Мастер художественного слова», «Художник года») и т.д.
3. Организация деятельности воспитанников по формированию отношения к разным сторонам действительности, определяющей их поведение (коллективные игры на формирование коммуникативных умений, развитие толерантности; моделирование жизненных ситуаций с целью нахождения позитивного выхода из них; система классных часов, решающая проблемы нравственного и эстетического воспитания).
4. Внедрение системы отслеживания и оценки результативности творческой активности учащихся через экран участия в классных и школьных делах, творческие книжки «Мои успехи», одновременно являющиеся стимулом к творчеству.
Основная идея создания творческой книжки – отследить индивидуальные достижения обучающихся и оценить уровень их познавательной творческой активности. Творческая книжка носит индивидуальный характер и оформлена в виде таблицы (Таблица 1), в которой фиксируется название работы (мероприятия), уровень участия (классный, школьный, городской, региональный и российский), а также на страницах отражается результат участия в данных мероприятиях.
Таблица 1
Дата
Название работы, мероприятия, конкурса
Результат
Баллы
Обучающиеся, которые посещают кружки и секции в других образовательных учреждениях, также вправе предъявлять результаты своего участия в конкурсах и соревнованиях.Таким образом, данная книжка подразумевает достаточно широкое наполнение, причем представить результаты своей деятельности могут все ученики, включая неуспешных в обучении.Для повышения стимула и роста творческой активности разработана рейтинговая система начисления баллов (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели начисления рейтинговых баллов
Уровень участия
Количество баллов
Участник
4-10 место
3 место
2 место
1 место
Классный
+5
+10
+15
+20
+25
Школьный
+10
+15
+20
+30
+40
Городской
+20
+40
+50
+75
+100
Областной, региональный, российский
+50
+100
+110
+120
+130
По окончанию четверти, совместно с ребятами, подводятся итоги (баллы, набранные как в течение четверти, так и за период обучения суммируются) и, в зависимости от набранного их количества, присваивается звание с вручением значка (Таблица 3).
Таблица 3
Определение звания и степени
Звание
Степень
Первая
Высшая
Супер
Искатель
Эрудит
Знаток
Талант
Интеллектуальный лидер
В зависимости от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, балльная система может варьироваться (как внутри класса, так и на параллели). Этапы работы с классным коллективом по формированию творческой активности
Задачи
Формы работы
Предполагаемый результат
1 класс Создание в классе «веера» образовательных и творческих возможностей.
– Презентация творческих коллективов «Радуга возможностей». – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «наблюдатель» и частично «исполнитель – Интеллектуальные игры, спортивные соревнования, конкурсы разного уровня.
– Формирование мотивов учения и творчества. – Пробав разных ролевых позициях. – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в классе. Первые достижения на уровне школы. – Формирование коллектива класса на уровне микрогрупп.
На первом этапе работы с новым ученическим коллективом, очень важным для себя считаем изучение семей: социально-бытовые условия проживания, занятость родителей, состав семьи. Знакомясь с семьями, узнаем интересы членов семьи, чем они могут помочь классному коллективу, как они относятся к планируемым и проводимым мероприятиям. По средствам анкетирования, наблюдения, создания системы чередования традиционных поручений и ситуаций для творческих проявлений, выявляем способности и интересы обучающихся (экран «Индивидуальных способностей и интересов учащихся»), определяем место ребенка в структуре коллектива (экран общественных поручений, социометрия). Важным моментом работы с классным коллективом является вовлечение родителей в классные и школьные дела, подготовка и проведение которых позволяет родителям находить новые подходы взаимодействия с детьми, а детям – по-новому взглянуть на своих родителей, как на интересных и творческих людей.
2 класс Формирование в классе образовательного пространства, где каждая группа может проявить свои способности.
– Презентация творческих коллективов «Радуга возможностей» с выбором кружка или коллектива. – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «исполнитель» и «активный участник». – Участие в школьных КТД. – Интеллектуальные игры, конкурсы, спортивные соревнования разного уровня.
– Развитие познавательных потребностей и интересов. – Принятие 50% уч-ся класса позиции «активный участник». – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе. Первые достижения на уровне города. – Формирование коллектива класса на уровне групп по интересам.
3 класс Формирование в классе образовательного пространства, где каждая творческая группа может проявить свою индивидуальность (создание ситуации успеха).
– Презентация творческих коллективов «Радуга возможностей». Выбор коллектива, участие в презентации своего коллектива. – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «активный участник» и частично «организатор». – Участие в школьных КТД. – Школьные, городские конкурсы.
– Развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов. – Появление у 30% уч-ся позиции «организатор». – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе, городе, области. – Формирование коллектива класса на уровне творческих групп.
Следующим этапом работы стало создание для каждого ребенка ситуации успешности и самоутверждения в той или иной деятельности. Набор дел, предложенный детьми и поддержанный взрослыми, предполагает смену социальных ролевых позиций. Важным моментом, венчания каждого дела, является анализ в форме ответов на вопросы («Что получилось, а что не удалось?», «Почему?».Обсуждение личного вклада каждого участника в общее дело). Таким образом, развиваем рефлексивные способности воспитанников как основу для формирования адекватной самооценки.
4 класс Создание образовательного пространства со сложившимися традициями и социо-культурными нормами.
– Презентация творческих коллективов «Радуга возможностей». Участие в презентации своего коллектива, демонстрация своих достижений в доп. образовании на уровне школы. – Традиционные классные часы и мероприятия, где дети занимают в большинстве позицию «активный участник» и «организатор». – Участие во всех школьных КТД, являясь организаторами отдельных из них. – Школьные, городские, областные и Российские конкурсы.
– Сформированность устойчивых познавательных потребностей и интересов. – Определение ролевых позиций всеми учащимися класса. – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе, городе, области. Выход на уровень региона и страны. – Сформированный классный коллектив.
На данном этапе воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы каждый ученик был не только участником, но и организатором действия. Создаваемая временная творческая группа «Совет дела» несет ответственность за подготовку и проведение мероприятия. Каждый ученик находит возможность реализовать себя на определенном этапе или в определенном моменте общего дела. При таком подходе к организации воспитательной работы в классе каждый ученик ощущает себя причастным к общему делу, ни кто не остается в стороне, не становиться отверженным или сторонним наблюдателем.
Такие приемы и формы работы с детьми решают задачу формирования творчески активной личности, способной успешно адаптироваться в школьном социуме.
1
2
3
4
5
Категория: УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ | До
Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротерапии
в воспитательном процессе школы-интерната
В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для умственного, нравственного и физического развития этих детей проводятся различные соревнования, конкурсы, фестивали.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.
В 1913 году З.Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.
Даша Иванова, несмотря на полноватую фигуру с удовольствием танцевала на дискотеках в лагере "Березка", в школе же девочка долго не могла танцевать. Но праздник осени "Листопад", создавший необыкновенную атмосферу понимания и тепла, помог Даше раскрепоститься и преодолеть свои страхи выступления перед публикой - девочка с большим удовольствием пошла танцевать (Из опыта работы).
На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность». Многие наши занятия - есть имитация нашей реальной жизни. В занятии-игре "Путешествие в кафе "Полянка" шло обучение общественным правилам, установление отношений со сверстниками, вступление в значимую личностную связь со взрослыми. Через игру дети получают возможность для развития полноценной личности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.
Игра и игротерапия появились, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Этому способствуют такие игры как "Поход в супермаркет", "Экскурсия в аптеку", "Мы познаем родной край" (экскурсия в краеведческий музей). Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни. Хорошие результаты достигаются по время занятий по ОБЖ (Экскурсии в трамвайное депо, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД, с врачами наркодиспансера, беседы-игры "Изучаем права играя")
Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Игротерапия выполняет следующие функции:
коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Для реализации задач, поставленных "игротерапией" используются следующие игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения (спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, "У медведя во бору", "Третий лишний", "Два мороза" и т.д.)
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Это такие игры как "Чудесный мешочек", "Угадай мелодию", разгадывание загадок, викторина "Что растет на дереве?"и т.д.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. Это такие игры как "Кафе "Полянка", "Магазин", "Аптека", "Почта". В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Дети с большим интересом участвовали в сюжетно-ролевых играх, таких как "О правах играя", "Путешествие в страну сказок", "Путешествие в страну фантазии", инсценировании песен "Пусть всегда будет солнце", "Маленькая страна", "Песня о пограничнике".
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. Ребята с интересом вышивают салфетки, создают поделки из природного материала, изготавливают тематические игрушки, занимаются "Оригами". Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
Таким образом, необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия), развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения. Благодаря игротерапии у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснять, помогать ребенку выполнять сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Игротерапия осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей.