Выбор объектов труда учащимися как условие формирования их технологической грамотности
Выбор объектов труда учащимися как условие формирования их технологической грамотности
В данной работе рассмотрены условия, необходимые для формирования технологического образования школьников. Какие требования предъявляются к учащимся в рамках социального образовательного заказа. Формирование технологической грамотности на уроках технологии и способы её формирования в изучении раздела программы "Исследовательская и опытническая деятельность".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выбор объектов труда учащимися как условие формирования их технологической грамотности»
Выбор объектов труда учащимися в изучении раздела программы «Исследовательская и опытническая деятельность» как условие формирования их технологической грамотности
На сегодняшний день никто не будет спорить о том, что основным фактором развития промышленности любой страны, а именно её экономической независимости, является человеческий ресурс. Именно люди определяют дальнейшее развитие своей страны, её благосостояние, её место на геополитической карте мира. И всё это возможно только при такой организации общества, где все сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная представлены как гармонично развитые элементы.
Важнейшей сферой жизнедеятельности общества, как некой системы является экономическая сфера, сфера материального производства. Но для развития экономической сферы необходим ряд условий, важнейшим из которых является наличие специалистов в различных областях наук. Однако, такие достижения, сами по себе, останутся бесполезными до тех пор, пока они не будут материализованы. Вот и возникает необходимость в современном, экономически развитом обществе иметь ещё и технологически грамотных специалистов, которые смогли бы реализовать практически все научные достижения, т.е. специалистов в сфере промышленного производства.
Социальный образовательный заказ
Как же подготовить таких специалистов? Конечно, такая проблема решается, как и любая проблема, связанная с процессом подготовки профессиональных кадров, необходимых обществу на данном этапе его развития. Это достигается за счёт создания определённых условий (социальных, экономических, политических и т.д.) всеми заинтересованными сторонами этого процесса. И одним из главных таких участников выступает государство как основной гарант и регулятор между отдельными его членами и социальными группами. Именно государство формирует социальный заказ, в котором отражены все запросы современного общества. Другая заинтересованной сторона в процессе подготовки профессиональных кадров это школа, т.к. в школе непосредственно реализуется система образования, система учёта пожеланий родителей и учащихся в образовательных услугах и их социальных результатах (получение обязательного среднего образования, поступление в ВУЗы и дальнейшее трудоустройство). Третья заинтересованная сторона это родители. Родители же стремятся к тому, чтобы их ребёнок получил оптимальный набор знаний, чтобы к моменту окончания школы он определился с выбором профессии, чтобы школа обеспечила подготовку в ВУЗ, чтобы их ребёнок вырос достойным гражданином своей страны. И наконец, четвёртая заинтересованная сторона это сам ученик, которому важно быть успешным, он должен знать, что школа даёт ему качественное образование, что учителя относятся к нему с уважением и видят в нём личность.
Ребёнок во всех этих отношениях выступает главным объектом социального образовательного заказа т.к. именно он в дальнейшем будет реализовывать те требования, которые предъявляет к нему современное общество. И здесь роль школы трудно переоценить. Именно школа являет собой первый этап в жизни каждого человека, который позволяет ознакомиться ему с полученным жизненным опытом всего человечества, познать и изучить его, поэтому школа призвана обеспечить передачу этого опыта посредством освоения образовательных программ по всем учебным предметам, и конкретно, по технологическому образованию.
Формирование технологической грамотности на уроках технологии
Только предмет Технология является тем связующим звеном, которое объединяет в себе знания всех известных наук, потому что в основе своей имеет практико-ориентированную направленность, т.е. создание конкретного готового продукта (детали, изделия или законченного технологического процесса). Для того чтобы создать такой продукт необходимо обладать некоторыми компетенциями, т.е. знаниями, определёнными умениями и самое главное, способностью применять эти знания в решении конкретно поставленных профессиональных задач. Например, для того, чтобы изучить тему программы 5-го класса «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов», учащимся нужно знать не только какими физическими свойствами обладают такие древесные материалы, но и уметь выбирать инструменты для их обработки и конечно технологически правильно их обрабатывать.
Как было сказано выше, все знания, полученные учениками на уроках технологии, знание самих технологий, бесполезны без умения применять эти технологии. Для реализации данной концепции в программу учебного предмета Федерального государственного образовательного стандарта введён раздел «Исследовательская и созидательная деятельность», который подразумевает выполнение учащимся творческого проекта, т.е. практической работы. Эта работа может выполняться как в течение четверти, так и на протяжении всего учебного года. Именно самостоятельная работа над творческим проектом будет являться показателем того, какими технологическими компетенциями владеет ученик на определённой ступени обучения. Для того чтобы выполнить такую работу у учащегося уже должен присутствовать некий технологический опыт и здесь задача учителя сформировать такой опыт, помочь ученику овладеть необходимыми в дальнейшей жизни основными приёмами как ручного, так и механизированного труда, используя распространённые инструменты, машины и механизмы.
Очень часто при запуске проекта на уроке, например в 5-м классе можно услышать от учеников такую фразу: «А что мне делать? Какой объект труда мне выбрать?». Для некоторых учеников это является настоящей проблемой, потому что в силу недостаточного жизненного опыта, может быть где-то недостаточности информации и наконец в силу его индивидуальных психофизических особенностей как личности ему сложно сделать такой выбор. Поэтому в 5-6 классах для организации работы над творческим проектом эффективнее предложить учащимся тему проекта, в рамках которой ученики самостоятельно выбирают объекты труда и соответственно технологии, необходимые для изготовления изделия. Так как любой проект начинается с определения потребности, то педагог в такой ситуации всячески должен способствовать формированию у ученика именно этой способности определения проблемы (потребности), которая в дальнейшем станет отправной точкой в реализации проекта. Иногда ученик делает выбор в пользу того или иного изделия, но не соизмеряет явно свои способности и возможности с конечным результатом (нет равенства меду тем, что «хочу» и «могу»). С этой точки зрения учитель, только совместно с учащимся, должен определить круг его технологических знаний и умений, рассказать ему весь технологический процесс, а может даже переориентировать учащегося на выполнение проекта по другой теме. Бывает, что ученик при выборе объекта труда руководствуется только наличием у него того или иного материала для работы. Такой проект тоже имеет право на существование т.к. на выходе мы получим готовое изделие, готовый продукт, выполняя который ученик будет вынужден повторить или самостоятельно изучить технологию обработки или технологию сборки деталей из этого материала, что в свою очередь будет способствовать развитию технологической грамотности учащегося. Для того чтобы помочь ученику определиться с выбором объекта труда на этапе подготовки к выполнению творческого проекта учителю необходимо использовать различные формы и методы обучения (беседа, экскурсии, демонстрация наглядных пособий и готовых работ учащихся, фотографии и видеоролики). Однако основным методом обучения будет являться беседа. Именно беседа, организованная в форме консультаций по проекту поможет учащимся более осознанно подойти к выбору будущего изделия, которое они способны выполнить самостоятельно. Для формирования технологической грамотности эффективно применять упражнения, основанные на исследовательском методе обучения. Когда в качестве примера берётся какой-либо предмет, например слесарный молоток (Рис. 1) и ученикам предлагается определить, какие технологии были применены при изготовлении данного изделия. А если ученикам предложить придумать изменения или дополнения, которые можно привнести в это изделие, то предлагая возможные варианты и отвечая на вопрос: «Как это сделать?», учащиеся предлагают и технологии, необходимые для реализации таких изменений.
Заключение
Таким образом, обучение Технологии, в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта выходит на более качественный уровень. Сегодня от учащегося требуется не только знания многих современных технологий, но и умения переносить эти знания с одного технологического процесса на другой. Важнейшую роль в формировании технологической грамотности школьников играет самостоятельная работа над творческим проектом, который является уже не темой программы, а самостоятельным методом обучения, применяемым во многих сферах человеческой жизни. Именно творческий проект в части его подготовки (выбор объектов труда и необходимых технологий), и особенно в части его практической реализации (применение этих технологий) способствует развитию технологического образования молодёжи, так необходимого сегодня для создания условий экономического роста нашей страны.