kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект "Хлеб да соль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект выполнен учеником 8 класса в рамках муниципальной олимпиады по технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Хлеб да соль"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Секция: технология





ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Хлеб да соль





Выполнил:

ученик 8 Б класса

Толстопят Яков

Руководитель:

Микрюков Александр Юрьевич







г. Чайковский





Содержание



1. Организационно-подготовительный этап

1.1 Выбор и обоснование возникшей проблемы и потребности…..…..2

1.2 Постановка цели и задач……………………………………….…..….3

1.3 Выявление основных параметров и ограничений………….……..…4

1.4 Исследование, выявление традиций и истории………………….…..5

1.5 Опорная схема обдумывания……………………………………….…8

1.6 Разработка идей …….…………………………………………….…..9

1.7 Выбор способов обработки бересты…………………………….……11

1.8 Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений …………………………………………………………………….………………12

2. Технологический этап

2.1 Последовательность изготовления изделия …..……………………...14

2.2 Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда……17

3. Заключительный этап

3.1 Экономическое обоснование……………………………………........18

3.2 Экологическое обоснование …………………………….……….……19

3.3 Анализ готового изделия…………………...……………………….....19

3.4 Самооценка……………………….……………………………………20

Литература………………………………………………………………….…....21

Приложение……………………………………………….………………….….22

1.Организационно-подготовительный этап

1.1 Выбор и обоснование возникшей проблемы и потребности

Издавна в культуре славянских народов особое место отводилось хлебу. Сколько пословиц и поговорок о нем сложено! Сколько труда вложено! Хлеб – батюшка, земля – матушка. Хлеб – всему голова. Именно поэтому особое внимание уделяется хранению этого ценного продукта питания. Предложенные современными производителями контейнеры из пластмассы не обеспечивают сохранность, хлеб плесневеет и быстро черствеет. Возвращение к истокам и традициям своего народа - изготовление деревянных и берестяных хлебниц – позволяет обеспечить постоянный уровень влажности, и хлеб будет свежим и приятным долгое время.

Помимо этого изделия из бересты создают уют в доме, украшают любой интерьер. Созданные своими руками, эти необыкновенные, неповторимые вещи становятся произведениями искусства, оригинальными подарками.

Интерес к изделиям из дерева у меня появился, когда я посетил выставку работ выпускников отделения декоративно – прикладного искусства. Мне понравились берестяные туеса, шкатулки, игрушки, плетение из лозы.

Практические навыки по обработке бересты я получил, занимаясь в летней проектной школе. Проект «Шкатулка для рукодельницы» был представлен на предметной олимпиаде в прошлом году. Имея опыт работы с берестой, я решил выполнить более сложное изделие – хлебница – туесок «Хлеб да соль».











1.2 Постановка цели и задач

Цель проекта: изготовление хлебницы и солонки из бересты.

Задачи:

  • определить критерии будущих изделий;

  • провести исследование истории берестяного промысла;

  • разработать варианты хлебницы и солонки;

  • выбрать технику оформления;

  • подобрать материалы, инструменты и приспособления;

  • разработать технологическую документацию по изготовлению изделий;

  • дать анализ и самооценку своей работе.

























1.3 Выявление основных параметров и ограничений



Далее мне необходимо собрать как можно больше информации, чтобы не тратить много времени на разработку изделия. Поэтому я разработал критерии, которым должны соответствовать мои изделия.

1.Конструктивные критерии:

  • прочность, надёжность;

  • удобство использования;

  • соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

  • оригинальность применения и сочетание материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;

  • стандартность технологии, необходимое оборудование;

  • сложность и объём выполненной работы;

  • качество выполненной работы.

3. Экологические критерии:

  • безопасность окружающей среды;

  • возможность использования отходов;

  • безопасность при эксплуатации.

4. Эстетические критерии:

  • оригинальность формы;

  • композиционная завершённость;

  • использование традиций национальной художественной культуры;

  • цветовое решение;

  • стиль.

5. Экономические критерии:

  • низкая себестоимость;


1.4 Исследование, выявление традиций и истории

В средние века люди использовали кусочки бересты вместо бумаги. Бумага или пергамент были очень дороги, а береста всегда была под рукой. Люди писали на бересте свои записки, деловые письма, хозяйственные распоряжения. Дети в школах использовали кусочки бересты вместо тетрадей. Семьсот лет пролежали эти кусочки в земле и не сгнили.

  1. Примерно к тому же времени, к тринадцатому веку, относятся найденные на новгородской земле фрагменты туесков. По конструкции эти туески не отличались от современных и были украшены красивым резным орнаментом. Кстати, туесок — это берестяной сосуд или круглая коробочка из бересты с двойными стенками. Наши предки делали туески разных размеров: от крохотных солоночек до огромных, вмещающих до пуда муки. Это была самая распространённая посуда в деревенском быту. Каждый крестьянин мог сделать ее сам. Инструменты для этого нужны были несложные, а материал был всегда под рукой. Туески делали везде, где в России рос березовый лес.

  2. Летом, в жаркий июньский день выходил человек в лес валить берёзу. Выбирал белую и стройную, без чёрных наростов. Свалив дерево, распиливал его на чурки. Взяв чурку, человек вставлял между корой и деревом твёрдый деревянный клин или специальный инструмент — сочилку. Лезвие сочилки длинное плоское и чуть изогнутое, но не заточенное. Отделив кору, древесину выколачивали. В руках у человека оставался пустой берестяной «стаканчик» — сколотень. С других берёз бересту снимали пластом. Для этого берёзу не валили, а просто надрезали бересту вдоль ствола и отдирали лист бересты от дерева. Из сколотня делали внутренний слой туеска, а из пластовой бересты делали слой внешний. Он назывался «рубашкой». Так получалась двухслойная заготовка, которую распаривали и вставляли круглое дно, выточенное из дерева.

  3. Постепенно в России сложились центры народного промысла, где мастера делали свои изделия не только для себя и своих односельчан, но и для продажи. Эти центры располагались в тех местах, где, во-первых, было много березового леса, а во-вторых, там, где близко проходили оживлённые торговые пути. Один из таких центров сложился и у нас на Урале. Это Нижняя Салда. Здесь у людей было своё разделение труда. Сначала за дело брались лесорубы. Они выходили в лес и вместе с заготовкой дров снимали с березы сколотни. Я читал в старинной книге, что сколотни заготавливали тысячами и стоили они копейки. Потом за дело брались мастера-туесочники.

  4. Готовый туесок украшали тиснением с помощью металлических штампов. Сначала штампы были простыми: кружочки, полоски, дорожки, ромбики. Потом появились цветочки, птички, домики. Используя набор штампов, можно было оттиснуть на бересте довольно сложный рисунок. По штампу сверху ударяли молоточком, и на бересте оставался красивый и отчётливый отпечаток. Впервые такой способ тиснения был описан в дневнике Болотова, который посетил Великий Устюг, один из центров берестяного промысла, в 18 веке.

  5. Росписью туесков занимались в Нижнем Тагиле. Там же расписывали металлические подносы. Самым распространённым сюжетом росписи был букет «тагильских розанов» — пышные, яркие цветы в обрамлении листьев и травинок. Расписанные и тиснёные туески с Урала расходились во все концы огромного российского государства, много их продавалось на ирбитской ярмарке.

  6. Славились своей берестой также Русский Север — Вологодская и Архангельская области, Сибирь и Зауралье. Эти традиционные центры промысла сохранились и до сих пор.

  7. При обработке бересты использовались три основных способа: уже упоминавшиеся здесь тиснение и роспись, а также плетение и резьба. С помощью плетения делали солонки, короба, корзины, сумки-пестери. Резьбой украшали шкатулки, табакерки, накладки деревянных сундучков и многое другое.

  8. Резьба выполнялась одним ножом-косячком. Все элементы резного узора были соединены между собой. В отверстиях узора просвечивал нижний слой. Иногда в качестве нижнего слоя использовали подложенную фольгу разных цветов. Такой способ украшения бересты почему-то не был распространён на Урале. Очень много резных берестяных изделий делалось в Великом Устюге, вернее в деревнях вокруг него. По имени одной из таких деревень этот берестяной промысел так и называется «шемогодская береста».

Сюжеты для резьбы были сходны с сюжетами других северных промыслов — резьбы по кости и «северной черни».

  1. Технический прогресс нанёс серьёзный удар берестяным промыслам по всей России. Туески уже не нужны были в таком количестве. Их перестали использовать как посуду. Гораздо проще и дешевле было купить термос, банку, пластмассовый стаканчик. Закат промысла был для многих мастеров личной трагедией.

  2. Но не погиб древний промысел, он просто изменился, приспособившись к времени, в котором приходится существовать. Теперь берестяные изделия — это уже не посуда, а предметы декоративно-прикладного искусства. И изготавливают их в основном художники-прикладники. Их много, таких художников. И в нашем городе есть такие люди, которые занимаются обработкой бересты. Их работы я видел на выставках, ярмарках. В их умелых руках промысел продолжает жить. Наш преподаватель технологии тоже умеет обрабатывать бересту. На уроках он обучает нас азам этого искусства.

  3. 1.5 Схема обдумывания

Перед тем, как начать выполнять проект, необходимо было выбрать основные направления своей работы. Это поможет мне сосредоточиться и успешно выполнить творческий проект.














  1. 1.6 Разработка идей

В начале работы я определил критерии, которым должны соответствовать мои изделия. Их я учитывал при выборе конструкции и технологии изготовления хлебницы и солонки.

Виды хлебниц

А) Б)



В)

Вариант А: хлебница металлическая; вариант Б: хлебница пластмассовая; В: хлебница из бересты.

В первых двух хлебницах хлеб быстро теряет свои вкусовые качества, да и где я обработаю такие материалы. Берестяная – очень красивая, но я разработаю свой вариант хлебницы.





Виды солонок



А) Б) В)



Вариант А: солонка деревянная; вариант Б: солонка стеклянная;

В: солонка из бересты.

Все солонки красивые, практичные. Но мне нужна такая, чтобы стала дополнение к хлебнице. Поэтому у меня будет своя солонка.

Мое изделие станет украшением нашей кухни и будет использоваться по назначению.

















1.7 Выбор способов обработки бересты



Плетение

Прорезная береста



Пластовая береста







Способы обработки бересты





Берестяная пластика

Роспись







Тиснение

Аппликация











Для задуманного мной изделия подходят способы обработки бересты: пластовая береста, тиснение, аппликация.

















1.8 Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений

Материал для изготовления изделия выбирал по следующим критериям:

  • пригодность материала к обработке с учетом возможностей школьных учебных мастерских и домашних условий;

  • возможность декоративной обработки материала;

  • прочность, долговечность;

  • стоимость материала;

  • сочетание цветовой гаммы материалов.

Главным материалом для изготовления изделия является береста. Береста (верхний слой коры берёзы) - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, а также легкообрабатываемый.

Лучшая береста для изделий бывает на средних березах обхватом 75-100 сантиметров. На сырых, болотистых местах береста непрочная, шероховатая; на открытых солнечных - малорастяжимая. Бересту снимают на некоторой высоте от земли и не слишком большими пластами. Береста снимается до оранжевого слоя, при этом на дереве остается луб, который защитит оголенный ствол.

Бересту хранят, завернув в рулоны поперек волокон. Чтобы сделать какое-либо изделие, сначала надо почистить бересту. Её укладывают на стол белой стороной кверху и снимают верхние белые слои до необходимой толщины. При этом остатки можно использовать для изготовления разных декоративных изделий. Непосредственно для работы используется внутренний оранжевый слой бересты.

Для выполнения данного проекта мне понадобятся

Материалы: береста, клей ПВА, фанера, липовая доска.

Приспособления: бруски с наждачной бумагой, струбцина, шлифовальный круг, наковальня, оправка для резки деталей, шаблоны.

Инструменты: набор стамесок, столярная ножовка, ножницы, кисточка, линейка, молоток, набор чеканов, лобзик, уголок, нож-косяк, шило, эластичная резина, набор напильников.

























2. Технологический этап

2.1 Последовательность изготовления изделия

Подготовительные работы завершены, теперь я могу приступить к изготовлению хлебницы.

Прежде чем начать изготовление изделия, необходимо разработать технологическую карту. [Приложение 5]

№ п/п

Последовательность операций


Инструменты и приспособления

1

Подобрать пласт бересты и вырезать по шаблону заготовку для внутренней рубашки 540*260


Приложение

№ 1

Линейка, карандаш, шаблон,

нож - косяк

2

Подрезать края ножом, промазать клеем и склеить наружную рубашку


Приложение

№ 2

Нож - косяк, кисточки,

клей

3

Подобрать пласт бересты и вырезать по шаблону заготовку для наружной рубашки с припуском 50 мм


Приложение

№ 3

Нож - косяк, кисточки,

клей

4

Сделать разметку под замки, вырезать замки




Приложение

№ 4

Нож-косяк, стамеска

5

Установить наружную рубашку во внутреннюю




Приложение

№ 5

Стамеска, молоток, чеканы, наковальня

6

Подобрать пласт бересты и вырезать по шаблону 2 полоски 600*50 для поясков



Приложение

№ 6

Линейка, шаблон,

нож - косяк

7

Разметить замки, срезать кромку стамеской, выполнить тиснение



Приложение

№ 7

Стамеска, нож- косяк, молоток, чеканы

8

Закрепить пояски к стенкам туеса сверху и снизу



Приложение

№ 8


9

Обшить стенки туеса и пояски лыком



Приложение

№ 9

Стамеска, нож – косяк, ножницы

10

Подобрать заготовку для крышки и донышка, выполнить по шаблонам разметку, выпилить


Приложение

№ 10

Шаблоны, карандаш, лобзик

11

Подобрать пласт бересты для донышка, обвести по шаблону, вырезать заготовки с припуском, склеить, установить

в туес

Приложение

№ 11

Линейка, клей, шаблон,

нож - косяк

12

Подобрать пласт бересты для аппликации, обвести по шаблону, вырезать заготовки, срезать кромки, выполнить тиснение, склеить

Приложение

№ 12

Набор стамесок, набор чеканов, молоток, шаблон

13

Приклеить аппликацию на стенку туеса



Приложение

№ 13

Кисточка, клей

14

Подобрать пласт бересты для крышки, вырезать по шаблону, сделать аппликацию



Приложение

№ 14

Нож-косяк, набор чеканов, набор стамесок, молоток

15

Выполнить сборку туеса




Приложение

№ 15


Изготовление солонки выполнено в той же последовательности, что и хлебница, но с меньшими размерами.









2.2 Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда

При работе с инструментами

  1. Перед работой подготовить рабочее место, разложить только нужные инструменты и приспособления, надеть спецодежду.

  2. Осторожно обращаться с колющими и режущими инструментами.

  3. Работать исправными инструментами.

  4. Не   держать резак лезвием вверх.

  5. Резаки хранить в специальных чехлах.

  6. Работать на подкладной доске.

  7. Не подставлять руку, держащую заготовку, под острый инструмент.

  8. По окончании работы убрать рабочее место и смести стружку щеткой – сметкой, вымыть руки с мылом.






















3. Заключительный этап

3.1 Экономическое обоснование



Материал

Количество

Цена

Стоимость

Береста

4 пласта

0

Имелось в наличии

Фанера

400*123*8

0

Имелось в наличии

Клей ПВА

200 г

65 р.


Кисточка

1 шт.

13 р.


Доска липовая

300*120*20

0

Имелось в наличии

Итого


78.00 руб.




Затраты на электроэнергию я не рассчитывал, так как работу выполнял в светлое время суток.

Такая хлебница и солонка в сувенирном магазине стоит 1000-2000 руб. А у меня - ручная работа!

Себестоимость изделия: изделие выполнил при минимальных материальных затратах.











3.2. Экологическое обоснование

Изделие получилось экологически чистым. Материалы, используемые при изготовлении хлебницы и солонки, натуральные, не наносят вреда здоровью и не загрязняют окружающую среду.

Преимущества натурального дерева: никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура бересты ласкает и зачаровывает взгляд, она лечит человека и наполняет его жизненной энергией.

Преимущества клея ПВА: при высыхании становится прозрачным; высокая прочность склеивания; не имеет запаха.



3.3. Анализ готового изделия

Хлебница и солонка из бересты отвечает следующим требованиям:

  • Работа выполнена аккуратно и соответствует замыслу

  • В целом изделие получилось экологически чистым и экономически выгодным















3.4. Самооценка

Когда речь заходит о предметах прикладного творчества, у нас есть возможность заявить о себе как о мастере. Независимо от того, каким будет наше творение, важно по-настоящему наслаждаться процессом творчества.

На мой взгляд, набор из бересты получился очень красивый, оригинальный, экологически чистый. Такова береста! Мама с удовольствием будет использовать его по назначению. Мое изделие будет украшать нашу кухню, сделает ее неповторимой. И на столе у нас всегда будут хлеб и соль

Самое главное, что я сделал все это своими руками, затратив совсем немного денежных средств. Особое удовольствие мне доставила работа с аппликациями. А в целом, я получил массу положительных эмоций.

Мне очень понравилось работать с берестой. Думаю, я продолжу заниматься этим видом творчества, и у меня появятся новые идеи.





















Литература

1. Артюшкина Е. И. Народное искусство Сквозь века. – Челябинск, 2007.

2. Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. –М. 1979.

3. Белов М. Учимся плести из бересты //Наука и жизнь. – 1993. - №5. – с. 74-77

4. Канев В. Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. 1994г.

5. Ривх Э. В. Мастерим из древесины. - М.:Просвещение,1998.-118с.

6. Рыженков В. И. и другие. Художественные работы по дереву: Практическое руководство \ - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

7. Хворостов В. А., Новиков С. М. Мастерим вместе с папой. - М.1991.

8. Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки ремесла. 2001г.



Интернет-ресурсы:

http://dveri-kredo.ru/shpon.ht











Приложения





№1 №2





№3 №4



№5 №6







№7 №8



№9 №10



№11 №12



№13 №14



№15

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий проект "Хлеб да соль"

Автор: Микрюков Александр Юрьевич

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока: " Хлеб - главное богатство России" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khlieb-ghlavnoie-boghatstvo-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "101627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424299"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Наши проекты. "Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(38) "nashi-proiekty-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "254012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447689755"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»"
    ["seo_title"] => string(105) "poznavatielnoissliedovatielskiiproiektdliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastanatiemuvolshiebnoietiesto"
    ["file_id"] => string(6) "288230"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454599232"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конспект урока кубановедение "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-kubanoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402678261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фестиваль "Разные дети живут на планете" "
    ["seo_title"] => string(43) "fiestival-raznyie-dieti-zhivut-na-planietie"
    ["file_id"] => string(6) "111488"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407509590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства