kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25»

Асбестовского городского округа

Познавательно-исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Волшебное тесто»

 

 

     Составитель:

Трясцина  Татьяна    Геннадьевна

г. Асбест, 2016г.

Познавательно – исследовательский проект  «Волшебное тесто»

( пластика из  соленого теста)

ТИП ПРОЕКТА: 

Познавательно-исследовательский, групповой (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель), долгосрочный.

ЦЕЛЬ проекта:

Знакомство с тестопластикой, способами изготовления изделий из соленого теста, их использование (применение)

ЗАДАЧИ проекта:

 Образовательные:

- расширять кругозор детей, словарный  запас;

-  поддерживать умение детей к поиску способов  лепки,

- соблюдать правила техники безопасности при работе с соленым тестом,

стеком, кистью;

- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

- Развивающие:

- развивать умение детей работать в коллективе,

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать познавательные процессы;

-развивать эстетическое восприятие;

-совершенствовать стиль партнерских отношений,

Воспитательные:

  • воспитывать культуру экспериментальной работы,
  •  воспитывать аккуратность при работе с соленым тестом;
  • воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего, бережное отношение к природе.

 Гипотеза:  занятие  тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает речь, воображение, фантазию, доброту у детей.

Объект исследования:  соленое тесто

Методы исследования:

  • чтение художественной и познавательной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, картин, схем;
  • просмотр видеоматериалов;
  • беседа;
  • рассказ из личного опыта;
  • информация от взрослых;
  • опыты, эксперименты; 

 Ожидаемые результаты:

  • повышение знаний детей о тестопластике;
  • узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;
  • узнали несколько способов окрашивания теста;
  • узнали способы сушки изделий из соленого теста;
  • узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;
  • овладение детьми навыками изготовления плоскостных и объемных изделий из соленого теста;
  • воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству;                       

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

  • анализ методической литературы;
  • разработка перспективного планирования для старшего дошкольного возраста;
  • создание предметно – развивающей среды:
  • сбор информации у взрослых.

Основной этап:

  • проведение  НОД  по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем; 
  • оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами.

Заключительный этап:

  • проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей;
  • презентация работы на педсовете;
  • консультаций для родителей «Чудеса тестопластики», «Что такое тестопластика»;
  • оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»;
  • оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних  условиях, совместно с детьми;
  • просмотр видеоматериалов.

Объект и методы исследования

Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин. Соленое тесто в последнее время стало очень популярным материалом для лепки, особенно для детей. Этому занятию дали даже свое название – тестопластика.

Техника лепки проста, её нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода.  Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий – изделия из него достаточно долговечны. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.

Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста буквально каждому.

Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, а на праздники печем сами пироги. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. С давних времен известны поделки из теста как культовые фигурки для жертвоприношений. Греки до сих пор выпекают хлебные венки и украшают их орнаментом, а в Западной Европе популярны картины из теста.

Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто. Для детей работа с соленым тестом особенно интересна.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Основная часть:

История возникновения промысла.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем.

В Египте лепили фигурки из народных сказаний. Использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими богами.

В Германии из соленого теста изготавливали сувениры на рождество и Пасху – медальоны, венки, кольца, подковы. Их вывешивали на окна или крепили к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста для украшения интерьера дома.

На Руси фигурки из соленого теста дарили на Новый год и на свадьбу. Украшали их росписью той местности, где жили. Считалось, что любая поделка из соленого теста в доме – символ богатства и благополучия в семье. И на столе всегда будет хлеб и соль.

Делаем тесто сами, своими руками (рассказ ребенка).

Соленое тесто – материал экологически чистый, безвредный, приятен для рук, не оставляет грязи.

Для соленого теста лучше всего подходят недорогие сорта пшеничной и ржаной муки. Мука не должна быть подвергнута специальной обработке, а также содержать различные добавки (наличие витаминов и микроэлементов для лепки не имеет никакого значения), эмульгаторы и  разрыхлители.

Соль используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Соль берут мелкую, без крупных кристаллов. Если добавить соли больше нормы, то тесто получится хрупким и ломким, после сушки могут появиться трещины.

 Рецепты соленого  теста:

  • 200г муки;
  • 200г мелкой  соли;
  • 125 мл  воды;

Или без использования кухонных весов:

  • 1 стакан мелкой соли;
  • 2 стакана муки;
  • полстакана воды;
  • 1 столовую ложку обойного клея, немного разведенного водой.

Область применения:

Детский сад – оформления уголков творчества в группе,  выставок, подарки для друзей и родителей

Дома – оформление интерьера, подарки друзьям и знакомым.

Итоги проекта.

 В процессе работы детишки  познакомились с традициями. Узнали, что  тестопластика - древняя техника, распространённая в разных странах. Познакомились с множеством работ в сети Интернет. 

 Рассматривая иллюстрации  с изображением готовых поделок, узнали, что из соленого теста можно выполнить не только плоские украшения – это медальоны, кольца и подковы, косы и венки, рамки и решетки, сложные композиции и панно,  но и объемные фигурки –  это маленькие «хлебобулочные изделия»,  разные корзинки с фруктами и овощами, грибами, вазы с цветами.

 Знакомясь с рецептом приготовления теста, мы узнали, что муки нужно брать в 2 раза больше, чем соли и воды, а обойный клей добавляют для того, чтобы придать тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Было интересно узнать, что соль используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. И если соли взять больше нормы, то тесто станет ломким и хрупким.

Для окрашивания теста используют пищевые красители, а для раскрашивания готовых изделий  - водорастворимые краски (гуашь.)

Сушить готовые изделия можно несколькими способами:  воздушным (на солнце или у батареи) и в духовке электроплиты. Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий. После того, как изделие уже полностью готово, его обычно покрывают лаком. Лак придает блеск изделию, предохраняет его от воздействия влаги и постепенного крошения.

Что дала эта деятельность с соленым тестом?

  • Ребята стали более терпеливыми, усидчивыми, организованными, научилась планировать работу.
  • Дети  научились  лепить разные поделки, раскрашивать их. Теперь, при небольшой  помощи взрослых, могут сделать красивый подарок своими руками.  
  • Они открыли для себя, что это ещё и увлекательное занятие, которое развивает художественный вкус, творческие способности,  воображение,  фантазию,  доброту у детей. Настроение улучшается!

 

Диагностика развития успешности овладения умениями и навыками в нетрадиционных способах лепки из теста

Передача формы:

а) форма предметов передается точно;

б) есть незначительные искажения;

в)   искажения значительные

Строение предмета, пропорции:

а) части предметов передается верно;

б) есть незначительные искажения;

в)   искажения значительные.

Цвет:

а) передан реальный цвет предметов;

б) есть незначительные искажения;

в)   искажения значительные.

Композиция, эстетическое оформление:

а) продуманы расположения во всех элементах:

б)  не продуманы;

в)   носит случайный характер.

Владение приемами:

а) скатывание;

б) раскатывание;

в) приплющивание;

г) сплющивание;

д) примазывание;

е) отщипывание;

ё) вырезание стекой.

Эмоционально-волевая сфера:

а) самостоятельность выполнения;

б) умение довести начатое дело до конца;

в) знает и применяет правила безопасной работы со стекой и др. материалами;

?

 

 

 

 

 

 

 

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  
  •  
  •  

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа





Познавательно-исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Волшебное тесто»












Составитель:

Трясцина Татьяна Геннадьевна








г. Асбест, 2016г.

Познавательно – исследовательский проект «Волшебное тесто»

( пластика из соленого теста)

ТИП ПРОЕКТА:

Познавательно-исследовательский, групповой (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель), долгосрочный.

ЦЕЛЬ проекта:

Знакомство с тестопластикой, способами изготовления изделий из соленого теста, их использование (применение)

ЗАДАЧИ проекта:

Образовательные:

- расширять кругозор детей, словарный запас;

- поддерживать умение детей к поиску способов лепки ,

- соблюдать правила техники безопасности при работе с соленым тестом,

стеком, кистью;

- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

- Развивающие:

- развивать умение детей работать в коллективе,

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать познавательные процессы;

-развивать эстетическое восприятие;

-совершенствовать стиль партнерских отношений,

Воспитательные:

  • воспитывать культуру экспериментальной работы,

  • воспитывать аккуратность при работе с соленым тестом;

  • воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего, бережное отношение к природе.

Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает речь, воображение, фантазию, доброту у детей.

Объект исследования: соленое тесто

Методы исследования:

  • чтение художественной и познавательной литературы;

  • рассматривание иллюстраций, картин, схем;

  • просмотр видеоматериалов;

  • беседа;

  • рассказ из личного опыта;

  • информация от взрослых;

  • опыты, эксперименты;

Ожидаемые результаты:

  • повышение знаний детей о тестопластике;

  • узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;

  • узнали несколько способов окрашивания теста;

  • узнали способы сушки изделий из соленого теста;

  • узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;

  • овладение детьми навыками изготовления плоскостных и объемных изделий из соленого теста;

  • воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству;

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

  • анализ методической литературы;

  • разработка перспективного планирования для старшего дошкольного возраста;

  • создание предметно – развивающей среды:

  • сбор информации у взрослых.

Основной этап:

  • проведение НОД по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем; 

  • оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами.

Заключительный этап:

  • проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей;

  • презентация работы на педсовете;

  • консультаций для родителей «Чудеса тестопластики», «Что такое тестопластика»;

  • оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»;

  • оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях, совместно с детьми;

  • просмотр видеоматериалов.

Объект и методы исследования

Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин. Соленое тесто в последнее время стало очень популярным материалом для лепки, особенно для детей. Этому занятию дали даже свое название – тестопластика.

Техника лепки проста, её нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий – изделия из него достаточно долговечны. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.

Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста буквально каждому.

Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, а на праздники печем сами пироги. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. С давних времен известны поделки из теста как культовые фигурки для жертвоприношений. Греки до сих пор выпекают хлебные венки и украшают их орнаментом, а в Западной Европе популярны картины из теста.

Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто. Для детей работа с соленым тестом особенно интересна.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Основная часть:

История возникновения промысла.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем.

В Египте лепили фигурки из народных сказаний. Использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими богами.

В Германии из соленого теста изготавливали сувениры на рождество и Пасху – медальоны, венки, кольца, подковы. Их вывешивали на окна или крепили к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста для украшения интерьера дома.

На Руси фигурки из соленого теста дарили на Новый год и на свадьбу. Украшали их росписью той местности, где жили. Считалось, что любая поделка из соленого теста в доме – символ богатства и благополучия в семье. И на столе всегда будет хлеб и соль.

Делаем тесто сами, своими руками (рассказ ребенка).

Соленое тесто – материал экологически чистый, безвредный, приятен для рук, не оставляет грязи.

Для соленого теста лучше всего подходят недорогие сорта пшеничной и ржаной муки. Мука не должна быть подвергнута специальной обработке, а также содержать различные добавки (наличие витаминов и микроэлементов для лепки не имеет никакого значения), эмульгаторы и разрыхлители.

Соль используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Соль берут мелкую, без крупных кристаллов. Если добавить соли больше нормы, то тесто получится хрупким и ломким, после сушки могут появиться трещины.

Рецепты соленого теста:

  • 200г муки;

  • 200г мелкой соли;

  • 125 мл воды;

Или без использования кухонных весов:

  • 1 стакан мелкой соли;

  • 2 стакана муки;

  • полстакана воды;

  • 1 столовую ложку обойного клея, немного разведенного водой.

Область применения:

Детский сад – оформления уголков творчества в группе, выставок, подарки для друзей и родителей

Дома – оформление интерьера, подарки друзьям и знакомым.

Итоги проекта.

 В процессе работы детишки познакомились с традициями. Узнали, что  тестопластика - древняя техника, распространённая в разных странах. Познакомились с множеством работ в сети Интернет. 

Рассматривая иллюстрации с изображением готовых поделок, узнали, что из соленого теста можно выполнить не только плоские украшения – это медальоны, кольца и подковы, косы и венки, рамки и решетки, сложные композиции и панно, но и объемные фигурки – это маленькие «хлебобулочные изделия», разные корзинки с фруктами и овощами, грибами, вазы с цветами.

Знакомясь с рецептом приготовления теста, мы узнали, что муки нужно брать в 2 раза больше, чем соли и воды, а обойный клей добавляют для того, чтобы придать тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Было интересно узнать, что соль используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. И если соли взять больше нормы, то тесто станет ломким и хрупким.

Для окрашивания теста используют пищевые красители, а для раскрашивания готовых изделий - водорастворимые краски (гуашь.)

Сушить готовые изделия можно несколькими способами: воздушным (на солнце или у батареи) и в духовке электроплиты. Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий. После того, как изделие уже полностью готово, его обычно покрывают лаком. Лак придает блеск изделию, предохраняет его от воздействия влаги и постепенного крошения.

Что дала эта деятельность с соленым тестом?

  • Ребята стали более терпеливыми, усидчивыми, организованными, научилась планировать работу.

  • Дети научились  лепить разные поделки, раскрашивать их. Теперь, при небольшой  помощи взрослых, могут сделать красивый подарок своими руками.  

  • Они открыли для себя, что это ещё и увлекательное занятие, которое развивает художественный вкус, творческие способности, воображение, фантазию, доброту у детей. Настроение улучшается!



Диагностика развития успешности овладения умениями и навыками в нетрадиционных способах лепки из теста



Передача формы:

а) форма предметов передается точно;

б) есть незначительные искажения;

в) искажения значительные

Строение предмета, пропорции:

а) части предметов передается верно;

б) есть незначительные искажения;

в) искажения значительные.

Цвет:

а) передан реальный цвет предметов;

б) есть незначительные искажения;

в) искажения значительные.

Композиция, эстетическое оформление:

а) продуманы расположения во всех элементах:

б) не продуманы;

в) носит случайный характер.

Владение приемами:

а) скатывание;

б) раскатывание;

в) приплющивание;

г) сплющивание;

д) примазывание;

е) отщипывание;

ё) вырезание стекой.

Эмоционально-волевая сфера:

а) самостоятельность выполнения;

б) умение довести начатое дело до конца;

в) знает и применяет правила безопасной работы со стекой и др. материалами;
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трясцина Татьяна Геннадьевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства