Тема: «Кубанское — значит лучшее. Хлеб – великое чудо земли».
Выполнение проекта: «Как хлеб пришел на стол»
Цель:
Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.
Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.
Научить детей ориентироваться в разнообразии товаров народного потребления.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор.
2. Слайд-фильм к уроку.
3. Раздаточный материал: задания, для работы в группах.
Тип урока: комбинированный, урок-проект.
Ход урока:
- Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.
2. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с праздником – Всемирным днем качества, с краевой целевой программой «Качество». Говорили о том, какой популярностью у жителей Кубани пользуются только Кубанские товары, товары со знаком «Качество Кубани».
- Послушайте легенду, которую мне в детстве рассказал папа.
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и пошел к ювелиру.
Спросил: «Сколько стоит мой самородок?»
Тысячу рублей» - ответил тот.
Не поверил добрый молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. Им самородок был оценен в пять тысяч рублей.
Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что стоит оно десять тысяч рублей.
Растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом .
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на Земле», - сказал он седобородому старцу: - «Но не могу установить истинную цену самородку».
Взял в руки золото мудрец.
- Твоя находка, добрый молодец. Стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. Попробуй не поесть неделю – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.
-Что ответил мудрец доброму молодцу? (Ответы детей)
-Согласны ли вы с мнением мудреца? (Ответы детей)
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
3. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок - проект, на котором мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.
- Наш край –хлебный край. А хлеб наш и хлебобулочные изделия — самые вкусные и полезные, потому, что мука для них делается из зерна очень высокого качества.
-Люди каких профессий трудятся на полях?
– Прочитайте названия профессий на доске.
агроном
комбайнер
тракторист
– Объясните, чем занимаются люди этих профессий? (Ответы детей)
– Как можно назвать одним словом всех этих людей? (Ответы детей)
На доске вывешивается карточка со словом «хлеборобы».
Правильно, ребята! Хлеб приходит с полей, а выращивают его хлеборобы. На их ладонях твердые мозоли, потому что выращивать хлеб – очень трудная работа. В любую погоду: и в холод, и в зной выводят они на поля свои машины: трактора и комбайны, работают днем и ночью, чтобы подарить нам свежий каравай.
– Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Есть пословица в народе –
«Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
4.Выполнение проекта ««Как хлеб пришел на стол»
-А теперь, ребята, мы проследим вместе с вами, как же хлеб появляется у нас на столе. Перед каждым из вас лежат картинки, надо расположить их в таком порядке, чтобы было понятно, какой путь преодолел он, чтобы порадовать нас своим вкусом. Я тоже вместе с вами буду прокладывать этот путь.
- Посмотрите, какие румяные булочки мы с вами испекли.
5. Физминутка.
6.Творческое задание (групповая работа).
«Дума о хлебе»
- А сейчас я предлагаю каждому поочередно назвать любое слово, которое у него ассоциируется с хлебом, например: вкусный, хрустящий, свежий и т. п. Все, что вы назовете, будем записывать на доске, а потом вы составите рассказ о том, какой хлеб больше всего любите и почему.
– Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.
-Не знают девчонки и мальчишки, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку или пирожок, как дорог был кусочек ржаного хлеба в годы Великой Отечественной войны. Блокадный хлеб, ленинградский хлеб, - его выдавали всего по 125 грамм в сутки на человека.
Как он мал! (показать кусочек хлеба).
Хлеб был очень низкого качества, но не было тогда хлеба слаще и желаннее, чем тот горький хлеб. Сейчас бы такой хлеб на заводе испечь не смогли, т.к. нет таких продуктов.
Вот рецепт блокадного хлеба:
Муки ржаной – 3%.
Целлюлоза.
Жмых.
Вытряска из мешков.
Форму смазывали соляркой.
Победой нашего народа закончилась Великая Отечественная война. Но хлеба и после войны не хватало. С каждым годом наши земледельцы увеличивали урожаи. А знаете, что наш русский хлеб, считается самым вкусным в мире. Многие европейские фирмы обращаются к нам за лицензиями на хлеб. Когда мы едим хлеб, то не считаем его чудом. И это хорошо, что чудо стало таким обыкновенным.
- Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?». Те отвечали: « Не видим!». Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!».
- Почему он так говорил? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, если можно «спрятаться» за горкой пирогов, значит, все будут сыты.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, все мы с вами любим хрустящий, свежий хлеб. А что делать с хлебом, который остался на следующий день? Узнайте рецепт сохранения хлеба в домашних условиях и рецепты блюд из черствого хлеба. Все эти рецепты и советы мы поместим в кулинарную книгу нашего класса. Мне бы хотелось, чтобы вы также пополнили Кулинарную книгу самыми любимыми рецептами блюда из муки вашей бабушки или мамы.
- Берегите хлеб! Помните, сколько труда и любви вложено в обычную булочку. Спасибо за урок!