Технологическая карта "помощник" в работе над проектом
Технологическая карта "помощник" в работе над проектом
Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу – зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет технологическая карта и работа с проектом.
Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь, в которой можно все нужное записать.
Технологические карты – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.
Работая над проектом, дети применяют технологические карты, и эти карты позволяют все этапы работы разложить по «полочкам»
Метод проекта в «связке» с технологической картой, позволяет детям творчески мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "помощник" в работе над проектом »
муниципальное общеобразовательное учреждение «краснолиманская основная общеобразовательная школа п.красноармейский романовского района саратовской области
Технологическая карта «помощник»
в работе над проектом.
учитель технологии МОУ «Краснолиманская ООШ п.Красноармейский Романовского района Саратовской области» Жук Т.Е
Декабрь 2013г.
Содержание:
Актуальность выбранной темы
Карта, как, прием активизации познавательной деятельности
Технологическая карта в работе с проектом
Мои исследования
Источники
"Поиски инноваций в образовании - своего рода знамение нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя наличия собственной оригинальной технологии." В.В. Гузеев
Актуальность выбранной темы
Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха.Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд – в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.
Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу – зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет технологическая карта и работа с проектом.
Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь, в которой можно все нужное записать.
Технологические карты – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.
Работая над проектом, дети применяют технологические карты, и эти карты позволяют все этапы работы разложить по «полочкам»
Метод проекта в «связке» с технологической картой, позволяет детям творчески мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе технологической карты закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.
Технологические карты, как и работа с проектом обеспечивают логически – последовательное раскрытие темы или задание – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. В проекте и технологической карте широко применяются схемы. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества. Схема - неотъемлемая часть технологической карты и проекта.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь картой, он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Карта становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Опорные карты и работа с проектом обеспечивают дружную работу всего класса, позволяют работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучения. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программы. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.
При этом постоянно и активно используются опорные карты (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.
Очень важное условие в работе технологическими картами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, использую дополнительную литературу.
Сначала мной проводится структурно – функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.
Применяю схемы для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек – задания при объяснении нового материалаучителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.
Таким образом:
Цель метода:рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.
Главная цель:изложить изученное, так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.
Задача: научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление карт, таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.
Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.
Рассмотрим какие технологические карты могут применяться на уроках технологии, например в разделе “ Декоративно прикладное искусство”, при работе над проектом «Вязание крючком» применяется:
Инструктивная карта-задание:
Инструкционная карта №1 Воздушная петля
1. Сложите нитку вдвое, введите в
образовавшуюся петельку крючок
и, подцепив нитку чуть повыше,
вытяните ее вперед в место сгиба
так, чтобы образовалась петелька.
2. Зажав полученную петельку
между большим и указательным
пальцами, подцепите крючком
нитку, лежащую на указательном
пальце (крючок заходит под нее),
приподнимите ее и протяните
крючком вперед по пальцу.
3. Захватите нитку крючком и
протащите ее через петельку: так
образуется первая петелька
цепочки, или воздушная петля.
Инструкционная карта №2 Полустолбик без накида (п/ст. б/н.)
1.Введите крючок во вторую петлю
цепочки слева, зацепите крючком
нитку.
2. Вытяните петлю.
3. Свяжите столбик, пропустив
вытянутую петлю через петлю
цепочки и петельку крючка.
Связать
столбик, значит пропустить
вытянутую нитку через все петли,
которые есть на крючке.
4. Повторите операцию, начиная с
пункта 1, и вяжите до последнее
петли цепочки.
В том же разделе при работе с глиной над проектом: «Колдовское дерево»:
№
Этапы работы
Эскиз работы
Материал
1
Из хорошо промятой глины формируем шар,
из шара делаем основание .
Красная жирная глина.
2
Делаем вторую заготовку в виде колбаски.
3
Скалкой раскатываем
на толщину до одного сантиметра
Можно для ограничения
толщины по краям скалки подложить
рейки нужного размера .
4
Стеком вырезаем вторую деталь
5
Сворачиваем деталь и сращиваем концы
Концы детали смазываем водой или
жидко разведенной глиной (шликером).
6
Соединяем детали
Детали тоже смазываем
шликером, внутри сращиваем кусочками глины.
7
Дорабатываем нашу подставку
Водой выглаживаем поверхность и стеком
прорисовываем кору дерева.
Накрываем изделие влажной тряпкой и ставим сушить.
8
После обжига изделие
выглядит так.
Обжиг проводится в
муфельной печи при температуре 900гр.
Эта карта позволяет ребенку быстро и аккуратно проделать все этапы
работы.
Работа над проектом с применением карт, как прием активизации познавательной деятельности.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Приведем констатирующий эксперимент в своей школе. В эксперименте участвуют ученики 7 класса с октября по декабрь 2012года на уроках технологии.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.
Результаты наблюдения приведены в таблице №1
Таблица № 1.
№ п/п
Фамилия Имя
Готовность к уроку
Активность на теоретической части урока
Интерес к выполнению практического задания
Количество выполненной работы
1.
Герасимов Максим (6)
Готов
Высокая
Работает с увлечением
Справилася с заданием
2.
Мирошниченко Наташа (8)
Готова
Высокая
Работает с увлечением
Справилась с заданием
3.
Ойкин Максим(8)
Готов
Высокая
Работает с интересом
Справилась с заданием
4.
Перепелицин Женя (8)
Нет тетради, учебника
Низкая
Не интересуется
Не справился с заданием
5.
Сердобинцев Сергей(8)
Нет материала
Низкая
Работает без интереса
Задание выполнено не полностью
6.
Федорова Вика (8)
Готова
Высокая
Работает с увлечением
Справилась с заданием
По результатам наблюдения:
готовность к уроку – 66,4%
активность – 66,4%
интерес к занятию – 66,4%
выполнение работы – 66,4%
В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания, технологические карты.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.
Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.
Результаты беседы приведены в таблице № 2.
Таблица № 2.
№ п/п
Фамилия Имя
Тебе нравятся уроки технологии?
Что именно нравится или не нравится на уроках труда?
Что бы ты хотела изменить на уроках труда?
1.
Корпова Наталья (7)
Да
Полезно для жизни
Овладеть шитьем
2.
Мирошниченко Наташа (8)
Да
Полезно для жизни.
Побольше интересного.
3.
Ойкин Максим(8)
Да
Нравится шить.
Научиться вышивать.
4.
Перепелицин Женя (8)
Не очень
Оформление проектов не нравится
Меньше писать.
5.
Сердобинцев Сергей(8)
Некоторые
Много писать.
Больше интересного.
6.
Федорова Вика (8)
Да
Нравится
шить
Больше интересного
Результаты диагностики:
урок нравится – 66,4%
полезно – 33,2%
нравится в уроке – 33,2%
Тестирование выявило, что уроки нравятся и увлекают только 66,4% обучающихся, вопрос состоит в том, как добиться 100% увлечения технологией?
Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
самостоятельно критический мыслить;
видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
В своей практике я широко применяю работу с проектом, а технологические карты, как одни из составляющих этой технологии.
Работа с проектом -педагогическая технология, направленная на повышение качества образования, на мотивацию деятельности учащихся.
Основной целью работы с проектом - является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Реализация данной цели позволяет:
Повысить мотивацию изучения предмета
Повысить уровень УВП
Повысить качество знаний
Что мне дает применение технологии:
Создание целостного представления об изучаемом материале
Позволяет высвободить время на отработку знаний и умений
Создает возможность маневрирования учебным временем
Условия для развертывания групповой работы в классе
РАБОТА С ПРОЕКТОМ- СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет:
- повысить познавательную активность учащихся
- поднять имидж учащихся (изготовления проектного изделия самостоятельно - от идеи до воплощения в реальность), учителя (обучение школьников передовой технологии)
- включить в процесс обучения их родных и близких (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов)
- усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы и т. д.)
- активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию).
Одной из целей своей педагогической деятельности я ставлю - создать условия для развития творческих способностей учащихся, метод проектов этому способствует. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры
А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологические карты для различных модулей обучения
В современном курсе технологии можно выделить несколько блоков тем и представить в них несколько модулей обучения:
Блок:
Вводный теоретический модуль
Практический модуль
Прикладной модуль
Выход контроль
Так при работе над проектом панно в технике холодного батика применяется такая технологическая карта:
№
Этап работы
Эскиз работы
Материал
1
С натуры или по фотографии выбираем сюжет. Выполняем на бумаге в натуральную величину рисунок будущей работы.
Бумага ,карандаш.
2
Подкладываем рисунок под ткань натянутую на подрамник. Обводим с помощью мягкого карандаша рисунок.
Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы.
Просушиваем резерв.
Подрамник обтянутый шелком.
Резерв для батика
Фен.
3
Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.
Краски для батика, кисти для каждого цвета.
4
Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.
После закрепления цвета изделие следует оформить в багет.
Паровой утюг.
Багет.
Технологические карты применяют обучающиеся и при защите своих проектов.
Каждый учащийся пишет и выполняет интересный проект, но рассказать на уроке о них сразу 5–7 человек не успевают. Я стала использовать групповую форму защиты проекта с применением технологической карты, и предложенная форма прошла успешную проверку при защите проекта учащимися. Идею такой формы защиты мне подсказала учитель технологии Романовской школы Михайлова Л.М.
Анкетирование
Опрошено -20 обучающихся (5-9 классы)
1 к. Нравится ли тебе работать с проектов на уроке? (да –красный, нет- зеленый)?
2к. Урок с использованием ТК проходит для тебя: (быстро- красный, интересно-зеленый, медленно – синий)
3к. Материал темы на таком уроке изложен для тебя: (просто –красный, сложно – синий, понятно- зеленый)
4к. Целесообразно ли применение метод проектов на уроке? ( да – красный, нет – синий)
Результаты анкетирования показали, что метод проекта и применение карт на уроке помогает детям справиться с поставленными задачами на много быстрее и проще. Уроки с их применением детям нравятся.
Источники:
1.Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литвинова и др «Технология» учебник 6 класс- М.: «Вентана-Граф 2010 г.
2. И.А.Сасова «Технология» рабочая тетрадь 5 класс – М.: «Ветана-Граф» 2007 г.
3. Электронный учебник по технологии - http://rusalka-7.ucoz.ru/index/mashinovedeni/0-19.
4. И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии для девочек» 6 класс – М.: Школьная пресса, 2005 г.
5.О.В.Павлова «Неделя Технологии в начальной и средней школе» - Волгоград.: «Учитель», 2007 г.