Технологическая карта урока литературы «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Технологическая карта урока литературы «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Работа учащихся по группам над классным литературным проектом. Группа №1 отвечает на заданные вопросы, группа №2 – в роли слушателей, советчиков, помощников. На практическом этапе группы меняются. Первый участник группы (ознакомление): Стихотворение «Зимнее утро» написано третьего декабря 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В произведении два героя: это – лирический герой и красавица, которую автор называет «друг прелестный», «друг милый»; именно к ней обращается со словами : «Открой, сомкнуты негой взоры». Второй участник группы (лекция для всех): Идея произведения : Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» »
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе: «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», « Кеннинг в поэтических произведениях»
ФИО __Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с.Энтузиаст._
Этапы, фазы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы работы
Способы коммуникации
I. Подготовительный этап
Формирование творческих групп
Группа№1 «Словарики»
Группа№2 «Создатели»
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в творческие группы, руководствуясь разными критериями. Например, из сильных и слабых учеников (или русских и инофонов) формируют группу, работа которой будет строиться на взаимопомощи. Критерием может также служить заинтересованность учащихся в той или иной проблеме и т.д. После формирования групп учитель ставит перед ними проблему : «К нам едут гости, которых надо удивить своим необычным творчеством».
Учащиеся объединяются в группы в соответствии с пожеланиями и интересами : №1 – те, кто умеют хорошо говорить (коммуникативные); №2 – те, кто умеет хорошо представить-создать готовую работу.
Под руководством учителя на уроке
Слово учителя, диалог
1.2. Выбор темы: «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Кеннинг в поэтических произведениях», определение замысла проекта: «Работа над изобразительно-выразительными средствами языка», цель : «Развитие устной и письменной речи через проектную деятельность» , задач : 1.Показать красоту языка через тропы; 2.Обратить внимание на фонетическое звучание слов; 3.Воспитывать любовь к русскому языку»
Учитель предлагает учащимся темы на рассмотрение. Участвует в обсуждении.
Учащиеся выбирают темы, предложенные учителем, обсуждают, анализируют их, предлагают свои варианты
Под руководством учителя на уроке
Беседа
Выдвижение проблем – для чего необходимы тропы в поэтических произведениях; – какие слова нужны для создания настроения читателю; – эссе как одно из ведущих направлений развития речи учащихся .
Учитель заранее выделяет, предлагает микротемы. Участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов.
Учащиеся рассматривают предложенные микротемы. Участвуют в их обсуждении. Выбирают предложенную микротему, либо предлагают свою.
Под руководством учителя
Тезисы :
– обратить внимание на художественно-выразительные средства языка;
– настроение читателя зависит от многого: синтаксиса, пунктуации, слов , даже ударения в словах
– выразить свои мысли о произведении можно устно, письменно, через художественный образ.
II. Этап реализации (выполнения) проекта
2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте
Группа№1 работает над предложенными заданиями, устно защищая свою работу (развитие устной речи), группа №2 организует создание письменного оформления проекта (стихотворение, эссе, мини-сочинение)
Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Заранее готовит задания для мини-групп, отбирает необходимую литературу. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.
Учащиеся рассматривают материал. Самостоятельно, обозначают цели проекта. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов. Учащиеся обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них, выбирают роль в проекте.
Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая
План проекта.
*Идея произведения
*Эмоциональная окраска стихотворения
*Тропы в стихотворении
*Лексические и синтаксические особенности произведения
*Морфологические и фонетические особенности
*Творческое представление
2.2. Выбор метода
Групповая работа
Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координирует.
Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.
Самостоятельная работа
Работа с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (анализ, синтез, обобщение)
2.3. Работа учащихся над микротемами / заданиями проекта
Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника.
III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе
3.1. Подготовка презентации
Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта мини-группы.
Учащиеся в мини-группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок
Консультация под руководством учителя
Публичное выступление в каком-либо жанре: сообщение с презентацией, чтение готовых творческих работ, их обсуждение
3.2. Выступление
3.3. Корректировка материалов
IV. Этап публичной защиты проекта
4.1. Защита проекта «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов.
Учащиеся представляют конечный продукт своей работы: таблицу с тропами, с выразительными средствами, сочинение.
Консультация под руководством учителя
Публичное выступление: сообщение с презентацией.
V. Этап рефлексии
5.1. Анализ результатов : «+» и неудавшиеся моменты работы
Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы
Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта
Консультация под руководством учителя
Анализ, самоанализ, диалог, комментарий
VI. Этап подведения итогов
5.1. Составление тематического портфолио : таблицы, информационные листы для уголка по русскому языку и литературе
Учитель выступает в роли консультанта
Учащиеся представляют оформленные проекты, обсуждают новые проблемы, будущие проекты.
консультация
Тематическое представление для гостей
Работа над классным литературным проектом.
Группа №1 отвечает на заданные вопросы, группа №2 – в роли слушателей, советчиков, помощников. На практическом этапе группы меняются.
Работа группы№1.
Первый участник группы (ознакомление): Стихотворение «Зимнее утро» написано третьего декабря 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В произведении два героя: это – лирический герой и красавица, которую автор называет «друг прелестный», «друг милый»; именно к ней обращается со словами : «Открой, сомкнуты негой взоры».
Второй участник группы (лекция для всех): Идея произведения : Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
Третий участник группы: (чтение выразительное) Эмоциональная окраска: Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне. Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" Произведение из 2-го сборника"Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово".
Выполнение заданий:
Задание : найдите тропы в стихотворении, выпишите их. Объясните.
Ответ : Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» (великолепие зимнего утра) и «вечор» (вчерашняя буря). Во второй строфе автор использует сравнения и олицетворения: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно». В третьей строфе А.С.Пушкин прибегает к цвету : «под голубыми небесами», («прозрачный лес один чернеет», («ель сквозь иней зеленеет». Всё сверкает, сияет: «блестя на солнце», «и речка подо льдом блестит», далее: «Вся комната янтарным блеском озарена». Здесь автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию : «весёлым треском трещит затопленная печь». Эпитет «берег, милый для меня» означает – родные, дорогие сердцу места. Метонимия «Звездою севера явись» – не небесное тело, а самая достойная женщина Петербурга.
Задание : Автор использует быстрый, выразительный, живописный размер. Определите его.
Задание: в толковом словаре найдите определение слова «нега», «Аврора».
Ответ: В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». «Словарь языка Пушкина»: «Состояние безмятежного покоя и чувственное упоение, наслаждение». Следовательно, слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. В данном случае лучше всего нега заменить словом сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя». «Аврора» – латинское имя богини утренней зари, имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное : «утренняя заря». Грамматическая форма слова : после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это – устаревшая архаическая форма. Для Пушкина и его современников это была норма.
Задание: что такое инверсия. Дайте определение. Приведите пример из текста.
Задание : Морфологическая структура произведения. Заполните таблицу.
Часть речи
Пример
Для чего необходимо
Существительные
мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка
Яркий образ зимнего утра
Прилагательные
великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный
Красота речи
Глаголы
проснись, открой, лежит, чернеет, блестит
Передают смену действий, динамику
Задание. Синтаксические средства языка. Найдите обращения, вводные слова. Для чего они необходимы? Ответ: создают ощущение присутствия читателя.
Задание: Фонетические средства языка. Заполните таблицу.
Приём фонетический
Звуки
Что передают
аллитерация
ассонанс
Ответ:
Приём фонетический
Звуки
Что передают
аллитерация
шипящие согласные – ж, з, ч, ш звонкие - б, в, р, л, н
скрип снега, звон льда,
ассонанс
гласные звуки – а, о, и, е
топот коня.
Работа группы №2. Создание мини-сочинения, эссе, рисунков-иллюстраций, стихотворения по теме «зима». Защита своего «шедевра»: чтение наизусть, выразительное чтение, презентация .
Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер… В.Г.Белинский.
Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворении «Зимнее утро», которое было написано третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: лирический герой, главный, автор, и красавица, которой посвящено стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно к ней он обращается словами : «Открой, сомкнуты негой взоры».
А.С.Пушкин больше внимание уделяет поэтичному пейзажу:
вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела- А нынче погляди в окно!
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место.
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера. Зимний пейзаж в стихотворении автор показывает не только словами, но и цветом: голубой («под голубыми небесами»), чёрный («прозрачный лес один чернеет»), зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова «блестя» и «блестит»: «Вся комната янтарным блеском озарена». Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию «треском трещит», мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Движения А.С. Пушкин показывает и через глаголы : проснись, открой, лежит, чернеет, блестит.
В стихотворении мы читаем: «берег, милый для меня». Этот эпитет раскрывает родные, дорогие сердцу места. В жизни есть красота природы, умиротворение, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. картинки для стихотворения. Для более полного восприятия стихотворения просмотрели и прослушали видеоряд (из ресурса). Видеоряд с вокальным исполнением С. Коренблита
Чтение стихотворения наизусть.
Мороз на улице и солнце (о своём родном крае), автор Сомова СА.