Методическая разработка Современный урок изобразительного искусства.Разработка может быть использованна на уроках ИЗО, народной культуры и на занятиях по внеурочной деятельности. Автор разработки- педагог с большим стажем, автор собственных программ, открытых уроков. Щедро делится с широким кругом читателей собственным опытом. Раскрыват пути овладения слоджной , но интересной профессие - учитель ИЗО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок изобразительного искусства »
Основной задачей предмета «Изобразительное искусство» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
В Программе "Изобразительное искусство" Неменский указывает, что любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика .
Отличительная особенность программы, по мнению ее авторов, - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития образного мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты я», «видения», отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Г.К.Селевко, характеризуя результаты использования воспитательных технологий, выделяет 3 их уровня.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные результаты изложены в программе по предмету и отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Дети знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), узнают о святых русской земли (С. Прокофьев, кантата «Александр Невский»), слушают народные песнопения о Сергие Радонежском, пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского: «Утренняя молитва», «В церкви». С воодушевлением выполняют творческие работы.
Примером может служить работа «Моя колыбельная».Важным становится смысл – мать и дитя. Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки. На уроках звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства. Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, эффективно использовать информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видеофрагменты балетов, опер, сказок.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать мне обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная, – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая, – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная, – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная, – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая, – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная, – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций мои учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно.
На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, выполнение творческих заданий.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.