Просмотр содержимого документа
«Доклад "Форма организации современного урока изобразительного искусства "»
Форма организации современного урока изобразительного искусства.
Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения и его результативность.
Каждая из форм организации учебного процесса имеет свои отличительные особенности. Они связаны между собой классно- урочной системой обучения, основоположником которой является Я.А. Каменский. Урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету.
Урок- это основная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Основные методы, принципы и средства обучения находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок как форма организации обучения прочно заняла свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения.
Типы и структура уроков . Термин «структура» латинского происхождения и означает взаиморасположение и связь составных частей чего либо. Структура урока, т. е взаиморасположение его основных составных частей , зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока , можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков – контрольный или учетный урок. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически психологически незавершен(не сделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло не вопросов не интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок конечно нельзя назвать хорошим. Представляя законченное целое , каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того что бы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время (распределено четко и рационально). Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененные на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. В учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.
Хороший урок – дело непростое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Грамотная постановка задач урока и успешная их реализация является не маловажным условием проведения урока. В хорошем уроке организационная , логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Сегодня педагоги – новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видео – урок , урок- праздник, интернет -урок и другие формы. Достоинством нетрадиционных форм урока является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран.
«Учитель,- говорил В. А. Сухомлинский,- готовиться к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда : чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».