Применение педагогических технологий на уроках производственного обучения (из опыта работа)
Применение педагогических технологий на уроках производственного обучения (из опыта работа)
Основное назначение производственного обучения - подготовить обучающихся - будущих классифицированных рабочих-сварщиков к непосредственной деятельности по избранной профессии, сформулировать необходимые умения и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение педагогических технологий на уроках производственного обучения (из опыта работа)»
Применениепедагогических технологий
на уроках производственногообучения
(из опыта работа)
Основное назначение производственного обучения - подготовить обучающихся - будущих классифицированных рабочих-сварщиков к непосредственной деятельности по избранной профессии, сформулировать необходимые умения и навыки. Процесс обучения - это объективно активный процесс и представляет собой систему действий мастера и обучающихся. Вот почему в своей практической деятельности я не только использую обычные формы и методы обучения обучающихся, но и применяю новые педагогические технологии на уроках производственного обучения.
1. Игровые технологии. Часто на уроках использую деловые (производственные) игры; решения производственно-технических задач; даю задания творческого характера. Тема игры сообщается обучающимся предварительно, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться. Бригады формирую по желанию самих обучающихся. Во главе бригад назначаются наиболее успевающие ребята, имеющие авторитет в группе. Применительно к сварочным работам я использовала в качества игры производственную ситуацию по выполнения обучающихся производственного задания (сварка конструкций), распределяя ребят на бригады. Обе бригады осуществили сварку и прихватку конструкций. После выполнения работ бригадиры определяли качество сборки, затем выполняли сварку и зачистку, а бригадиры осуществляли функции ОТК. Затем бригады решали электронный кроссворд на тему: «Дефекты сварочных работ». На основании обсуждения всех видов работ обучающиеся обеих бригад получали оценки.
В течение обучения подобные игры проводятся постоянно.
2. Групповые технологии. Групповые формы обучения в современной дидактике относятся к «общим формам организации обучения». Они подразделяются на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые, дифференцированно-групповые. При групповой форме мастер управляет деятельностью малых групп с помощью лидеров (звеньевых, бригадиров), определяемых мастером с учетом пожеланий обучающихся. При подготовке и обучении обучающихся навыкам сварочного производства студенты просматривают Видеоурок «Зажигание дуги». После просмотра мастер работает с каждым студентом индивидуально, показывает, как нужно правильно зажигать дугу, в каких конкретных случаях применяется тот или иной способ, как поддерживать дугу, как накладывать шов в различных пространственных положениях. После освоения навыков, требующих индивидуальной работы мастера с обучающихся при выполнении комплексных работ, можно применять групповые формы производственного обучения, в частности, бригадную организацию производственного обучения.
Применение бригадной организации производственного обучения способствует решению трех взаимосвязанных задач учебно-воспитательного и чисто производственного характера. Во-первых - воспитание коллективизма; во-вторых - повышение экономической эффективности производственного обучения; в-третьих - подготовка обучающихся к работе в условиях производства после окончания училища.
Бригадная форма обучения дает эффект, когда явно выражены преимущества, а именно: единство личных и общественных интересов, сочетание личной и коллективной ответственности за результаты труда, разделение и кооперация труда между обучающихся, дифференцированный учет каждого члена бригады в результатах труда бригады. Комплектовать бригады можно из обучающихся примерно равных по силам, или, например, более слабых - ставлю на подготовку металла под сварку, прихватку, а более сильных - на сварку, в зависимости от сложности выполняемых работ. Комплектуя бригады, следует заботиться о том, чтобы в их состав вошли ребята с хорошими, ровными отношениями, что исключает конфликтность. Оптимальный количественный состав бригады не должен превышать 3-4 чел.
Бригадиры являются помощниками мастера, важно, чтобы такие обучающиеся пользовались здоровым авторитетом и уважением товарищей, были их неформальными лидерами. Бригадиры выполняют работы наравне с другими членами бригады, но мастер должен учитывать 20% времени на выполнение ими руководящих функций. Главное, чего добивается мастер, организуя производственное обучение в ученической бригаде - это более эффективное привлечение коллектива обучающихся к решению учебных и воспитательных задач, психологическая и организационно производственная подготовка их к работе в условиях бригадной организации труда на производстве.
3. Проблемное обучение. Основная задача производственного обучения - научить обучающихся производственному труду, высокой квалификации, воспитать личные качества обучающихся. К основной задаче и активным методам обучения, я отношу игровые технологии, и проблемные ситуации, которые применяю на уроках производственного обучения.
Приемы работ, выполняемые обучающихся на уроках производственного обучения, как правило, имеют производственную ценность. Например: при сварке металлических пластин различной толщины создаю проблемную ситуацию, даю самостоятельно обучающимся подобрать металл, ток, электроды по подготовке металла под сварку (учащиеся должны выбрать необходимый металл, электроды под сварку силу тока). Создаю проблемную ситуацию, организую поиск ее решения, подвожу обучающихся к решению поставленной задачи, самостоятельно помогаю (в практической работе) решить ее.
Именно методическими приемами - создание проблемных ситуаций на уроках производственного обучения дают возможности сделать занятие - урок более разнообразным, занимательным, интересным, поисковым. Считаю, что при этом у обучающихся развивается самостоятельность суждений, диалогичность мышления, умение анализировать выполненную работу (формирует познавательный интерес, активизирует деятельность). Проблемную ситуацию можно создать не только на вводном или текущем инструктаже, но и на заключительном. Например: после выполнения обучающихся сварки соединений предлагаю им самостоятельно определить дефекты - объяснить их причину и исправление (дополнительно: Какие дефекты? Как правильно нужно подготовить металл под сварку? и т.д.), а также я применяю на уроках производственного обучения нетрадиционные методы обучения: «деловые игры», кроссворды, карточки-задания, тесты. Такие задания активизируют мышление, познавательную деятельность, учат самостоятельно решать свою проблему в выполнении практической работы.
4. Дифференцированное обучение. Используя данную педагогическую технологию, стараюсь учесть навыки и умения каждого учащегося, даю задание по степени усвоения как теории, так и практики. Раздаю дидактический материал разного уровня; составляя карточки-задания, учитываю возможности каждого учащегося.
Таким образом, применяя в своей работе элементы новых педагогических технологий, вижу положительный рост не только в учебной деятельности своих обучающихся, но и в стремлении ребят усовершенствовать свои умения и навыки в овладении избранной ими профессии.