в
«Французские мастерские»
на уроках производственного обучения.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, выходом для получения обучающимися высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является освоение новых педагогических технологий, формирующихактивную роль обучаемого.
Другими словами, по мнению специалистов, система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный, в котором результаты образования принимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Педагогическая технология «французские мастерские» является такой формой обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle), которая возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских.
В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка.
Одна из основных задач обучения во французской мастерской – сформировать у обучаемого профессиональные умения самостоятельной работы со знаниями.
Это значит: обучающиеся должны уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.
В профессиональном образовании акцент сейчас смещается на развитие базовых компетентностей современного человека, таких как информационная, коммуникативная, самоорганизации и самообразования.
Основными целями обучения во французских мастерских, наряду с обучением профессиональным знаниям и умениям, как раз и является развитие этих базовых компетентностей обучающихся.
Развитие этих компетентностей, которые социальны по своей природе, позволит подготовить обучаемых к самостоятельному решению жизненных проблем. Одним из механизмов, который поможет развить умение работать с информацией, умение общаться, вести диалоги, представлять себя в реальных жизненных ситуациях, с которыми выпускник столкнется – это алгоритм инновационной технологии «французские мастерские».
Сущность данной педагогической технологии – последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.
При применении технологии французской мастерской можно работать над темой или разделом полностью, распределив работу на любое необходимое количество уроков-мастерских. Но, на мой взгляд, основной единицей образовательного процесса на современном этапе все-таки остается урок.
Для того чтобы увидеть, как современные научные подходы реализуются во французских мастерских рассмотрим структуру этой технологии на примере плана урока.
При применении любой педагогической технологии необходимо в начале проектирования урока выделить цели, которые определят всю логику урока.
При разработке урока-мастерской по определенной теме конкретизируется образовательная цель урока, а развивающая и воспитывающая объединяются в развитие познавательной деятельности, поисковой активности, творческой самостоятельности, креативности.
1. Образовательные:
- ознакомиться и изучить информацию по теме (а не получить);
- научиться выполнять задание по теме (самостоятельно).
- Развивающие и воспитательные:
- усвоить учебную информацию при помощи активной самостоятельной познавательной деятельности;
- применить теоретические знания на практике самостоятельно;
- проявить творческий подход к работе, креативность, уверенность в своих творческих способностях.
После определения целей мы должны определиться с методами, с помощью которых собираемся достичь этих целей.
При выборе словесных методов обучения в мастерской предпочтение имеет диалог во всех его аспектах, как внутренний, так и внешний:
• диалоги участников мастерской, включая Мастера; • диалоги отдельных групп; • диалог с самим собой; • диалог с информационным источником.
При использовании практических методов приоритет имеют проблемный метод, метод творческого поиска, метод применения полученных знаний и умений. Широко можно использовать наглядные методы.
Методы обучения:
- словесные (диалоговый);
- наглядные (метод демонстраций);
- практические (проблемный метод, метод творческого поиска, метод применения полученных знаний и умений).
Форма организации учебного процесса – французская мастерская, в которой происходит чередование фронтальной, индивидуальной, групповой деятельности.
Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:
Этапы деятельности в мастерской (используется терминология группы ЖФЕН)
- «Индукция» («наведение»)
- «Самоконструкция»
- «Социоконструкция».
- «Социализация»
- «Афиширование»
- «Разрыв»
- «Рефлексия»