Просмотр содержимого документа
«Портфолио система педагогической деятельности»
Ф.И.О.: Кушеев Батор Нимаевич
Должность: Учитель технологии
Имеющаяся категория: высшая
Заявленная категория: высшая
Педагогическая деятельностьпредставляет собой сложноорганизованную системуразличных видовдеятельности педагога. Системный подход в педагогике представляет собой один из способов построенияпедагогической деятельностикак целостного процесса, который обеспечивает эффективное взаимодействие всех его структур
Методические цели и задачи: «Зачем учить», «Чему учить», «Как учить».
Моя цель педагогической деятельности согласуется с целями и задачами деятельности образовательного учреждения
Именно на уроках технологии учащиеся вместе с первыми навыками получают представление о трудовой деятельности ,учатся на практике применять полученные знания, развивать в себе творческие качества ,фантазию ,знакомятся с различными профессиями.
Цель моей деятельности :формирование у учащихся ключевых и допрофессиональных компетентностей средствами предмета технология ,развитие творческого мышления.То есть научить учащихся самим находить пути решения возникающих проблем.
Задачи моей педагогической деятельности:
-развитие творческих способностей учащихся ,самостоятельного поиска решений стоящих перед ними задач
-планирование учащимися способов достижения намеченной цели
-формирование у учащихся познавательных универсальных действий, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
-привитие коммуникативных универсальных действий, отражающие умение действовать в составе команды, группы, объединения и т.д.
В первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий, мы сами видим это в нашей сегодняшней жизни, привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации ,но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности ,но в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет ,и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Таким образом продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности ,умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы .Соответственно претерпели серьёзные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть хорошим специалистом ,надо ещё быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя ,занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях ,умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться ,восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
Само собой ,что проблема компетенций относится не только к профессиональной деятельности, но носит общечеловеческий характер.
И в этой связи решается хотелось бы привести примеры.
1.В традициях нашей страны и в частности советской космонавтики было принято к космических полётах делать всё сообща, вместе ,не деля обязанности на свои и не свои. Когда в «перестроечные» годы стали формироваться международные экипажи на наших космических кораблях, то столкнулись с интересной ситуацией: зарубежные, в частности американские астронавты во время неполадок возникающих в полетах, когда требуется срочно его устранить и необходимо усилия многих или всех членов экипажа ,отказывались от выполнения «не своей» работы ссылаясь на контракт ,должностные обязанности, где это всё было написано.Понятно ,что как быстро и в нужный срок ликвидируют неполадки ,зависит живучесть корабля, нашим космонавтам приходилось доказывать им, что так надо, так принято и т. д..
Свежий случай на международной с космической станции- то-то просверлил отверстие. интересно знать, как было на этот раз?
Пришлось вмешаться американскому агентству НАСА :прямо указать своим астронавтам что так надо и так необходимо поступать. То есть налицо неумение, нежелание работать в команде, работать на общий результат. В итоге в ходе совместных консультаций и согласований была приняты общие правила действий в экстремальных или неотложных ситуациях, которые всегда действовали в советской ,а ныне в российской космонавтике. Проблема эта шире ,если взять нашу планету-это тот же космический корабль. то проблемы надо решать сообща, вместе. Тут никакого противоречия нет: просто личное, индивидуальное ,не должно мешать общему ,и наоборот. При организации уроков технологии я регулярно об этом напоминаю учащимся.
2. WorldSkills International (WSI, от англ.skills — «умения») — международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году[1][2][3]. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран.
Первенства мира проводятся 1 раз в 2 года- по нечётным годам. Возраст участников до 22 лет,то есть молодёжь
Сборная России, сформированная по результатам национального чемпионата в Казани, участвовала в континентальном соревновании EuroSkills 2014 вЛилле. Итоговый результат — 6947 баллов и 11 место из 25.
В 2015 г заняли 14 место
В 2016 годусборная России, сформированная по результатам национального чемпионата в Красногорске, приняла участие в соревновании Euroskills 2016 в Гётеборге. По итогам трёх дней состязаний Россия заняла 1-е место вобщекомандном и 7-е место в медальном зачёте, заслужив 2 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовую медаль, а также 11 медальонов за профессиональное мастерство.
В 2017 году 1 место в общекомандном зачёте 5 место в медальном зачёте. Президент России принимал и чествовал их в Кремле как настоящих олимпийцев.
WorldSkills Kazan 2019
WorldSkills Kazan 2019 - это 45-ый чемпионат мира по профессиональному мастерству, который пройдёт в городе Казани c 22 по 27 августа 2019 года. Молодые специалисты из более чем 70 стран приедут в Россию соревноваться за звание лучшего в 51 компетенции.
Лично я старался внимательно следить за итогами, ведь кажется в 2009 году наша сборная впервые приняв участие заняла 45 или 46 место. Лидер КПРФ Зюганов весьма жёстко критиковал этот результат, назвав его позорным ,провальным и недостойным нашей страны. Хотя дебютантам это было простительно.
Самое интересное в методике решения нестандартных задач.
Она перекликается с темой моей разработки. В одном из заданий надо было решать задачу в отсутствии некоторых данных или расположенных не в том месте. Европейцы сразу входят в ступор и не могут решить задачу. Азиаты тупо начинают решать её и естественно не могут. А россияне сообразив что тут что-то не так переставляют условие задачи и успешно решают её!
3.Это было в послевоенное время , если я не ошибаюсь в1948 году в Австрии на международном совещании профсоюзных деятелей. В составе нашей делегации были и простые рабочие-стахановцы. Так вот когда они узнали что один из них -слесарь выполняет 10 норм,они рассмеялись и даже расхохотались_ типа что у вас за нормы такие…Возник спор кто лучше и назавтра приехав на завод устроили состязание. выставили своего лучшего слесаря против нашего. Заминка маленькая вышла –что изготовить на быстроту и качество. Один из руководителей вынул свой ключ от своего сейфа попросил изготовить такой же. Подготовили инструменты, оборудование ,материал ,засекли время и дали старт. Борьбы не получилось. Через полчаса ключом нашего стахановца открывали сейф, а лучший австрийский слесарь только успел сделать заготовку!?
Только тогда скептики поняли почему наши победили фашизм и дошли до Вены и заняли её в 1945 году, кстати это Австрия-родина Гитлера.
4.Мне кажется именно эти качества:Смекалку,сообразительность,умение находить путь из самых сложных ситуаций и раскрывает данная моя разработка- головоломки
Как мне кажется нам бы со временем не утерять эти самые качества- нестандарность мышления, смекалку и т. д.,которые не раз выручали нашу страну и надеюсь ещё и не раз выручат.
В своей работе я стремлюсь чтобы учащиеся сами находили решения тех или иных задач стоящих перед ними. В федеральном государственном образовательном стандарте об этом чётко сказано .Учащиеся сами формулируют способы достижения цели, осуществляют контроль, самоконтроль , выявляют затруднения, осуществляют коррекцию, дают оценку, себе и своим товарищам. В процессе учебной деятельности учащиеся учатся выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Учащимся необходимо выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Важное значение имеет моделирование различных отношений между объектами окружающего мира(строить модели),с учётом специфики(природный, математический, художественный и др.),исследовать собственные нестандартные способы решения , преобразовывать объект: импровизировать , изменять, творчески переделывать.
Познавательная деятельность учащихся невозможна без активной деятельности. Деятельностной подход предполагает что решение проблемных задач –главный способ изучение предмета..
Проблема над которой я работаю «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии».Для решения этой проблемы я использую следующие приёмы:
-ставить учащихся перед проблемой :как и каким образом решить возникшую задачу, не давать готовых решений, только объяснив общую цель, не указывая пути решения.
-развивать познавательную активность учащихся через технологию решения изобретательских задач, когда цель поставлена.а пути решения не указаны
-применение метода фокальных объектов американского учёного Чайзинга
-выполнение творческих проектов учащихся по технологии. где ценится оригинальность изделия ,его выполнения ,реклама, товарный знак, пути снижения затрат
Впервые я столкнулся с этой проблемой по истечению нескольких лет работы учителем технологии. Думаю, что с этой проблемой сталкивались многие педагоги. Ведь главная задача учителя- научить ученика думать. Много раз задавался вопросом :почему многие ,даже добросовестные учащиеся совершают ошибки, бездумно выполняя те или иные поручения или задачи, притом время от времени снова совершают ошибки . Я понял одно: одними нравоучениями , замечаниями, исправлениями допущенных ошибок проблему не решить. Ярким примером для меня послужил один случай. Как-то на уроке, через 10-15 минут я попросил одного дежурного, который выполнял отдельную от других ребят работу, пересчитать всех ребят , которые находились и работали в мастерских. У меня не сходилось число их, хотя в начале занятия, как это положено, я провёл перекличку класса. Он называет число,9 или 10,сейчас не помню, да и это неважно. у меня оно не сходится. К слову сказать, ребята во время занятия не стояли на месте, ходили к сверлильному станку, уходили к своему месту и т .д. и т. п.Я попросил его ещё раз пересчитать, называет другое число, я ещё раз попросил- он называет опять другое число. Начинаю нервничать, мог бы конечно сам давно пересчитать, но надо детей приручать самостоятельно выполнять поручение. Подозвали другого дежурного, он называет другую цифру. Задание –то пустяковое для 6 –х или 7 –х классов . Нарочно подозвал ещё одного ученика, ответ-то должен у всех совпасть. он также называет другую цифру .Я уже перестаю понимать это что- же происходит ,начинаем всем классом считать ,временно остановив работу. Даже разделились на разные группы которые называют разные цифры. Прошу при пересчёте ,считать самих себя себя -опять разнотолки. В классе раздаются смех ,хохот и наконец дружными усилиями всего класса установили число.
Я потом долго размышлял ,думал над этой проблемой и может, для себя нашёл выход. Надо обязательно время от времени давать ребятам задания на смекалку, на сообразительность ввиде загадок, головоломок и т.д.То есть в непринуждённой форме решать нестандартные ,«нелогичные» задачи .И с тех пор вот уже около 15 -16 лет решаем головоломки прямо на уроке. Их великое множество, есть технические, есть и словесные(вербальные).я отбираю их применительно к своему предмету «Технология».Мы с ребятами сами их изготавливаем на уроках, чтобы всем хватило ,ребята приносят идеи, вместе их претворяем в жизнь. Они тесно переплетаются и перекликаются с ТРИЗ- технологией решения изобретательских задач, которые являются составной частью образовательной области «технология».
Задача каждого учителя- вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями. Педагог сам должен быть заинтересован ,погружён в свой предмет. Он должен создавать на своих уроках такую образовательную, развивающую среду ,в котором становится возможным достижение образовательных результатов ребёнком, сформулированных как ключевые компетенции.
-уметь определять цели и образовательные результаты ребёнка на языке умений(компетенций)
-уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы
-уметь использовать разнообразные приёмы и способы включения учащегося в разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции
-уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития
-уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся
-уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев
-уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их
-уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике
-уметь создавать атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими, проявляли свою инициативу и предприимчивость
Этот список принципиально открыт и каждый может добавить те умения, которые он считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов
В течении учебного года по учебному плану проводятся предметные олимпиады, конкурсы, выставки , конференции как на школьном уровне, так и на городском и республиканском. На них выявляются продуктивность работы педагога ,лучшие ученики. Учебный год завершается выполнением творческих проектов, который позволяет вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и то тоже время понимать роль и значение групповой работы.
Участие в олимпиадах, конкурсах, творческой и исследовательской деятельности во внеурочное время, показывает качественный уровень теоретических знаний, полученных на уроках технологии. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в городских и республиканских олимпиадах, выставках и т.д.и неоднократно занимали призовые места
Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК представлены в таблице:
Год
Мероприятие
ФИ учащегося
Уровень
Результат
2013
Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников
Хозеев Иван 9а кл
республиканский
1 место
2013
Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников
Суриков Вадим 9акл
республиканский
Сертификат
2014
Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников
Дружинин Кирилл 9а
республиканский
Сертификат
2014
Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников
Раднаев Арсалан 10а
республиканский
Сертификат
2015
НПК «Шаг в будущее»
Николаев Бато 11а кл
муниципальный
3 место
2015
Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество» посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Дружинин Кирилл 11а кл
республиканский
3 место
2015
Всероссийская олимпиада школьников
Хозеев Иван 9акл
муниципальный
2 место
2015
Всероссийская олимпиада школьников
Николаев Бато 11а кл
муниципальный
2 место
2015
Всероссийская олимпиада школьников
Дружинин Кирилл 11а кл
муниципальный
3 место
2016
Всероссийская олимпиада школьников
Петинов Григорий 9д
муниципальный
3 место
2016
Всероссийская олимпиада школьников
Дружинин Кирилл 11а кл
муниципальный
2 место
2016
Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество»,посвященного 350 -летию со дня образования города Улан-Удэ
Петинов Григорий 10а кл
республиканский
2 место
2016
Всероссийская олимпиада школьников
Дружинин Кирилл 11а кл
муниципальный
3 место
2017
Всероссийская олимпиада школьников
Мантушкин Николай 9в кл
муниципальный
1 место
2017
Всероссийская олимпиада школьников
Петинов Григорий 11а кл
муниципальный
2 место
2017
Всероссийская олимпиада школьников
Мантушкин Николай 9в кл
муниципальный
2 место
2017
Всероссийская олимпиада школьников
Мантушкин Николай 9в кл
муниципальный
3 место
Мои достижения учителя технологии МАОУ СОШ №25 Кушеева Батора Нимаевича в олимпиадах, конкурсах, смотрах , НПК и т.д.
Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся
республиканский
Грамота за 1 место
2015
НПК «Шаг в будущее»
муниципальный
Грамота за подготовку призёров конференции
2015
Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся
республиканский
Грамота за 2 место
2015
Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество» посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
республиканский
Диплом за подготовку призёров
2015
Всероссийская олимпиада школьников
муниципальный
Грамота за подготовку призёров олимпиады
2015
Грамота депутата народного хурала Республики Бурятия ректора ВСГУТУ Сактоева В.Е.за многолетний добросовестный труд и в связи с 45-летием школы
муниципальный
грамота
2016
Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся
республиканский
Грамота за 2 место
2016
Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество»,посвященного 350 -летию со дня образования города Улан-Удэ
республиканский
Диплом за подготовку призёров смотра -конкурса
2016
Благодарность мэра г.Улан-Удэ за долголетний и добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения
муниципальный
благодарность
2017
Всероссийская олимпиада школьников
муниципальный
Грамота за подготовку призёров олимпиады
Вывод: В целом свою деятельность оцениваю положительно, многое удалось, ещё многого хотелось бы добиться. Нужно время, а самое главное-желание, которое есть .