Данный материал содержит размышления автора по вопросам организации безопасности дорожного движения в Республике Казахстан. Освещены проблемные на данный момент вопросы, представлены пути их решения. Также для закрепления материала представлены тестовые задания по Основам Безопасности Дорожного движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основ Безопасности Дорожного Движения»
3
Организация самостоятельной и познавательной
деятельности учащихся профиля «Автодело»
на уроках «Основы безопасности движения»
путем применения тестовых заданий
Абдраманов Т.Н., учитель спецдисциплин УПК-2
Ежегодно, начиная работу с учащимися нового набора, после первых контрольных работ я выявляю качество подготовленности новичков, определяю пробелы в знаниях, начинаю мероприятия по их устранению. Сегодня вопрос стоит не только об изучении основ безопасности движения (ОБД), а, прежде всего, их способности к овладению каждым учащимся системой понятий и автоматизированных действий, необходимых для быстрого и безошибочного принятия решений и их четкой реализации при управлении автомобилем в любой дорожной обстановке. Формирование у учащихся знаний и умений во всех случаях являются, прежде всего, результатом их собственной активной целенаправленной, познавательной деятельности.
Одним из приемов организации такой деятельности является включение в урок тестовых заданий. Систематическое использование этих тестов в учебном процессе помогают глубже изучить ОБД, оценивать уровень знаний. Применение данного метода позволяет реализовать ряд важных психолого-педагогических задач:
Направлять и стимулировать учебно-познавательную деятельность, совершенствовать ее мотивационную сферу.
Отображать ход усвоения через результаты выполненных заданий.
Вырабатывать и осуществлять корректирующие воздействия на ход усвоения путем оценки результатов и выдачи необходимой дополнительной информации.
Совершенствовать учебно-познавательную деятельность интеллектуальные способности, логическое мышление. Кроме того, обучающие и контролирующие тесты помогают проверить знания не у одного или нескольких учеников, а у всей группы.
Тесты по теме позволяют проверить качество усвоения предусмотренных программой понятий и уровень сформированности некоторых психологических свойств и процессов (внимания, наблюдательности, памяти, мышления), способствуют формированию необходимых знаний и умений.
Выполняя такие задания, учащиеся испытывают интерес и удовлетворение от выполняемой работы. Так, например, на уроке «Профессиональная надёжность водителя» применяю тест «Дорожная ситуация». Привожу наиболее интересные вопросы.
Тест по ОБД «Дорожная ситуация»
Какое нарушение восприятия часто возникает у неопытного водителя при оценке ширины проезжай части в местах сужения дороги?
Воспринимая ширина дороги кажется меньше, чем она есть в действительности .
Воспринимая ширина дороги кажется больше, чем она есть в действительности
На широких дорогах в равнинной местности скорость движение автомобиля кажется водителю ...
Больше, чем в действительности (переоценивается)
Меньше ,чем в действительности (недооценивается)
Формирование понятий и образование суждений происходит в процессе мыслительных операций, к которым относятся: анализ синтез ,сравнение ,абстракция ,конкретизация и обобщение.Быстрое принятие водителям верного решение возможно при условий ...
Правильного анализа дорожной обстановки.
Сравнение новой ситуаций с ранее известной.
Выделение существеных признаков в рассматриваемом явлений
Овладение всеми видами мыслительных операций.
Деятельность водителя по управлению ТС характеризуется большим объемом быстроменяющейся информацией, подлежащей переработке. Крайне ограниченное время, которым располагает водитель для принятия и реализаций решения, предъявляет высокие требования к реакции водителя.
Реакцией называется….
Принятие водителем решение в результате переработки полученной информации.
Процесс переработки информации.
Процесс передачи нервных импульсов.
Ответные действия на внешнее и на внутреннее раздражение
Дорожная обстановка, развитие которой таит реальную возможность ДТП, называется:
Опасной.
Аварийной.
Возникновение аварийной и опасной обстановки зависит…
От действии водителя.
От элементов среды движения (состояние проезжей части, наличия и исправности средств регулирования, освещенности, метеоусловий и т.п.
Только от поведения других участников движения.
От всех перечисленных факторов.
Для исключения опасных аварийных ситуаций необходимо, чтобы РДД и ОБД знаки строго соблюдали:
Водитель ТС.
Водитель и пешеходы.
Пешеходы и пассажиры.
Все участники дорожного движения.
Чаще всего аварийная ситуация является следствием …
Плохого состояния проезжей части.
Недостаточной освещённости дороги.
Плохих метеорологических условий.
Неправильное поведение участников движения.
Каким образом можно компенсировать недостаточно хорошую реакцию?
Меньше ездить.
Быть всегда в ожидании опасности.
Заранее прогнозировать опасность и быть готовым к действиям по ее ликвидации.
Во сколько раз увеличивается вероятность стать участником происшествия в средней степени опьянения?
В 8 раз.
В 6 раз.
В 4 раз.
Через какое время непрерывного вождения количество совершаемых ошибок резко увеличивается?
Через 8 часов.
Через 10 часов.
Через 4 часа.
Почему перед вождением нельзя принимать успокоительных средств, лекарств от головной боли?
Они снижают время реакции.
Они понижают уровень внимания.
Могут вызвать сон.
Все перечисленные выше.
Столкновение с неподвижным препятствием на скорости 100км/ч соответствует падению с:
13 этажа.
5 этажа
10 этажа
При движении в условиях плохой видимости надо выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был:
Больше расстояния видимости.
Меншье расстояния видимости.
Равен расстояния видимости.
Вероятность происшествия при движении в плотном в транспортном потоке будет меньше, если Ваша скорость:
Меньше средней скорости потока.
Больше средней скорости потока.
Равна средней скорости потока.
Двигаясь в плотном транспортном потоке водителю надо тормозить:
Несколько раньше, чем это сделает водитель лидирующего автомобиля.
Несколько позже.
Одновременно с ним.
Таким образом, применение тестов позволяет закрепить полученные знания, принимать верные решение в типичных дорожных ситуациях и тем самым обеспечить как личную, так и коллективную безопасность при использовании транспортных средств.