kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обработка древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическая обработка древесины.

Совершенно очевидно, что человек занимается резанием древесины с тех пор, как он ее использует в своих целях, столько лет, сколько существует резец. Резцы появились еще в каменном веке, сначала в виде топора, а затем и в виде других инструментов. С тех пор древесину раскалывают, пилят, строгают, фрезеруют, сверлят, долбят, точат, шлифуют. Инструменты и машины для этих операций становятся все сложней, но о основе всех режущих древесину инструментов и станков лежит элементарный акт– срезание стружки.

Резанием называют процесс деления цельной древесины на части, при этом резцом срезается стружка. Здесь может появиться несколько частей первоначально цельного куска древесины или сама стружка может стать продуктом процесса резания. При резании древесины энергия тратится на образование новых поверхностей, на деформирование древесины и на преодоления трения. Эти процессы в сущности паразитические, так как полезным действием является только, собственно, резание, но они существуют, более того–в энергетическом смысле они преобладают, из–за чего коэффициент полезного использования  энергии при резании древесины не велик.

Различают три вида резания–в торец (торцевое), вдоль волокон (продольное) и поперек волокон (поперечное). При резании в торец резец перемещается перпендикулярно древесным волокнам, резание вдоль волокон осуществляется при движении резца параллельно волокнам,когда же резец движется в плоскости волокон, перпендикулярно их длине, то это поперечное резание.

Очень большую роль в процессе резания  играют углы резания.

Различают передний, задний углы, угол заточки и угол резания. Для резания пилами, фрезами или сверлами труднодоступными легкообрабатываемой, мерзлой древесины или при нормальной температуре резцам подбирают соответствующие углы резания.

Очень важной характеристикой резцов является их затупление. Оно самым непосредственным образом влияет на процесс резания. Здесь различают два понятия–износ инструмента и затупление лезвия. На затупление резца влияет очень многое: материал из которого изготовлен, углы его заострения и резания, обрабатываемость древесины, режим работы инструмента, качество его заточки.

Одним из определяющих факторов резания служит толщина стружки срезанной одним резцом. Нужно заметить, что резание может начаться лишь тогда, когда толщина стружки достигает определенной величины. Исследованием и опытом установлено, что при пилении наилучшая (оптимальная) толщина стружки находится в пределах 0,1–0,2 мм. Резание древесины может происходить при различных скоростях движения резца или скоростях движения заготовки. При скорости резания 35–40 м/с энергозатраты минимальные, а при меньшей или при большей скорости они растут. Качество обработки поверхности при увеличении скорости резания улучшается, так как при этом каждый резец снимает стружку меньшей толщины, но чрезмерно увеличивать скорость резания нельзя.

Важнейшее требование к инструменту– сохранение как можно дольше остроты лезвия и прочности самого инструмента. Инструмент не только затупляется но и изнашивается. Износ может происходить путем выправления отдельных участков лезвия. Это наблюдается, когда силы резания вызывают напряжение в резце больше, чем предел прочности стали, или твердого сплава, т.е. материала из которого изготовлен резец. Износ бывает при снятии металла, что можно заметить, когда сталь мягкая. Поэтому для дереворежущего инструмента побираются стали, сочетающие твердость, прочность и пластичность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обработка древесины»


Введение.

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.

В данной работе будут освящены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века. Деревообработка одна из многочисленных отраслей, она объединяет предприятий, специализированных цехов и участков. Второе обстоятельство – это сама древесина. Обладая многими привлекательными свойствами, этот природный материал становится всё более популярным как промышленном и сельском хозяйствах, так и в быту. С учётом возобновлённости ресурсов древесина и в перспективе останется важным источником промышленного сырья.

Совершенному человеку необходимо много разнообразных и красивых вещей, а их только топором и стамеской не сделаешь. Поэтому возникла и постоянно развивается деревообрабатывающая, промышленность, используются самые современные способы обработки древесины, достижение науки и техники из слитных отраслей, многочисленные видов станков, автоматических линий, автоматизированных

Эта отрасль, в обиходе и названая деревообработкой, выпускает те многочисленные изделия из древесины и новые материалы из неё для производства изделий, которые нас окружают.

Трудно сосчитать, сколько предприятий, на которые заняты обработкой древесиной. Есть предприятия, на которых заняты тысячи рабочих, инженеров, техников и перерабатывает каждое из них сотни тысяч кубических метров древесины год. Есть предприятия с количеством работающих в десятки человек, которые перерабатывают за год всего несколько тысяч или даже сотен кубических метров древесины и древесных материалов, но можно точно сказать, что нет города, нет крупного предприятия любой отрасли, где бы не было деревообработки.


История дерева


Ещё на заре своей истории в процессе борьбы за существование, человек изготовлял необходимые для жизни предметы. Живя в очень суровых условиях, он всё же стремился украсить своё жильё и предметы своего быта. Таково уж свойство человека: он не может довольствоваться только целесообразностью предмета, но не может и думает о его красоте. Видимо с первого узора, вырезанного на полке острой кромкой камня, начал свой труд первый резчик по

дереву. В борьбе за существование человек расчистил поля и добыл хлеб, потом создал город, где нашёл работу. Урбанизация отдалила людей от леса, но человек не забыл о нём, так как лес, т.е. дерево – строительный материал. Почти все города были выстроены из дерева. Улицы города покрывались деревянными пластинами. Трубы, по которым текла вода, также были сделаны из дерева, плоты для переправы через реку, мосты, корабли, телег, саней, музыкальных инструментов.

Поразительным творчеством русских умельцев были часы из дерева изготовленным мастером – самоучкой И.П. Кулибиным. Изделия из дерева живущие в нашем доме, напоминают нам о лесе, помогают понять красоту и разнообразие его мира. Изучение тайн леса приобретают всё больший интерес. Тысячи энтузиастов, терпеливо и самоотверженно изучая природу, приумножают наши знания.

Удивительный всё – таки этот материал – древесина. Трудно себе представить другой вид материла с такими богатыми возможностями применения.

С древних времён русские мастера, используя естественную красоту дерева, сооружали грандиозные хоромы, дворцы, церкви, поражающие великолепием и изысканностью отделки, неприступные башни и стены крепостей, где фантазия и изобретательность с художественным замыслом народного

Из дерева изготавливали корабли, сани, украшая их резьбой и яркой росписью.

Из древесины резали или вытачивали игрушки различного вида украшение и хозяйственные предметы, изготавливали струнные и смычковые музыкальные инструменты, а из бересты резали ножом или писали чернилами письма и грамоты.

Наблюдение и знание свойств дерева позволили человеку применять в медицине, кроме трав и цветов соки и настои из коры хвои и листвы. Чудодейственные свойства сосновой смолы – живицы не только предохраняют дерево от нанесённых ран, но используется в лакокрасочном, бумажном и мыловаренном производстве. Из смолы получают канифоль и скипидар.

Из коры (бересты) варят дёготь нужный в хозяйстве и для лечения скота. Из дерева добывают метиловый спирт, уксусную кислоту. Для человека лес – неисчерпаемый источник не только разнообразной жизненной помощи, но и кладовая народного творчества. Лесные отходы в виде стволов, корневищ и веток часто служат человеку исходным материалом для создания предметов быта и искусства.

Природные, декоративные качества древесины с древних пор привлекали человека. Крестьянин в бытовых условиях и трудовых нуждах широко использовал корневища, находил почти готовые формы мебели и орудий труда. Обилие лесов предопределило широкое применение дерева в различных областях строительства. Из дерева строились жилые дома, амбары, сараи, мельницы, мосты, а также дворцы, соборы, крепостные стены, башни крепостей и других укреплений города. Дерево применялось в древесных водопроводных сооружениях, в работах по благоустройству улиц и площадей.

Грандиозное деревянное зодчество прошло огромный путь от простейшего сруба

с печью, топящейся по чёрному, до грандиозных дворцовых хором со сложным расположением построек, многообразием архитектурных форм и украшений, имена многих строителей прошлого неизвестны, но это были подлинные мастера, крестьяне сменивал соху на топор и долота. Их житейская мудрость позволила создать произведения поражающая нас.




I. Из истории

Издавна народные мастера, использую специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придавать своим вещам художественные и неброские формы. Причем декор этих изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существуют несколько видов резьбы по дереву: домовая (глухая, накладная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоскорельефная (добавленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках - штампах. При раскопках древних городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались древних дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото. Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народно художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представлял собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т.д. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности и нарядности в повседневной жизни.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, храниться ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. До н.э.) Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относиться к V - II веков до нашей эры) и бытовые предметы (ковши русских деревень X - XII веков с изображением коня, уточки, солнечного диска).

Стилизованные обелиски домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли через многие века ручного искусства и остались традиционными в народных промыслах.

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев.

Растительные орнаменты покрывали резные иконы XVI веке, алтарные двери, уарские ворота. Среди мелкой деревенской пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290-1340 гг.

Характер резьбы по дереву в XVI веке изменился, «Рельеф резьбы XVI веке более высокий? Объемный? Сочный? Живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план резьбы XIV и XV веков»

Неиссякаемые фантазии и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих стран.

В Беларуси - искусство резного дерева развивается в двух направлениях - архитектурная домовая резьба и мелкая пластика. Искусными резчиками славятся города Брест, Орша, Полоцк и другие. Не Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. Широко развито искусство резьбы по дереву в прибалтийских республиках. Здесь также хорошо развиты скульптурные композиции.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, традиционные сосуды для масла и вина.

Резьба народов Казахстана и Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому -великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверями и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Техника Среднеазиатской резьбы весьма разнообразна - это трехгранно - величавые узоры под названием «багдади», тончайшая ажурная решетчатая «понджара», рельефная с подобранным фоном «паргори», с множеством разновидностей растительного характера - «ислими» и геометрического - «штрих».

В последующие годы тематика декоративного искусства значительно усложнилась, но в ней все равно довольно четко прослеживается воздействие главных интересов повседневной жизни людей.

Значительно прочнее сохранились и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной практике выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую
разработку темы и сюжеты современной хозяйственной и
общественной деятельности людей.

Казахское народное прикладное искусство имеет многовековую историю и отражает мудрость и одаренность народа. Еще очень давно на территории Казахстана существовали центры ремесленного производства, где работали мастера, кузнецы, резчики по дереву и кости, ювелиры, гончары, столяры, портные. Мастера пользовались уважением народа не только за свой талант и умение, но и за то, что воспитывали учеников - которым передавали свои знания, опыт, секреты мастерства.

И сегодня прикладное искусство казахов многообразно: это ковроделие, резьба по дереву, художественная обработка металла, ювелирное искусство, искусство плетения из тростника, вышивание, кошмоделание, тиснение по коже. Народных мастеров называют шебер, уста, ислер, зергер, а прикладное искусство шеберлик - мастерство.

Важную роль в исторических судьбах казахов играли и взаимоотношения с соседними народами. Ювелиры освоили все виды ювелирной техники: литье, ковку, чеканку, гравировку, филигрань.

Народные мастерицы вышивая мелкие узоры, пользовались специальными пяльцами.

Одним из оригинальных видов прикладного искусства кошмоделания является сырмак. Это войлочный ковер для пола, который сшивается обычно из кусков войлока двух цветов - белого и черного. Сырмаки имеют два или один композиционных центра. Узор располагается по всей площади фона.

Плотники разделялись на уиши и арбаши. Уйши строили летние и зимние жилища - дома и юрты. Арбаши - так называли плотников, делавшие 2-х колесные арбы и повозки.

Резчики вырезали резьбой кровати, шкафы, сундуки, лари для продуктов, различную посуду, круг свода и двери юрты.

Вязальщики - мастера, которые плели из гибких прутьев тростника предметы обихода, кибитки для повозок, футляры для пиал.

Мастера по изготовлению музыкальных инструментов использовали разные породы деревьев. Дерево прекрасный материал для изготовления мебели. В традиционном убранстве юрты главными предметами мебели считались деревянные кровати, подставки для постельных принадлежностей. Эти предметы украшались резьбой, орнаментом из кости, железа, серебра, меди.

Основные мотивы резьбы по дереву - геометрический орнамент, растительный узор. Резьба бывает объемная, высокорельефная, плоскорельефная.

Юрта, являющаяся величайшим изобретение Евразии была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем. Выделкой частей деревянного каркаса и войлочного покрытия юрты занимались талантливые мастера и, кроме того женщины создавали различные предметы быта, без которых немыслим быт кочевников.

Однако лишь существование юрты предполагает наличие многих домашних промыслов и ремесел, она концентрирует в себе изделия, выполненные в праздничном художественном стиле.

Таким образом кочевые племена, обитавшие на территории Казахстана, занимались разнообразными промыслами и ремеслами.






Изделия из древесины

Из древесины деревообрабатывающая промышленность выпускает материалы, из которых в последующем производятся готовые изделия. К таким материалам в первую очередь относятся пиломатериалы, древесностружечные, древесноволокнистые плиты, фанера, древесные пластики. Из материалов производят дома и тару, окна, двери и полы, кузова грузовых автомобилей строительные конструкции и многое другое. Из древесных плит делают мебель тару, настилают полы и т.п., из фанеры – тару обшивку домов, автобусов и вагонов. Пиломатериалы называемые в обиходе досками. В таком виде древесина используется и как полуфабрикат для переработки в другие изделия (например, из досок и брусков изготавливаются оконные рамы), и как готовые изделия (например, из досок настилают полы или делают кузов грузовых вагонов). По существующим стандартам досками называют пиломатериалы, у которых ширина в два раза и более больше толщены, брусками – если меньше чем в два раза, брусьями – если толщина и ширина больше 100 мм.

Древесностружечный материал – это древесный материал шириной 1,5 – 2,5 м., длиной 3 – 6 метров, толщиной 8 – 25 мм. Состоит он из древесных частиц, смешанных с синтетической смолой ( клеем ). Склеивание происходит в процессе горячего прессования.

Второй вид древесных плит тонкие достаточно широко распространены. Это древесноволокнистые плиты, представляющие собой тонкий листовой материал шириной 1200 – 2100 мм. и длиной до 6 метров. Толщина этих плит намного меньше, чем древесностружечных, 2– 8 мм. для твёрдых и 8 – 12 мм. для мягких, но главное отличие этих плит не в малой толщине, тем более, что в последние годы научились делать древесностружечные плиты толщиной 4 – 6 мм. Существенное отличие заключается в структуре плит, в характерных древесных частиц, из которых плиты состоят. Если у первого вида плит в основе стружка, то у другого вида – древесное волокно, напильное и дало им название.

Фанера – третий вид представляет собой древесный материал, склеенный из тонких древесных листов. Такой лист древесины называется шпоном. Направление волокон в смежных листах шпона, образующих лист фанеры, должно быть взаимно перпендикулярное. Это обеспечивает практически одинаковые свойства фанеры в разных направлениях по плоскости, стойкости и короблению. Последнее свойство обеспечивается ещё тем, что количество шпона, но и из реек или досок, тогда эта продукция называется столярной плитой. Эти слои могут быть и из измельчённой древесины, подготавливаемой так же, как в производстве древесностружечных плит.



















Механическая обработка древесины.

Совершенно очевидно, что человек занимается резанием древесины с тех пор, как он ее использует в своих целях, столько лет, сколько существует резец. Резцы появились еще в каменном веке, сначала в виде топора, а затем и в виде других инструментов. С тех пор древесину раскалывают, пилят, строгают, фрезеруют, сверлят, долбят, точат, шлифуют. Инструменты и машины для этих операций становятся все сложней, но о основе всех режущих древесину инструментов и станков лежит элементарный акт– срезание стружки.

Резанием называют процесс деления цельной древесины на части, при этом резцом срезается стружка. Здесь может появиться несколько частей первоначально цельного куска древесины или сама стружка может стать продуктом процесса резания. При резании древесины энергия тратится на образование новых поверхностей, на деформирование древесины и на преодоления трения. Эти процессы в сущности паразитические, так как полезным действием является только, собственно, резание, но они существуют, более того–в энергетическом смысле они преобладают, из–за чего коэффициент полезного использования энергии при резании древесины не велик.

Различают три вида резания–в торец (торцевое), вдоль волокон (продольное) и поперек волокон (поперечное). При резании в торец резец перемещается перпендикулярно древесным волокнам, резание вдоль волокон осуществляется при движении резца параллельно волокнам ,когда же резец движется в плоскости волокон, перпендикулярно их длине, то это поперечное резание.

Очень большую роль в процессе резания играют углы резания.

Различают передний, задний углы, угол заточки и угол резания. Для резания пилами, фрезами или сверлами труднодоступными легкообрабатываемой, мерзлой древесины или при нормальной температуре резцам подбирают соответствующие углы резания. Очень важной характеристикой резцов является их затупление. Оно самым непосредственным образом влияет на процесс резания. Здесь различают два понятия–износ инструмента и затупление лезвия. На затупление резца влияет очень многое: материал из которого изготовлен, углы его заострения и резания, обрабатываемость древесины, режим работы инструмента, качество его заточки. Одним из определяющих факторов резания служит толщина стружки срезанной одним резцом. Нужно заметить, что резание может начаться лишь тогда, когда толщина стружки достигает определенной величины. Исследованием и опытом установлено, что при пилении наилучшая (оптимальная) толщина стружки находится в пределах 0,1–0,2 мм. Резание древесины может происходить при различных скоростях движения резца или скоростях движения заготовки. При скорости резания 35–40 м/с энергозатраты минимальные, а при меньшей или при большей скорости они растут. Качество обработки поверхности при увеличении скорости резания улучшается, так как при этом каждый резец снимает стружку меньшей толщины, но чрезмерно увеличивать скорость резания нельзя.

Важнейшее требование к инструменту– сохранение как можно дольше остроты лезвия и прочности самого инструмента. Инструмент не только затупляется но и изнашивается. Износ может происходить путем выправления отдельных участков лезвия. Это наблюдается, когда силы резания вызывают напряжение в резце больше, чем предел прочности стали, или твердого сплава, т.е. материала из которого изготовлен резец. Износ бывает при снятии металла, что можно заметить, когда сталь мягкая. Поэтому для дереворежущего инструмента побираются стали, сочетающие твердость, прочность и пластичность.

Главные способы механической обработки древесины–пиление, фрезерование, сверление, шлифование, лущение строгание. Все они относятся, в отличие от элементарного резания, к процессам сложного резания.

Пиление встречается повсеместно и очень давно. Еще древние Египтяне пилили древесину бронзовыми пилами. Отличительный признак пиления–наличие пропила, т.е. прорези, образуемой зубьями пилы при срезании и удалении стружки из пропила (стружки при пилении обычно называют опилками). в пропиле имеются боковые стенки и если он не сквозной, то дно. Пиление выполняется пилами представляющими собой многозвенный инструмент. В любой пиле различают зубья и тело. Пиление производят ромными, круглыми или источными пилами, а так же ручными пилами. Различается продольное пиление (паролельно волокнам), поперечное (перпендикулярно волокнам), смешанное (под углом к волокнам), и иногда–криволинейное (например когда работают лобзиком). Пиление ромными пилами, как правило, бывает продольным. Круглыми и источными пилами можно пилить практически в любом направлении к волокнам. Пиление сопровождается снятием большого количества стружки (опилок), которые необходимо удалить из пропила. Таким образом, у зуба пилы есть еще одна функция–промежутки . Между зубьями имеются промежутки (впадины), в которых и размещаются после резания опилки. Конструкция впадины должна быть такой, чтобы опилки размещались в ней свободно и не высыпались из нее. В частности, она должна быть по возможности большой, с плавными очертаниями. Пила может работать только в том случае, если между боковыми стенками пропила и боковыми плоскостями зубьев и корпуса пилы не будет трения. Достигается это тем, что ширину пропила делают больше толщины пилы. Следует непременно провести униумите режущей кромки пилы поочередным отгибом кончиков зубьев. В зависимости от плотности распиливаемой древесины, ее влажности, размеров пил и состояния стана развод на одну сторону бывает от 0,3–х до 1,0 мм. увеличивать его чрезмерно не следует, потому, что растет ширина пропила и соответственно расход древесины на пиление, а уменьшить опасно из–за возможного возникновения трения пилы о стенки пропила.

Следующий распространенный в деревообработке вид резания–фрезерование. До недавнего времени это была вторичная после пиления операция механической обработки древесины. В последнее же время она вторглась в первичную деревообработку (лесопиление), а зачастую становится и окончательной операцией перед отделкой. В принципе фрезерование напоминает пиление круглой пилой: главное движение резания–вращательное, движение подачи (заготовки)–поступательное, сечение стружки–серповидное, траектория резания–циклоида, но есть и ряд отличий. Резание здесь в основном открытое, ширина лезвия составляет десятки и сотни миллиметров. Основное назначение фрезерования–улучшение качества поверхности (раньше это делалось вручную строганием рубанком, вот почему таки станки часто называют строгальными) и продшинирование деталей. При взгляде на оконный пролет мы видим, что бруски створки имеют сложный профиль , образованный фрезерованием. У кромки половых досок имеется паз (шунт) или гребень. Они тоже образованы фрезерованием. Поэтому фрезерные станки широко распространены.

Режущий инструмент этих станков бывает двух видов–со сложными резцами и в виде цельных фрез. Первый вид часто называют ножевыми волами. Они могут быть круглыми и квадратными. Последние разрешается использовать, исходя из техники безопасности, только в станках с механической подачей, когда закрепленные на них ножи толстые. В крупные ножевые валы закрепляется разное количество ножей, зависящее от скорости подачи заготовки и требуемой шероховатости. Их число меняется от двух до двадцати, но в деревообработке используется и много цельных фрез, которые применяются тогда, когда нужно обеспечить глубокое профильное фрезерование или когда диаметр резания мал. В первом случае это концевые фрезы.

Сверление не относится к базовым способам резания (таким как пиление или фрезерование), но распространено достаточно широко. Этот процесс механической обработки используется для образования в древесных деталях цилиндрических отверстий или гнезд, используемых для соединения деталей в узлы и изделия.

Сверла –сложный инструмент. Они бывают с цилиндрическим или винтовым телом. Последние наиболее удобны, особенно при глубоком сверлении. Конструкций сверл очень много, но все они делятся на две основные группы–с подрезателем и направляющим центром и с конической заточкой. В деревообработке используются также зенкеры для частичной обработки отверстий, их рассверливание или для образования фасонных углублений в древесине. Крепятся сверла и зенкеры в патронах сверлильных станков различных конструкций. самый простой – патроны со стопорным винтом, но в нем можно крепить сверла с одним диаметром хвостовины. Более предпочтительны самоцентрирующиеся патроны (двух или трехкулачковые). Для формирования гнезда строго прямоугольной формы используют долбежные цепочки. Они состоят из резцов, закрепленных на звеньях цепочки, которые надеваются на направляющую линейку и звездочку.

Для сверления отверстий в деревянных деталях применяются сверлильные станки. Они бывают одно и много шпиндельными, позиционными и проходными. Одно шпиндельные станки бывают горизонтальные и вертикальные, и как правило позиционные. Более распространены станки первого типа , которые имеют как ручное подвигание сверла, так и механическое. При сверлении деталь зажимается механически.

Шлифование. Различают шлифование древесины и древесных материалов и шлифование лакокрасочных покрытий. Для шлифования применяют абразивные материалы–природные или искусственные в виде зерен с острыми кромками. Абразивные зерна шлифуют поверхности древесины или лака путем срезания неровностей или их стирания. При этом образуется тончайшая стружка размерами близкими к размерам частиц пыли. Абразивную обработку путем стирания неровностей обычно называют полированием.

Шлифование в деревообработке, как правило, производится абразивными зернами, закрепленными на ленте специальными клеями или связанными в одно тело, представляющий собой шлифовальный инструмент. Полирование может выполняться абразивами на ленте или свободными абразивами, содержащимися в пастах.

Основное предназначения шлифования–придание поверхности детали нужной гладкости. Но в последнее время шлифование все шире используется для размерной обработки, особенно деревостружечных плит. Инструмент для шлифования может быть в виде шнуром, лент, кругов, цилиндров, дисков. Он является многолезвийным инструментом с очень большим количеством зерен–резцов, у каждого из которых имеется несколько режущих кромок. Зерна изготавливаются в основном из электрокорунда или карбида кремния. У абразивного инструмента есть одно очень важное свойство, заметно отличающее его от других видов режущего инструмента, – самозатачиваемость. Суть этого явления заключается в том, что от абразивных зерен из–за их хрупкости и под действием силы резания откалываются кусочки, и зерна вновь становятся острыми. Но еще более важно самозатачивание в связи с затуплением (выкрашиванием) отдельных зерен. Естественно ,что на затупившееся зерно действует большая сила резания и связка его удержать не может. У абразивных инструментов есть и неприятное свойство–засаливание, причина которого – забивание промежутков между зернами пылью, образующимися при шлифовании.

Лущение – это бесстружечное резание древесины, которое встречается очень редко, и является основой производства фанеры и строганного шпона. При лущении получают тонкую ленту древесины из бревна (чурка) путем непрерывного срезания слоя (шпона) на подобие разматывания рулона бумаги. Чурку сообщается вращательное движение, а рез , срезающему шпон, –поступательное в направлении радиуса чурки. Шпон имеет достаточную прочность для последующей переработки, но она ниже (в два – три раза) , чем прочность тонких дощечек, полученных пилением. Особенно низка прочность в направлении поперек волокон, что объясняет наличие в шпоне трещин, образующихся при его срезании. Улучшается качество шпона при обработке древесины непосредственно в зоне контакта лезвия ножа с древесиной. Поверхность шпона достаточно гладкая, высота неровностей 200–300 мкм. При производстве шпона необходима специальная гидротермическая обработка чураков: они прогреваются в теплой воде или паром. Лущат шпон на лущильных станках. Большие размеры шпоны, необходимость получения его точным по толщине обуславливает создание сложных и тяжелых шпонострогальных станков.





.






Сушка древесины.

В любом срубленном дереве имеется влага, необходимому любому дереву для перемещения влаги, питательных веществ. При отмирании дерева влага способствует разложению древесины, т.е. гниению. Удаление влаги приводит к усадке древесины, т.е. к сушке. Таким образом, понятно, что для повышения качества изделия и их долговечности древесину необходимо сушить.

Сущность сушки заключается в обезвоживании древесины. Наиболее очевидный прием–удалить влагу из древесины при ее нагревании, при котором происходит превращение воды в пар. Известно, что в парообразном состоянии объем воды увеличивается в 1000 раз. При таком увеличении своего объема влага интенсивно выделяется из древесины. После сушки древесина приобретает ряд ценных свойств: повышаются ее механические характеристики (предел прочности, модуль упругости и др.), улучшаются ее технические свойства (прочность склеивания, гладкость поверхности при технической обработке и др.), уменьшается электропроводность. При понижении влажности происходит естественное уменьшение массы древесины, что очень важно при ее транспортировке. Уменьшение влажности древесины существенно улучшает ее пропитываемость, что имеет большое значение при консервации древесины. Обобщая сказанное можно сделать вывод, что сушка–один из фундаментальных процессов на пути превращения древесины из природного сырья в промышленный материал для разнообразных изделий – от мебели и домов до спичек и лыж. В деревообработке различают массовую сушку и технологическую сушку. Сушка пиломатериалов производится естественным образом, на открытом воздухе ( атмосферная сушка) или в отдельных сушильных камерах (камерная сушка), или при комбинировании этих двух способов.

Сушка–одно из самых неприятных свойств древесины, приводящие к сложностям при ее сушки и эксплуатации. Она, в сущности, является основной причиной коробления досок, заготовок, деталей, деформации отдельных элементов. Сушка вызывает ослабление шпоновых соединений: если древесину не досушивают, то она досыхает в изделии, размеры ее меняются и клеевое соединение разрушается. Еще одно последствие у сушки – растрескивание древесины, возникающее в торцах досок (заготовок), и по пластам внутри досок. Избавится от коробления и растрескивания можно только при правильном ведении сушки.

Отделка древесины.

Часть окружающих нас изделий из древесины и древесных материалов эксплуатируется в отделанном виде ( мебель, окна, двери, полы), часть без отделки ( столбы, заборы и др.)

Под отделкой древесины следует понимать обработку ее поверхности, направленную на защиту изделия от воздействия окружающей среды и улучшения его внешнего вида (декоративности). Таким образом, к отделке можно отнести резьбу по дереву, различные инкрустации, покрытие древесины различными пленками и лакокрасочными материалами.

Лакокрасочные покрытия бываю прозрачными и непрозрачными. Особенность прозрачных покрытий в том, что они закрывают красивую текстуру древесины. Поэтому необходимо чтобы покрытие не меняло цвета древесины или усиливало бы его. Непрозрачные покрытия применяются в изделиях, в которых древесина не отличается красивой текстурой, поэтому открывать ее не стоит, а также когда нужна высокая защищающая способность покрытия. Пленочное покрытие может быть разных видов. Его следует относить к непрозрачным видам покрытий. Пленки могут быть на основе бумаг, пропитанных смолами и с напечатанным рисунком, или в виде пленок с полимерных пленок с рисунком, имитирующих например текстуру древесины.

Покрытия многослойны в их состав входит несколько компонентов. Прозрачное покрытие может состоять из одного или нескольких слоев лака. Если натуральный цвет древесины нужно изменить, ее поверхность предварительно обрабатывают красителем. Для уменьшения расхода лака поверхность покрывают слоем недорогого состава–грунтовкой. Но в данном случае операция грунтования не должна приводить к закрытию текстуры, к изменению ее цвета. Цель лучше достигается, если в грунтовку вводится парозаполнитель. Дефекты на поверхности заделывают специально подобранными по цвету древесины составами–шпаклевками.

Непрозрачное покрытие может быть получено нанесением на поверхность нескольких слоев кроющей, непрозрачной краски. Расход краски уменьшают, предварительно покрывая отделывающую поверхность грунтовкой. Слои грунтовки и краски полностью покрывают текстуру и цвет древесины, но не могут скрыть возможные крупные дефекты на ее поверхности. В этом случае так же применяют шпатлевание. Все используемые в деревообработке отдельные покрытия представляют собой достаточно сложные композиции из более простых веществ. Имеется множество типов и марок жидких лакокрасочных и пленочных материалов. Заметим лишь, что требования к лакокрасочным материалам достаточно сложные. Наиболее распространенный способ нанесения лакокрасочных материалов пневмораспыление. Инструментом здесь служат специальные распылители. Этот способ прост и универсален, поскольку лакокрасочные материалы можно наносить на изделия любых размеров и форм и недостатки, основной из которых – большой расход растворителей и самого лакокрасочного материала. Несколько улучшает дело безвоздушное (механическое) распыление специальными форсунками, в который лакокрасочный материал подается под значительным статическим давлением. Расход краски на 10–15% меньше, чем при пневмораспылении но качество покрытий лучше. В ряде случаев лакокрасочные материалы можно наносить поливом. На плоские ,гладкие поверхности деталей лакокрасочные материалы можно так же наносить вальцами. Шпатлевки и порозаполнители наносятся, как правило, другими способами чем описанные выше. Если необходимо сплошное шпатлевание, то материал в жидком виде наносится вальцами на поверхность детали, затем сушится и шлифуется. Если нужно местное шпатлевание, то густая шпатлёвочная масса наносится в углубления вручную и еще в сыром виде разравнивается шпателем. Порозаполняющие составы так же наносят вальцами. Методы и оборудование для облагораживания поверхности готовой лаковой пленки. Принципиально могут быть три вида структуры этой поверхности–шелковистая, глянцевая, матовая.

Поверхность покрытия в большинстве случаев достигается шлифованием. В этом случае, когда покрытия способны растворяться, выравнивать поверхности можно тампоном, смоченном в растворителе. Последний способ чаще всего используется для криволинейных поверхностей. Шлифование имеет большое значение для выравнивания, уменьшаются микронеровности до размеров, когда покрытие уже можно полировать. Высота неровностей перед полированием не должна превышать 2мкм. Большое значение имеет направление шлифования–оно должно быть перекрестным. Поверхность является зеркальной, если величина неровностей на ней меньше половины длины волны видимого света, т.е. менее 0,2мкм. После шлифования остаются неровности, высота которых может доходить до 2мкм. Эти неровности удаляются полированием, которое выполняется пастами.

Полировочные пасты представляют собой смесь абразивных порошков с жидкой и твердой связкой. Полирование производится на ленточных или барабанных станках. Рабочий инструмент на них мягкий тенетиль , сукно на которые наносится паста. Иногда, чтобы избежать тмим, барабану придается осциллирующее движение, т.е. медленное возвратно–поступательное движение вдоль оси барабана.


Заключение

В заключение хочу отметить, что пройдя первую ступень обучения, нельзя останавливаться на достигнутом нужно непрерывно повышать свою квалификацию, совершенствовать свои знания и навыки, по занимая всё лучшее у товарищей по работе и особенно опыт лучших школ. Какой бы основательной ни была подготовка учителей труда в институтах, её нельзя считать завершенной, известно, что современное производство развивается очень быстрыми темпами. Происходит непрерывное совершенствования орудия труда, технологических процессов. Это должно в той или иной мере найти отражение в трудовом обучении. Следовательно, учитель труда должен непрерывно усовершенствовать свою учебную и практическую деятельность

Казахская народность сложившаяся на рубеже XV - XVI веков стала преемницей и наследницей материальной и духовной культуры племен, издревле обитающих на бескрайних просторах Казахстана.

Истоки народных промыслов и ремесел казахов исходят вглубь веков. О существовании ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана свидетельствуют археологические находки костяных, каменных, и глиняных пряслиц.

Юрта является величайшим изобретением кочевников Евразии, была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем. Домашние промыслы казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя в основном нужды людей, то есть были частью натурального хозяйства, продукция почти не попадала на рынок. Таким образом, продукция домашней промышленности потреблялась внутри натурального хозяйства и создателями большинства изделий являлась женская часть семьи. Женские домашние промыслы стали составной частью натурального хозяйства.

Казахский ремесленник не прерывал своих связей с аулом, часть его семьи по-прежнему занималась скотоводством или земледелием. Как только человек в течение нескольких лет получал за свои изделия необходимое количество скота для прожиточного минимума, он сразу же возвращался к своему прежнему занятию - скотоводству, однако, до конца не порывая с ремеслом.

Плодотворное влияние на развитие ремесел казахов оказали переселенцы из России, среди которых было не мало настоящих знатоков своего дела.

В конце XIX - начале XX веков из России усилился поток промышленных товаров, с которыми изделия казахских ремесленников не могли конкурировать.

Для изделий казахских ремесел главенствующим была форма товарного обращения, на рынок они поступали в незначительном количестве. Внутри отдельных ремесел не существовало разделение труда, а между некоторыми они были незначительными. Например, ремесленник по выделке деревянного каркаса юрты совершал сам весь цикл производства от заготовки древесины до выделки различных деталей. Были специалисты по выделке седел, посуды, мебели музыкальных инструментов. Всё это тесно связано с декоративно - прикладным искусством, и не каждый деревообделочник мог орнаментировать бытовой предмет. Например, мастер по выделке ковра для продуктов вполне мог сделать подставку под вещи.

Примеров сравнительно - исторического анализа домашних промыслов и ремесел казахов, народов Средней Азии и Алтая, Сибири, Монголии, дающих аналогии и отличия значительно больше того, чем перечислено. Основной вывод, заключается в том, что домашние промыслы и ремесла являются наследием предшествующих поколений, что во все времена шел процесс развития различных видов промыслов, основанных на вековых традициях, этнокультурных взаимовлияний с отдельными народами.

Рассмотренные темы обучения декоративно прикладного искусства, дают возможность учителю те, которые отвечают тем или иным условиям школы.

Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение.

Декоративно прикладного искусства открывает им возможность для разносторонней деятельности, для применения своих сил. При создании изделия декоративно прикладного искусства решения художественно-творческих задач органические сочетается с овладением трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материала.

Результаты приносят школьнику удовлетворение, оказывая глубокое эмоциональное воздействие. Творческий процесс по созданию изделий декоративно прикладного искусства, например Ожау, как в моей работе носит воспитывающий и обучающий характер об истории и быте кочевого народа. Дети на практике применяют знания и навыки не только по изобразительному искусству, черчению, труду, но и по многим другим дисциплину литературы, истории.

При этом у ребят развивается, то особое чувство материала, его технических и художественных возможностей, которые являются критерием разбитного художественного вкуса.

Школьники узнают, что каждый материал требует лишь ему присущей меры стилизации и обобщения, что накладывает свой отпечаток на решение художественного образа.

Выработка у школьников «чувство материала» умение выставить декоративную сущность различных материалов - одним из активных путей воспитания эстетического вкуса.

У школьников появляется желание и потребность трудится. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вырастает желание вновь испытывать чувство радости процесса и результатов.

Таким образом, декоративно прикладное искусство в школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важными.

Занятия декоративно прикладным искусством связаны с приобретением и совершенствованием трудовых навыков и играют серьёзную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудном воспитании учащихся; нередкие случаи, когда детские увеличения становятся профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности.

Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям своего детства.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обработка древесины

Автор: Касенов Кенжебай Касымович

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ."
    ["seo_title"] => string(33) "tiekhnologiiaobrabotkidrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "268602"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450651453"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная обработка древесины" "
    ["seo_title"] => string(95) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "124170"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414654460"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Художественная обработка древесины"
    ["seo_title"] => string(39) "khudozhiestviennaiaobrabotkadrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "259223"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448694643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesin_1"
    ["file_id"] => string(6) "366695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481054648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Художественная обработка древесины»."
    ["seo_title"] => string(43) "khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "303583"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457549577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства