Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Экология природы - экология души"
Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Экология природы - экология души"
Обобщение опыта работы учителем биологии Морозовой Ниной Григорьевной по теме: «Экология природы - экология души» В МОУ «Новинская СОШ» проводится воспитательная работа по теме «Экология природы - экология души Цель:-воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной эколого-экономическими знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению;-создание системы отношений, осуществляющих гуманизацию воспитательного процесса на каждом возрастном этапе с целью реализации способностей уч-ся в основных сферах деятельности.Работа реализовывается по пяти направлениям:- патриотизм;-нравственность;-здоровье;-коммуникативность;-экология.Каждое из которых имеет программу:«Я - гражданин России», «Как прекрасен этот мир», «В здоровом теле - здоровый дух», «Вместе», «Хочу всё знать», цели и задачи, при их составлении учитывался возрастной уровень воспитанников.
На 2013-2014 учебный год перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
Способствовать формированию культуры отношений к природе и с природой.
Создать условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных условиях.
Создать условия для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Реализация поставленных задач осуществлялось через планомерную работу классных руководителей, работу кружков, органа детского самоуправления, организаций дополнительного образования: сельский ДК, библиотеку, медпункта.
Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Творческий потенциал учителей и классных руководителей, оборудованные и оснащённые актовый и спортивный зал – всё это позволяло проводить мероприятия на высоком профессиональном и эмоциональном уровне. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного направления, формы проведения их различны.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы, воплощенной в программе «Как прекрасен этот мир». Учащиеся ухаживают за пришкольным участком, выращивая овощи для школьной столовой, обеспечивая этим бесплатное питание. Таким образом, воспитывается ещё трудолюбие, даются основы экономики. Каждый класс оформляет свою клумбу, затем выращивает цветы на ней, что развивает эстетический вкус, чувство ответственности. Школьники ухаживают за сельским родником, при школе работают кружки «Юный эколог», «Цветоводство», «Комнатное цветоводство».
В нашей школе создан удивительный по красоте «Зимний сад», который располагает амечательной коллекцией растений: тропических и субтропических и суккулентов. Коллекция растений постоянно пополняется и обновляется новыми экземплярами.
Зимний сад существует с 2003 года. В нем насчитывается более 200 видов растений. Это гордость нашей школы!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Экология природы - экология души" »
Обобщение опыта работы учителем биологии
Морозовой Ниной Григорьевной
по теме: «Экология природы - экология души»
В МОУ «Новинская СОШ» проводится воспитательная работа по теме «Экология природы - экология души»
Цель:
-воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной эколого-экономическими знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению;
-создание системы отношений, осуществляющих гуманизацию воспитательного процесса на каждом возрастном этапе с целью реализации способностей уч-ся в основных сферах деятельности.
Работа реализовывается по пяти направлениям:
- патриотизм;
-нравственность;
-здоровье;
-коммуникативность;
-экология.
Каждое из которых имеет программу:
«Я - гражданин России», «Как прекрасен этот мир», «В здоровом теле - здоровый дух», «Вместе», «Хочу всё знать», цели и задачи, при их составлении учитывался возрастной уровень воспитанников.
На 2013-2014 учебный год перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
Способствовать формированию культуры отношений к природе и с природой.
Создать условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных условиях.
Создать условия для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Реализация поставленных задач осуществлялось через планомерную работу классных руководителей, работу кружков, органа детского самоуправления, организаций дополнительного образования: сельский ДК, библиотеку, медпункта.
Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Творческий потенциал учителей и классных руководителей, оборудованные и оснащённые актовый и спортивный зал – всё это позволяло проводить мероприятия на высоком профессиональном и эмоциональном уровне. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного направления, формы проведения их различны.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы, воплощенной в программе «Как прекрасен этот мир». Учащиеся ухаживают за пришкольным участком, выращивая овощи для школьной столовой, обеспечивая этим бесплатное питание. Таким образом, воспитывается ещё трудолюбие, даются основы экономики. Каждый класс оформляет свою клумбу, затем выращивает цветы на ней, что развивает эстетический вкус, чувство ответственности. Школьники ухаживают за сельским родником, при школе работают кружки «Юный эколог», «Цветоводство», «Комнатное цветоводство».
В нашей школе создан удивительный по красоте «Зимний сад», который располагает амечательной коллекцией растений: тропических и субтропических и суккулентов. Коллекция растений постоянно пополняется и обновляется новыми экземплярами.
Зимний сад существует с 2003 года. В нем насчитывается более 200 видов растений. Это гордость нашей школы!
Идея создания Зимнего сада принадлежит учителю географии Калединовой Валентине Петровне и директору школы, учителю биологии Морозовой Нине Григорьевне. Первоначальное количество растений Зимнего сада было невелико. Это были, в основном, растения, перенесенные со школьных кабинетов, некоторые растения были принесены самими учителями, жителями с.Новинка, родителями или выращенные для уличных условий, по волею судьбы, оказавшихся здесь. В каком бы городе не оказалась Нина Григорьевна она обязательно привозила оттуда растения это: Волгоград, Саратов, Пермь, Брянск, Анапа, Германия и др. Созданный Зимний сад является живой лабораторией кабинета биологии и кружковой работы.
В 2006 году глава администрации Жирновского муниципального района выделил 50 000, 00 рублей на ремонт кабинета для Зимнего сада, благодаря чему он и превратился именно в тот уютный уголок нашей школы, которым сейчас и является. Площадь сада- 64 кв.м. На базе Зимнего сада проводятся экскурсии, интегрированные уроки, классные часы, осуществляется проектная деятельность учащихся, работают кружки «Юный эколог», «Биолог», «Цветоводство», «Комнатное цветоводство». Школьники имеют возможность вести наблюдения за растениями, ухаживать, выращивать растения самостоятельно. Учащиеся начальных классов проводят уроки окружающего мира с привлечением экскурсоводов Зимнего сада. Зимний сад регулярно принимает гостей из школ района, городов Саратова, Волгограда, Германии, друзей, родителей и выпускников, детские сады.
Все растения сфотографированы, имеют свой паспорт и занесены в каталог, составлено портфолио.
В настоящее время вместе с учениками ухаживают за растениями Морозова Нина Григорьевна, учитель биологии, директор школы и Новоскольцева Валентина Григорьевна учитель истории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зимнем саду появились не только традиционно выращиваемые комнатные растения, но и экзотические. Наш Зимний сад пополняется и благоустраивается , проводятся экскурсии по экологической тропе; ежегодно проводятся школьные конференции на тему экологического воспитания. Вся эта работа проводится под руководством директора школы Морозовой Нины Григорьевны и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Новоскольцевой Валентины Григорьевны.
В течение учебного года проводились мероприятия, воспитывающих бережное отношение к природе, ко всему живому, например: спектакль «Сердце природы» (5-9 кл), «Земля- наш дом родной», путешествие по экологической тропе «Лесная аптека» (1-5 классы), «Цветы мне нежно улыбались» -экологический праздник (8-11 классы), экологические викторины, КВНы, конкурсы плакатов на тему: «Бросим природе спасательный круг», устный журнал «Памятники животным» и др. В школе оформлена серия стендов по экологии: «Зеленый мир», «Живи, родник, живи», «Место, где я чувствую себя счастливым», «Чистая область».
Ежегодно наша школа принимает участие в районном экологическом слёте, добиваясь хороших результатов. Накопленный опыт был основанием для того, что на базе нашей школы проводился районный экологический слёт и МО учителей-биологов. Неоднократно занимали 1 место в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков, в районном конкурсе «Лучшая школа на территории Жирновского муниципального района».
Следующим направлением, по которому работает школа, - это здоровьесберегающее.
С 2010 учебного года коллектив школы работает по реализации составленной инициативной группой педагогов перспективной программе «В здоровом теле - здоровый дух». Это программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям (блокам): блок организационных мероприятий, блок активного двигательного режима школьников, блок пропаганды ЗОЖ, блок организации работы с родителями и общественностью, блок работы с медиками, блок профилактики вредных привычек, наркомании, СПИДа.
Организуется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Два раза в четверть в каждом классе проводятся занятия по правилам дорожного движения. В школе создана и работает агитбригада «Светофорчик», оформлен стенд по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасное колесо».
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При написании сценариев, способности детей и тот объём знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, который дети владеют.
В школе создана неплохая материально-техническая база и система оздоровительной работы, которая включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, медицинское направления, образовательную и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическую работу по охране труда и технике безопасности и работу комиссии по оздоровлению, по организации питания учащихся и контролю за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдением.
Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентированию у них ориентации на ЗОЖ и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся.
Постоянными стали витаминизация и профилактика вирусных заболеваний. На урока для снятия напряжения и психолого - эмоциональной нагрузки проводятся динамические паузы, а также физкультминутки, на уроках информатики - комплекс упражнений гимнастики глаз.
В школе работает спортивная секция по игре с мячом: футбол, баскетбол, волейбол (9 часов в неделю) и кружок «Пешеходный туризм» (руководитель Бахшиян Е.В.).В последнее время значительно увеличилось количество детей, занимающихся в кружках. Учащиеся добиваются прекрасных спортивных успехов во многих районных состязаниях. Большая работа ведётся классными руководителями. В течение учебного года каждый класс неоднократно участвует во внутришкольных спортивных соревнованиях.
Занятия в кружках, спортивные соревнования, турпоходы, дни Здоровья укрепляют и поддерживают здоровье детей.
Здоровый дух и тело укрепляют кружки: «Юный эколог» и «Основы военного дела», спортивные секции.
Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения, и наша задача - увлечь ребят и создать все условия для этого. Систематическое изучение резервов свободного времени учащихся помогает нам сделать процесс воспитания управляемым.
В школе всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию. С этой целью разработана программа: «Я - гражданин России». Одно из центральных мест программы занимает сотрудничество с ветеранами войны и труда, вдовами ветеранов, детьми Сталинграда, для которых школа проводит встречи, концерты-поздравления в День Победы, День Сталинградской битвы. Доброй традицией в школе стало проведение в День Сталинградской битвы Урока Мужества и организация Вахты Памяти (почётный караул у стенда участника Сталинградской битвы Калединова М.А. и воина, погибшего в Чечне 4 февраля 2000г., Бимбетова Булата).
За годы сотрудничества установились тёплые отношения между ветеранами коллектива педагогов и учащимися. В результате этого собран материал и оформлен краеведческий уголок, тематические альбомы и стенды, посвященные участникам-землякам Великой Отечественной и чеченской войны.
Такие мероприятия воспитывают чувство гордости за односельчан, ответственности за честь фамилии, осознании истории страны, села и семьи как части истории народа.
В рамках этой же программы в школе работает кружок «Основы военного дела» (руководитель Новоскольцев А.А.). Совместно с руководителем спортивных кружков Бахшияном Е.В. ежегодно проводится военно-спортивные игры «Зарница» (5-11классы) и «Зарничка» (1-4 классы), готовящие школьников к будущей воинской службе.
Программа «Я – гражданин России» реализуется и по линии ДО «Родник», работающей по теме: «Школа народных традиций».
Ребята знакомятся с традициями и обычаями русского народа, с его фольклором, народными промыслами. Они разучивают народные игры, изучают обряды. Очень нравятся школьникам исконно-русские праздники: «Рождество» с колядками, крещенские поверья и гадания, проводы зимы с многочисленными играми, соревнованиями, частушками и блинами, весёлая игра «У заставы богатырской», «Праздник русской берёзки», «Конкурсы матрёшек» и др. Так воспитывается в детях русский дух, уважение к русским традициям, к истории родного края, пробуждается их любознательность и творчество. В 2008году в школе создан музей истории села. Основатель и руководитель – Чернова Павлина Ивановна. В настоящее время руководитель музея - учитель истории Новоскольцева Валентина Григорьевна. Ученица 11 класса Кальдина Ксения неоднократно занимала призовые места экскурсоводов в районе. В феврале 2013 года Ксения заняла 3 место в областном слете лучших школьных музеев в конкурсе экскурсоводов в г.Волгограде, посвященном 70-летию победы Сталинградской битвы «Пусть не прервется связь времен».
В рамках программы «Хочу всё знать!» (направление «Интеллект» ежегодно проводятся Недели наук, внутришкольный конкурс «Эрудит» по возрастным ступеням, оформлен стенд с фотографиями отличников и хорошистов. Интересны школьникам интеллектуальные игры: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Клуб знатоков», «Интеллектуальное казино» и др. Темы разнообразны. Во время школьных мероприятий вывешиваются тематические викторины, кроссворды, развивающие любознательность. Победители награждаются грамотами. Проводятся заочные путешествия, экскурсии, например: «На Мамаевом кургане тишина» и др.; организуются просмотры документальных и научно-популярных видеофильмов.
Учащиеся принимали участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
С целью развития коммуникативности учащихся работает программа «Вместе».
Школа успешно сотрудничает с сельским ДК, библиотекой, администрацией Новинского сельского поселения. Это сотрудничество приносит хорошие результаты. Оно развивает интеллектуальный уровень детей, творческие способности, служит пропаганде здорового образа жизни, воспитывает активную жизненную позицию учащихся. На районных конкурсах по вокалу, танцам учащиеся нашей школы занимают призовые места.
За последние годы накоплен опыт взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода к семье и каждому ребёнку.
В основу работы были положены принципы:
-сотрудничество родителей и педколлектива школы;
- ответственность родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Многие школьные дела проводились вместе с родителями: новогодние праздники «Зимняя сказка» (1-4 классы), «Украденная снегурочка»(5-11 классы), выпускной бал «До свидания школа» (9,11 классы), прощание с Азбукой, прощание с начальной школой, «Золушка-2013» (4-5 классы). На каждом празднике родители были самыми желанными гостями в школе, дети их ждали, готовились к их приходу, сопереживали успехи и неудачи.
Планируя работу с родителями, мы учитываем не только их заинтересованность, но и социально-психологическую совместимость, выявленную в результате анкетирования и тестирования.
Учителя школы значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Их научно-методический багаж ежегодно пополняется благодаря работе МО классных руководителей, на которых проводятся семинары, творческие мастерские, благодаря самостоятельной деятельности учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства.
Доброй традицией стало ежегодное проведение торжественных линеек, посвящённых «Дню Знаний» и «Последнему звонку», являющиеся ярким праздником для всего села. Посвящение в первоклассники – это волнующий момент в жизни ребёнка, он рождает и ответственное отношение к учёбе, и уважение к учителям, и чувство гордости и ответственности за школу.
В детских коллективах преобладает атмосфера сотрудничества и содружества.
Взаимоотношения учащихся отличаются искренностью и сопереживанием. Учащиеся активно участвуют в управлении школой через детскую организацию «Родник», высшим органом управления которой является Совет командиров. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Ученики входят также наравне с родителями и педагогами школы в совет школы, что позволяет им вместе с взрослыми решать важные для школы вопросы.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребёнка. На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы не состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
В последние годы создан информационный банк данных по вопросам создания воспитательных систем, оформлен методический кабинет с отделом по воспитательной работе, где собран и обобщён богатый опыт работы учителей и классных руководителей. Информационный банк отвечает современности и активно используется в реализации воспитательных программ.
В течение 2013-2014 учебного года реализованы многие воспитательные задачи по намеченным направлениям.
Особенно удачной была работа по экологическому (сюда же включается и трудовое воспитание), патриотическому, здоровье сберегающему и нравственному воспитанию. Хорошо работает программа «Вместе».
С целью полной реализации всех программ необходимо планировать больше мероприятий по направлению «Интеллект», стремясь поднять престиж хорошо образованного, знающего человека, имеющего широкий кругозор, востребованного современным обществом.
Кроме этого, важно уделить внимание воспитанию этики поведения и включить в план больше мероприятий, выявляющих творческие способности учащихся.
В новом 2014-2015 учебном году планируется продолжение воспитательной работы по данным направлениям и теме: «Экология природы - экология души». В связи с этим педагогический коллектив ставит следующие цели:
1. Воспитание физически и духовно здорового человека, высоконравственного гражданина России, способного адаптироваться и самореализоваться в современном мире, осознающего потребность в постоянном повышении интеллектуального уровня, экологически и экономически грамотного, востребованного современным обществом.
Задачи:
содействовать формированию благоприятного эмоционального - психологического и нравственного климата с целью развития всех творческих и интеллектуальных потенциалов личности;
формировать активную жизненную позицию, осуществлять личное развитие, коммуникативность школьников в процессе игрового взаимодействия;
совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
воспитывать чувство патриотизма; воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной системы, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни;
формировать потребность в повышении интеллектуального и этического уровня учащихся;
продолжить работу по экологическому и трудовому воспитанию, по профориентации, с целью выполнения социального заказа населения;
продолжить работу по воспитанию высоконравственных начал каждой личности.