Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме " «Организация работы с текстом на учебных занятиях по русскому языку в рамках подготовки к ГИА»»
Секционное заседание августовского совещания педагогов города Нижневартовска
предметных областей «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».
Мастер-класс
«Организация работы с текстом на учебных занятиях по русскому языку в рамках подготовки к ГИА»
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Древняя китайская мудрость.
Как известно, государственная итоговая аттестация по русскому языку проверяет сформированность трех видов компетенций – лингвистическую, языковую и коммуникативную. Эти компетенции и определяют структуру и содержание КИМ. Отсюда следует, что одной из актуальных проблем для учителя является подготовка выпускников к единому государственному экзамену.
Материалом для комплексного повторения может служить текст как основная дидактическая единица. Тексты могут содержать материал для языкового осмысления, формирования культуры речи, решать определённые воспитательные задачи. Многие задания к тексту формируются в форме вопросов, приглашающих школьников вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, «языковую ткань» текста.
Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.
В своей работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использую методическое пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» под редакцией Малюшкина А.Б. Рабочая тетрадь включает тексты, различные по стилю и типу, что соответствует программе по развитию речи для 5- 9 классов общеобразовательных школ.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие умения и навыки.
Начальный этап работы лучше проводить коллективно. Дальнейшая работа- по выбору учителя: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.
Данные тексты или часть их можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения.
Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся, которые оцениваю отдельно. В конце каждой комплексной работы отведена страничка для работы над ошибками, которую учащиеся обязательно выполняют после проверки.
Преимущество комплексного анализа текста :
в ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов русского языка;
в тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста;
предложены все виды разборов;
тексты являются образцовыми в идейно- тематическом и языковом отношении, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка;
тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены;
тексты можно составлять для сильных, средних и слабых учащихся.
Комплексный анализ на уроках.
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину.)
Озаглавьте текст.
Тема текста
Основная мысль текста
Стиль текста
Тип текста
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова еще
Найдите и выпишите из текста эпитеты
Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает
Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
В 6 классе работа с текстом продолжается. Вводится понятие о разговорном и книжном стилях речи, их отличии и сфере употребления. Ученики получают знания о языковых особенностях официально-делового стиля речи. В целях обучения комплексному анализу текста шестиклассникам могут быть предложены карточки с заданиями, близкими к аналитическим, но более, простыми для выполнения.
Карточка с заданием.
Белой ромашки полотна Алой расшиты гвоздикой; Стелется лютик болотный О бок с травой повиликой. Всюду цветы за цветами; Зреют, колышутся травы; Бьет1 мне поклоны ветвями Лес многошумно-кудрявый. Вот колокольчики2 строем; А по зеленым по склонам Все заросло зверобоем, Золотом зрея1 червонным. Экое всюду раздолье!7 Что за простор пред глазами!..7
Запишите стихотворение поэта А. Коринфского, начиная каждую стихотворную строку с большой буквы и соблюдая строфы.
На какую тему написано стихотворение? В каких строках заключена основная мысль стихотворения?
Перечислите (письменно) цветы и травы, которые привлекли внимание поэта. Известны ли они вам? Продолжите список другими названиями лесных и луговых цветов и трав.
Продиктуйте свой список цветов и трав одноклассникам. Предложите им дополнить его другими названиями.
Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Какую роль они играют в поэтическом тексте?
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. (Обратите внимание: фразеологизм бьет поклоны обозначается как один член предложения — сказуемое.)
Объясните указанные орфограммы. Распределите слова по названиям (видам) орфограмм.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Поделитесь с товарищами своим впечатлением от прочитанного стихотворения. Работа с карточкой позволяет нам, с одной стороны, проверить знания и умения ученика , а, с другой стороны, подготовить его к выполнению комплексного лингвистического анализа текста. В 6 и 7 классах такой анализ удобно проводить после изучения каждой части речи в разделе «Морфология».
В 7 классе вводится понятие о публицистическом стиле, его признаках и жанрах. Ребята создают текст, написанный в публицистическом стиле – сочинение-рассуждение на тему: « Люби и охраняй природу». Продолжается работа по карточкам.
Карточка с заданием.
Общение — это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени.
Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми. Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек всегда найдет в другом хорошие качества, которые делают его интересным. Это не просто — открыть изюминку в каждом нашем знакомом3, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше3 лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает6 признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее — отличный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей!
(А. Кочетов)
Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.
Что нового и полезного для себя о правилах общения вы узнали из этого текста?
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Запишите первое и последнее предложения третьего абзаца, обозначьте в них грамматические основы, подчеркните наречия как члены предложения. Что общего вы можете отметить в этих предложениях? Чем они различаются?
Объясните значение фразеологизма мастер на все руки.
Укажите главные слова в данных словосочетаниях.
В 8 классе мы дополняем знания по анализу текста понятиями о цепной и параллельной связи предложений в тексте. Программа по русскому языку в 8 классе не оставляет времени для работы по карточкам, поэтому комплексный анализ текста можно предлагать в качестве итогового контроля.
Комплексный анализ на уроках.
Искусство живописи пр..шло на Русь из Византии (в) месте с христианской религией. Первые иконы были пр..везен..ы готовыми. Это бес.порно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь» хранящаяся ныне в Третьяковской галере.. . Писал ее, по преданию или по л..генде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону пр..везли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Пр..везен..ые иконы можно было размножить для все новых и новых церквей развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для п..сания фресок.
Ж..сткая, суровая, аскетическая м..нера письма постепен..о см..гчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. (В) место сухого канона и догмы появилось живое чу..ство (не) посредствен..ости, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения. После Куликовской битвы к этому присоединилось так (же) могуч.. чу..ство самос..знания.
(В. Солоухин.)
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста
Основная мысль текста
Стиль текста (докажите свое мнение).
Тип текста (докажите свое мнение).
Расставьте всего два недостающих знака препинания. Вставь те, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова ее;
Определите лексическое значение слов: фреска, аскетический
Докажите, являются ли слова догма и канон синонимами. Определите лексическое значение данных слов.
Выпишите из текста слова с приставкой при- , объясните условие выбора данной орфограммы.
Найдите в тексте краткое причастие и произведите его морфологический разбор.
Определите способ связи между следующими предложениями текста:
и 2
и 3
и 4
Подчеркните в тексте несогласованные определения и приложения как члены предложения.
Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор.
9 класс. Комплексный анализ на уроках.
В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубовка Березовка. Тут все ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть ел..жнее задача. Село ОрловеЯ родился, в этом селе и конечно где (то) лет в десять задаваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов.Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..) когда селом правил барин Орлов. С возр.хтом инт..рес к такого рода исследованиям (не) проп..дает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всем что к.халось села. Я обнаружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) удалось док..паться.
Иногда (не) надо много усилий что (бы) докупаться до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. скопилось много любопытных названий.
(По В. Пескову.)
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста
Основная мысль текста
Стиль текста (докажите свое мнение).
Тип текста (докажите свое мнение).
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Запишите ряд однокоренных слов к собственным наимено ваниям.
Произведите фонетический разбор слова конечно:
Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
Выпишите из текста 2—3 примера слов, соответствующие схемам:
Произведите морфологических разбор слова Орлово.
Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1и 2
1и 3
Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с при даточными изъяснительными и определительными и графи чески обозначьте их.
Кратко расскажите о том, что вам известно о тайне на звания своего города (села).
Для комплексного лингвистического анализа текста предлагаю следующие задания:
1.Выразительно прочитайте текст 2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). 3. Определите тему текста. 4. Определите его основную мысль. 5. Определите стиль текста. 6. Определите тип речи текста. 7. Выполните лексический анализ текста:
а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору); б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы; в) определите специфические особенности лексики. 8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста. 9. Выполните указанные виды разбора. Литература
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004 – 176с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 128с.
Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 160с.
Пащук Н. От анализа текста – к сочинению. Литература. Научно-методическая газета для учителей словесности. №17-23. 2007.
Канафиева Гузаль Анваровна
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №23 с УИИЯ»