kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие "Проектная деятельность на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные тенденции социально-экономического развития  общества, связанные интенсивным  внедрением новых технологий предъявляю и  новые требования к образованию. В  настоящее время содержание, формы и  методы обучения должны обеспечивать технологическую компетентность будущих выпускников школ и формировать творческую личность, способную к созиданию.

         Поэтому  весь накопленный  опыт в трудовом обучении, сложившаяся учебно-материальная база и  подготовленные педагогические  кадры  стали основой  образовательной  области  «Технология». В  связи  с этим, важное место в технологическом образовании  обучающихся  занимает проектная  деятельность.  Ведущим  методом обучения обучающихся технологии  является метод  творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеников под  руководством учителя творческого  проекта, результатом  которого является изделие.

         Программа технологического обучения школьников предполагает непосредственную  деятельность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Проектная деятельность на уроках технологии" »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок







Проектная деятельность на уроках технологии























Чугаева Татьяна Николаевна - учитель технологии,

Сокол Светлана Алексеевна - учитель технологии















с. Койгородок

2013 год

Печатается по решению редакционно - издательских советов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок


Педагогическое руководство проектной деятельности учащихся - с. Койгородок: Изд- во, 2013.- 32 с.


Рассмотрены вопросы организации обучения проектированию обучающихся на занятиях образовательной области «Технологии» и представлена структура модель проектной деятельности.

Для учителей технологии будет полезна мастерам производственного обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции социально-экономического развития общества, связанные интенсивным внедрением новых технологий предъявляю и новые требования к образованию. В настоящее время содержание, формы и методы обучения должны обеспечивать технологическую компетентность будущих выпускников школ и формировать творческую личность, способную к созиданию.

Поэтому весь накопленный опыт в трудовом обучении, сложившаяся учебно-материальная база и подготовленные педагогические кадры стали основой образовательной области «Технология». В связи с этим, важное место в технологическом образовании обучающихся занимает проектная деятельность. Ведущим методом обучения обучающихся технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеников под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие.

Программа технологического обучения школьников предполагает непосредственную деятельность.

Обладание опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестности и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу, интуитивное развитие интеллектуальных и физических качеств обучающихся, их духовного мира. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение обучающихся в проективную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Произведенный анализ педагогической и методической литературы позволил выявить недостаточную освещенность данной проблемы, именно в этом мы видим актуальность рассмотрения проблемы организации проектной деятельности на уроках технологии.

Цель исследования – изучение и разработка условий успешной организации проектной деятельности обучающихся.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках технологии.

Предмет – предметная деятельность и условия ее организации на уроках технологии

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач исследования:

  1. Изучить и проанализировать технологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по заявленной теме.

  2. Раскрыть психолого-педагогические особенности проектной деятельности.

  3. Провести анализ программ по технологии.

  4. Рассмотреть методику обучения проектной деятельности.

Теоретические основы обучения проектной деятельности на уроках технологии

Понятие о проектной деятельности

В настоящее время отечественная психология выделяет 4 основные вида деятельности: общение, игра, учеба и труд. Учебная деятельность является одной из важнейших вида деятельности, способствующей становлению человека. Она совершается в рамках специально организованного процесса обучения и воспитания. Проектная деятельность протекает внутри учебной деятельности и является ее частью, что, несомненно, накладывает на нее своеобразные количественные особенности.

Рассмотрим понятие «учебная деятельность».

Учебная деятельность, по определению И.Н. Ильясова – это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения учебы задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку.

Деятельность ученика при выполнении проектных заданий находиться во взаимосвязи с учебной деятельностью, а следовательно есть много общего. Внутри проектной деятельности учащиеся усваивают цели и задачи деятельности, активно овладевают ее содержанием и в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи обучения и воспитания учащихся. Вместе с тем очевидно, что это комплексный метод, поскольку его реализация, в свою очередь, предлагает использование совокупности других проблемных методов: обучение в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», «дискуссии», ролевой игры проблемной направленности, рефлексии. Вот что собой представляет учебная деятельность с точки зрения дидактики.

В статье «Проектная деятельность школьников», Н.М. Конышева отмечает, что слово «проект» в последнее время приходится слышать все чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны рассматривать привычных в описании известных видах деятельности. Что касается школы и образования, то понятие «проектная деятельность» наибо­лее активно внедряется с конца 90-х годов XX в. в научно-практический обиход обра­зовательной области «Технология» .

Проектная деятельность обучающихся и профессиональная проектная деятельность специалистов существенно отличаются друг от друга. Анализ структурных содержательных компонентов названных видов деятельности подтверждает это.

Главное отличие учеб­ных проектов от профессиональных состо­ит в том, что они должны быть сугубо ди­дактическими, т.е. «их разрешение должно детерминироваться целями формирования определенной системы знаний, умений и навыков». Причем заметим, речь идет не о специальных проектных знаниях и уме­ниях, а об углублении общеобразователь­ной подготовки и развитии творческих спо­собностей учащихся. Проектная деятель­ность в школе не может рассматриваться как самоцель (в смысле ее направленности на подготовку специалистов-проектиров­щиков). Она является исключительным по своей эффективности средством развития у обучающихся способностей к изобретатель­ству, рационализаторству и творческой де­ятельности .

Итак, отметим, что основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественного ценного продукта в виде какого – либо технического проекта, представленного чаще всего в графической форме – чертежи, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. Основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности обучающихся конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь, имеющая субъективную ценность. В качестве средства обучения проектная деятельность обучающихся позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда и зависит от многих внешних факторов. Таким образом, проектная деятельность обучающихся может рассматриваться как самостоятельная психолого – педагогическая категория.

Различие в целях проектной деятельности профессионала и обучающихся определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе. В проектной деятельности обучающихся социальные мотивы также играют важную роль и в сущности схожи - желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно – познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения возникающие по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствия.

Проектная деятельность обучающихся состоит из нескольких фаз:

  1. Генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация),

  2. Материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация).

Эти же этапы включает и профессиональная проектная деятельность. Но профессиональная проектная деятельность этим ограничивается.

3. В проектной деятельности обучающихся представлен еще один этап – заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры проекта, в материальное воплощение замысла (реализация) и его презентация. На заключительном этапе проектной деятельности происходит корректировка объекта деятельности, его контроль и испытание, проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность проектных решений. Кроме того, на данном этапе проводится по мере необходимости экономическое обоснование проекта и мини – маркетинговое исследование. Важно изготовить проект, но не менее важно представить его, показать сильные стороны, обосновать рациональность, отстоять свою позицию и выгодно представить ее аудитории в процессе защиты творческого проекта. Наличие третьего этапа позволяет говорить о проектной деятельности обучающихся как самостоятельном виде деятельности.

Проектную деятельность обучающихся можно определить как форму их учебно – познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребенка.

Проектная деятельность обучающихся является творческой по своей сути. Творчество предлагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объект знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность обучающихся представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задаёт многочисленные возможности использования знаний в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной или общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач. Творческий характер проектной деятельности обучающихся определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности обучающихся.

Таким образом, подводя итоги анализа определения «проектной деятельности», рассмотрев позиции педагогов и методистов важно отметить значимость данного метода в системе образования:

Прежде всего, чтобы

- выработать у учащихся самостоятельное критическое мышление, умение работать с информацией,

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обосно­ванные выводы;

- принимать самостоятельные аргументиро­ванные решения;

- научить работать в команде, выполняя раз­ные социальные роли.

Перечисленные интеллектуальные и социаль­но-значимые умения относятся к группам ком­петенций (по классификации И.А. Зимней), к де­ятельности человека и к социальному взаимо­действию человека и социальной сферы. Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышле­ние, более того, она немыслима без творческой мысли. И всё-таки, если мы говорим о творчес­кой деятельности, мы имеем в виду творческий, авторский замысел и авторское видение его ре­ализации. Оценить такую творческую работу можно только с позиции «принятия — неприня­тия». С методом проектов иначе: здесь сущест­вуют чёткие критерии оценки, поскольку для рассмотрения проблемы используются на­учные методы исследования, объективные ус­ловия его выполнения. Аргументация выбран­ной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, на знаниях, наблюдениях, данных экс­периментов.

Грамотное, осознанное применение метода про­ектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традици­онным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уваже­нии их интеллектуальных и творческих возмож­ностей, сотрудничестве, самостоятельном кри­тическом мышлении.


Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах.



Этапы

задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1

Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

1.Уточняют информацию.

2.Обсуждают задание.

1.Мотивирует обучающихся.

2.Объясняет цели проекта.

3.Наблюдает.

2

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

1.Формируют задачи.

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1.Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2.Наблюдает.

3

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов действия.

1.Работают с информацией.

2.Проводят синтез и анализ идей.

3.Выполняют исследование.

1.Наблюдает.

2.Консультирует.

4

Выполнение

Выполнение проекта.

1.Выполняют исследование и работают над проектом.

2.оформляют проект.

1.Наблюдает.

2.Советует (по просьбе)

5

Оценка

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причина этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

1.Наблюдает.

2.Направляет процесс анализа. (если необходимо)

6

Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защите. Оценка.

1.Защита проекта.

2.Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.


Итак, рассмотрев понятие «проект» и «проектная деятельность», «учебная деятельность» можно сделать следующий вывод. Проектная деятельность дает большие возможности для развития внимания, памяти, воображения, а также способствует развитию таких качеств как самоанализ, самоконтроль, самостоятельность.


Психолого-педагогическая характеристика учащихся.


Современное общество все настойчивее ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различим личностным проявлениям учащихся. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

В современном обществе существует потребность в активных людях, деятельностный людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Проектность - одно из измерений культуры. Понятие «проектной культуры» связано с проектной деятельностью, её цель - изменить окружающую человека искусственную среду. Примером её использования является образовательная область «Технология».

Проект–это прототип, идеальной образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.

Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства (имеются в виду проектные разработки научно – исследовательских программ, творческих планов, целевых программ, и систем управления хозяйственно – экономическими, производственными, социокультурными и другими процессами).

В программе «Технология» дается следующее определение: «Проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя». Это определение дополняет И.В. Яроминский: «Проект – завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей». Анализируя определение других педагогов, автор выявил, что исследователи рассматривают понятие «учебный проект» как дидактическое средства для активизации познавательной деятельности, форму организации учебной деятельности, учебно-трудовое задание, самостоятельную работу.

Метод проектов – личностно -ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата разработки каким-либо образом. Метод позволяет организовать обращение к самому опыту обучающихся, а также акцентирует признание универсальности, самобытности каждого ученика. Что и отвечает идеи гуманизации образования.

Е.С. Полат отмечает, «метод проектов» как совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации

Таким образом, рассматривая понятие «проект», мы можем отметить следующее, что в словарях приводятся следующие зна­чения слова проект:

1) технические доку­менты — чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;

2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;

3) план, замысел.

Каждое из этих значений касается опре­деленной стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — это мыс­ленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде творческого задания.

С целью более наглядной демонстра­ции сущности проектной деятельности можно предложить модель, которая полу­чила название «черного ящика» (Т.В. Куд­рявцев использует выражение «проблем­ный ящик». На «входе» в этот «ящик» формулиру­ются определенные условия или требова­ния (технические, художественно-эстети­ческие и пр.) к проектируемому предмету, а «на выходе» должен получиться строго оп­ределенный результат (удовлетворяющий этим требованиям). Решение задачи — это то неизвестное, что скрыто в «черном ящи­ке»: конкретное устройство предмета, принцип его действия, материалы и спосо­бы их обработки (обеспечивающие соблю­дение поставленных требований), приемы работы и пр. Поиск решения и составляет суть проектной деятельности.

При непроектном подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или (если это новая деятельность) путем проб и ошибок, без предварительного обдумыва­ния тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи. При проектном подходе, напротив, прежде всего продумывается принцип устройства, взаи­мосвязи и взаимодействия его частей. В со­ответствии с этим определяется все осталь­ное: форма, расположение и взаимодей­ствие деталей, способы работы и т.д.

Проектное обучение обучающихся в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите.

Мотивация проектно – технологической деятельности побуждает учащихся более осознанно изучать основы наук. По Гегелю, «что известно, еще не познано». Именно в проектной деятельности каждый обучающийся находит себе работу «душевную» (К.Д.Ушинский), «от своего сердца» (У.Х. Килпатрик), «…действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (Е.Г. Каган)

Методы обучения проектной деятельности – целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективации в реальном продукте.

Основная цель обучения учащихся методу проектной деятельности заключается в следующем:

- выработке у учащихся самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией,

- умении размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обосно­ванные выводы;

- принятии самостоятельных аргументиро­ванных решений;

- умении работать в команде, выполняя раз­ные социальные роли.

Предлагая учащемуся участвовать в создании проекта, педагог должен учитывать, что это трудоемкий процесс, поэтому проектная деятельность используется как метод внеклассной работы, особенно если проект исследовательского, межпредметного характера.

В процессе подготовки проекта обучающиеся приобрета­ют и коммуникативные умения, вырабатываемые при непо­средственном общении в груп­пе. Каждая из перечисленных систем коммуникаций диктует свой стиль общения.

Следуя этим «правилам» взаимодействия, обучающиеся оказываются в необычной ком­муникационной среде. И имен­но метод проектной деятельно­сти (как метод внеклассной ра­боты), требующий поиска ин­формации, активного взаимо­действия собеседников в груп­пе, разви­вает умение общаться как составную личностного развития обучающегося.

Нетрадиционные методы в сочетании с традиционными кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействует становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности.

Итак, рассматривая психолого-педагогические особенности обучающихся важно отметить, что в процессе организации методов проектной деятельности, при организации учебного проектирования, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу; поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов творческие задания, направленные на создание новых объектов


Значение проектной деятельности на уроках технологии


Проект на уроке технологии — это всег­да решение конструкторской задачи. По­добная задача по самой своей природе свя­зана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Следовательно, проект в учебном процессе целесообразно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

«Ядром» проектной деятельности яв­ляется именно стадия мысленного решения поставленной задачи. Что же касается та­ких модных компонентов, как экономи­ческое обоснование, «мини-маркетинго­вые» исследования, информационная под­держка, самопрезентация, и других, реко­мендуемых в некоторых методиках, то они вообще находятся за рамками собственно проекта. Это положение важно учитывать

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в сознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, сознание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

В то же время, как отмечают известные современные ученые (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко и др.), проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.

Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации вышеназванного подхода. Кроме того, обогащение учебного процесса образовательной областью «Технология» предполагает освоение проектной деятельности уже с младшей школы в процессе выполнения учебных творческих проектов.

Излагая теорию методов проектов, нельзя не упомянуть имя американского педагога Коллингса, работы которого отображали педагогические идеи Д. Дьюи и У. К. Килпатрика. В своей работе «Опыт работы американской школы по методу проектов» он приводит примеры различных проектов, выполняемых обучающимися в различных разделах учебной программы:

  • приучает к плановой работе;

  • даёт умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности;

  • учить наблюдать, проверять себя в ходе работы;

  • приучает к самостоятельности.

Предлагая обучающимся участвовать в создании проекта, педагог должен учитывать, что это трудоёмкий процесс, поэтому проектная деятельность используется и как метод внеклассной работы.

Метод проектной деятельности (как метод внеклассной работы), требующий поиска информации, активного взаимодействия собеседников в группе, развивает умение общаться как составную личностного развития обучающихся.

Особая ценность творческих проектов в распредмечивании ранее полученных знаний.

Н.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно концентрировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Организация проектной деятельности учащихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу.

Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Н.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

- поисковая (поисковый проект)

- исследовательская (исследовательский проект)

- творческая (творческий проект)

- ролевая (игровой проект)

- прикладная (практико-ориентированный проект)

- ознакомительно-ориентировочная.

2. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона).

3. По количеству участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный, массовый).

4. По продолжительности проекта (длительный, краткосрочный).
Метод проектов основан на субъект - субъективных отношениях между всеми участниками педагогическою процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучение, а сопровождает его.

Занимаясь проектной деятельностью, выполняя проекты, учащиеся не только получают какие-то определенные знания, умения, навыки, но и происходит личностное развитие, получают необходимый заряд для будущего самоопределения.

Н.М.Конышева - доктор педагогических наук о проектной деятельности говорит, что в научно-практический обиход ныне активно внедряется понятие проектной деятельности. Особенно заметно это обозначено в образовательной области «Технология». Но в созданных за последние годы учебных материалах внимание сосредоточено на внешней, формальной стороне этих понятий, нет глубокого осознания того, что можно достичь, в полной мере внедрив этот вид деятельности в учебную программу.

В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на стадии: возникновение идеи или творческой задачи; решение этой задачи; реализация на практике.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. выделяют следующие методы проектно-технологического обучения:

Вербальные методы основаны на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Использование словесных методов обучения предполагает наличие у учителя хорошей дикции, культу­ры речи. Большую роль играют темп, четкость, ясность, краткость, выразительность, образность, эмоциональность речи.

Основными приемами и способами вербального обучения явля­ются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктиро­вание.

  1. Демонстрация представляет собой совокупность действий учи­теля, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных при­знаков.

  2. Практические методы связаны с выполнением учащимися твор­ческих проектов и предусматривают максимум их самостоятельнос­ти и активности. Особое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности.

Выполнение практических работ требует значительного количе­ства учебного времени.

  1. Самостоятельные наблюдения как метод обучения применяются при длительном изучении технологических процессов в естествен­ных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хо­да технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п.

  2. Самостоятельная работа учащихся с литературой по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения, за­крепления и углубления необходимых специальных знаний.

  3. Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных, действий, приемов вы­полнения отдельных операций. Применяется для формирования и отработки приемов работы, устранения излишних движений, ис­правления допущенных ошибок. К упражнениям применяются сле­дующие требования: целесообразность, сознательность и систем­ность.

  4. Исторический метод. Творческие проекты разрабатываются на основе изучения предшествующих работ, выполненных на этой проблеме. Поэтому необходимо восстановить исторические эта­пы возникновения и развития тех или иных технологических сис­тем и объектов. При этом нужно подчеркнуть мысли о том, что лю­бой предмет венчает цепь размышлений, изобретений, терпели­вых усилий человека. Это придает технологии истинную мораль­ную, человеческую и воспитательную значимость. Этот метод предполагает ознакомление учащихся с историческими докумен­тами, материалами, экспонатами, художественными произведени­ями и т.д.

  5. Инновационный (нетрадиционные) методы:

1. Метод творческих проектов это гибкая система обучения, мо­дель организации учебного процесса.. Ориентированная на творчес­кую самореализацию личности учащегося путем развития его интел­лектуальных и физических возможностей, волевых качеств и твор­ческих способностей и процессе создания под контролем учителя новых товаров или услуг. Обладающих субъективной или объектив­ной новизной и имеющих практическую значимость. Этот процесс предполагает выполнение учебных творческих
проектов.

2. Дизайн- анализ различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответы на вопросы: «Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?».

3.Метод морфологического анализа заключается в том, что в техни­ческой системе выделяют несколько Характерный для нее призна­ков. По каждому признаку составляют несколько возможных вари­антов (альтернатив). Альтернативный варианты, перебирают, со­ставляя из них различные сочетания. Таким образом выделятся новые варианты решении задач.

Морфологический анализ предусматривает следующие этапы ре­шения задачи:

выделение всех значимых для каждого из вариантов решения за­дачи параметров; оценивание ранга и шкалы для каждого из параме­тров (факторов);

проведение экспертной оценки в баллах значимости каждого из факторов в пределах выбранной шкалы;

сложение экспертных оценок по всем параметрам и определе­ние по сумме баллов наиболее подходящего варианта.

Метод морфологического анализа можно использовать при со­ставлении списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений тех­нологических, организационных и прочих проблем изготовления изделия или оказания услуги.

4. Метод мозговой атаки также является одним из эффективных способов решения творческих задач в проектной деятельности. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цеп­ной реакции идей во время сеанса мозговой атаки, которая приво­дит к интеллектуальному взрыву.

Организация метода мозговой атаки включает в себя следующие действия:

Разделить учеников на 2 группы — группу «генераторов идей» и группу «экспертов».

Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась.

Провести мозговой штурм. За отведенное время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются в протоколе или на магнитной ленте.

«Эксперты» должны провести экспертизы и отбор идей, в наиболь­шей степени способствующих решению поставленной проблемы.

Таким образом, осуществляется метод прямого мозгового штур­ма. Существует также метод обратной мозговой атаки, целью кото­рой является выявление всевозможных недостатков рассматривае­мого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная крити­ка экспертов, что позволяет выявить и устранить возможные его недостатки.

5. Метод фокальных объектов относится к ассоциативным методам
поиска технологических решений. Слово «фокальный» означает,
что объект находится в фокусе вашего внимания.

Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания позволяющие пре­одолеть психологическую инерцию.

Метод дает хорошие результаты при поиске новых модифика­ций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть ис­пользован для тренировки воображения.

Этот метод предусматривает следующие этапы решения задачи:

1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта.

2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отноше­ния к задаче.

3. Определение и запись в таблицу шести— десяти признаков слу­чайных предметов.

4. Генерация (придумывание) новых решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, развитие и анализ полученных решений.

6. Функционально-стоимостный анализ — это метод системного ис­следования объекта, направленный на снижения затрат в сфере
проектирования, производства и эксплуатации при сохранении ка­чества и полезности объекта для потребителя.

Цель метода — определение непроизводительных затрат или из­держек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговеч­ности, ни внешнего вида, ни других требований к будущему проекту.

Функционально-стоимостный анализ особенно полезен при изу­чении экономических аспектов проектной деятельности.

7. Алгоритмический метод направлен на решение задач в строго
определенной последовательности* Направленность, исследова­тельский характер и активизация мышления достигаются при этом ориентацией на идеальный конечной продукт.

Суть этого метода состоит в том, что при сравнении идеального и реального можно выявить технологическое противоречие или его причину и устранить их, перебрав относительно небольшое число вариантов при помощи уже существующей последовательности действий.

1) Выбор задачи. 2) Построение модели задачи 3) Анализ моде­ли задачи. 4) Устранение физического противоречия. 5) Предвари­тельная оценка полученного решения. 6) Развитие полученного от­вета. 7) Анализ хода решения.

8. Метод информационной поддержки в проектном обучении может
быть широко использован по следующим направлениям:

выбор тем и объектов проектов (автоматизированный банк проектов);

подбор материалов и инструментов (автоматизированные морфологические таблицы);

поиск технологии изготовления объектов (автоматизированные схемы, чертежи, описания, таблицы);

конструирование объектов с помощью ЭВМ, оформление твор­ческого проекта; .л выход в Internet с целью сравнения зарубежных аналогов.

  1. Метод временных ограничений основан на учете «ременного фак­тора в процессе деятельности: в зависимости от индивидуальных различий временные ограничения могут вызывать повышение ак­тивности и достижение более высоких результатов.

  2. Метод внезапных запрещений состоит в том, что на определен­
    ном этапе, запрещается использовать в своих действиях механизмы (детали и т.д.), что ведет к разрушению привычных штампов в кон­структорской деятельности, возможности применения хорошо зна­комых типов устройств, узлов, деталей.

  3. Метод скоростного эскизирования предполагает рисование все­го того, что ученик представляет в тот или иной момент проектиро­вания. В процессе использования приема требуется, как можно чаще делать зарисовки возникающих идей. Это способствует более стро­гому контролю своей деятельности, регулированию посредством об­разов процесса конструкторского творчества.

  4. Метод новых вариантов заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые варианты его выполнения, когда имеется несколько вариантов решения.

  5. Метод информационной насыщенности основывается на вклю­чении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.

  6. Метод информационной недостаточности состоит в том, что исходное условие задачи представляется с явным недостатком дан­ных. Применяется тогда, когда ставится задача особой активности на первых этапах проектной деятельности обучающихся.

  7. Метод абсурда заключается в tоm, что предлагается решать заве­домо невыполнимую конструкторскую задачу (построение вечного двигателя и т.п.). ,

  8. Метод рекодификации создает новые и оригинальные идеи, связанные с фактором «перевода» явления, основывается на поня­тии «матрица открытий». Рекодификацию можно определить как переход с одного языка на другой. Он не может быть языком всех рекодификации. Это может быть также графическое представление, схемы, таблицы, диа­граммы (Фридман Л.М., Пидкасистый П.И.).

В процессе обучения обучающихся выполнению творческих про­ектов успешно могут быть применены методы группового решения творческих задач.

17. Метод Делъфи помогает выбрать из предлагаемой серии лучшую альтернативу. Для этого от членов группы требуется дать оцен­ку каждой альтернативе в определенной последовательности.

18.Метод «черного ящика» предполагает решение проблем по­ средством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются та­ким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов. К этому участников по­буждают специальные вопросы, например: «К чему может привести данная ситуация?», «Насколько устойчива работа механизма?» и т.п.

19. Метод 6-6: не менее 6 членов группы качества в течение 6 ми­нут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей конкретной проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения в лако­ничной форме, после чего организуется групповое обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные, уточняются спорные мнения, оставшиеся группируют­ся по определенным признакам. Задача — отобрать несколько важ­ных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

20. Конкурсы творческих проектов проводятся на уровне образова­тельного учреждения, района, города, области (края), республики. Учащиеся не только представляют на конкурсы выполненные про­екты, но и защищают их. Эти конкурсы стимулируют активность учащихся в технологическом обучении, а также повышают ответст­венность учителей за качество образовательного процесса [21, с. 86].

Включение обучающихся в проектную деятельность и для учителей, и для учащихся явление новое. А освоение нового всегда сопровождается трудностями, появляются различные психологические барьеры.

Обучающиеся, впервые взявшиеся за проектирование, сталкиваются со многими проблемами. Главное - это то, что нет обычного инструктажа и воспроизведения готового образца. Также сталкиваются с задачами, у которых нет единственного правильного решения.

Учащиеся пытаются копировать, поэтому начинают задавать много вопросов, просят, чтоб им предоставили готовый образец, а впоследствии его воспроизводят. Для многих учащихся очень трудно придумать, создать что-то своё, новое, неизвестное для них ранее. Для снятия такого барьера можно рекомендовать метод свободной дискуссии, «мозговой штурм», имитационные игры, так как у детей очень большая боязнь сделать что-нибудь не так. Это сопровождается боязнью снижения оценки.

Обучающийся должен уяснить, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения, что стремление к результату ведёт к решению проблемы.

Именно в этом виде деятельности в словарный запас учащихся входят такие высказывания как - «я так считаю...», и «я предполагаю, потому что...», «мне кажется, что...».

Ученики не должны, боятся своевременно обращаться за помощью к учителю, у ребенка не должно быть такой боязни.

Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке, желательно даже размещение участников в кругу.

Эти и другие приемы помогут снять те психологические барьеры, которые возникают в процессе выполнения творческих проектов.

Какие же достоинства несёт за собой проектная деятельность? Учащиеся видят перед собой конечный результат - это развивает творческие возможности и способности учащихся; учит решать новые для них задачи; профессиональное самоопределение, так как именно при выполнении творческого задания учащиеся задумываются над вопросом: на что я способен, где применить свои знания, чему ещё надо научиться. В проектирование включается дифференциация обучения, то есть при выборе темы проекта учитывается реальные возможности учащихся: сильным - сложнее, слабым - легче; прививает учащимся жизненно-необходимые знания.

Проведя анализ литературы, можно сказать, что метод проектов исследован и проработан слабо, особенно для младших обучающихся, учебных пособий ничтожно мало

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладению проектом. Содержание проектной деятельности обучающихся формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования учащихся может быть назван «Введение в проектную деятельность».

К концу обучения в младшем школьном возрасте ученики выделяют в проектной деятельности все три этапа, осознавая операции, относящиеся ко всем этапам проектной деятельности .

Результатом обучения должно стать:

  1. укрепление в каждом ребёнке веры в себя, в свои возможности познавать и преобразовывать мир;

  2. развитие у детей чувства красоты, радости от чего-либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей.

Мы охарактеризовали основные элементы процесса обучения учащихся творческой проектной деятельности. Учебное проектирование следует рассматривать как учебно-производственный эксперимент, две очень важные стороны процесса дознания. В одном случае оно является методом обучения, в другом - средством практического применения усвоенных знаний и умений. Таким образом, проектная деятельность является связующим звеном между теорией "тактикой в технологическом образовании учащихся.

Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления. Это организует деятельность детей, придаёт ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизирует личностную позицию учащихся, формирует представление о человеке как субъекте труда.

Уроки с элементами проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, то есть соответствуют стандартам развивающего обучения.

Проблема развития трудолюбия и усиления мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно актуальной в настоящее время: во-первых, трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психологического развития человека; во-вторых, лишенный трудолюбия обучающийся оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни; в-третьих, отсутствие у ребенка потребности в посильном, систематическом труде. Лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Участие детей в различных формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.

Таким образом, технологическое обучение, в основе которого лежит проектная деятельность, формирует адекватное представление о труде на понятийном и деятельностном уровне, способствует развитию трудолюбия как черты характера.


Организация деятельности проектирования.


Положительным моментом в подготовке учащихся к проектной деятельности является выполнение дизайн- упражнений. Они представляют с собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех доступных для детей направлениях: полезность изделия, его надежность (прочность) и эстетичность

Проектная деятельность включает следующие компоненты:


  1. Определение проблемы и краткую формулировку задачи.

  2. Выдвижение первоначальных идей.

  3. Анализ, выбор и обоснование лучших идей.

  4. Проработку одной идеи.

  5. Выполнение технологического процесса.

  6. Оценку и защиту проекта.

Итак, каждый выделенный компонент имеет свои особенности. Роль учителя и уровень самостоятельности учащихся на каждом этапе выполнения проекта различна. При определении проблемы и формулировке задачи ведущая роль принадлежит учителю. Работ по выдвижению первоначальных идей организует учитель, однако предлагают вариант: сами обучающиеся. Защиту проекта организует и проводит учитель, а учащиеся самостоятельно защищают свой проект.

Количество занятий, необходимых для выполнения творческого проекта может варьировать в зависимости от степени сложности проектного задания, индивидуального стиля деятельности ученика, формы выполнения (коллективная, индивидуальная, групповая).

Перед выбором темы проекта целесообразно на доске написать 15-20 наименований проекта, а в классе создать банк творческих проектов, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать тот, который он хочет и может сделать.

Авторы учебника «Национально-региональный компонент РК на уроках технологии в начальных классах» Н.Н. Новикова и Е.Э.Бугаева отмечают, что весьма важно уже во втором классе обучить учащихся составлять опорную схему размышлений, т.е. общий план деятельности по выполнению проекта. Общая оценка за творческий проект включает оценку за качество изделия, соблюдение правил безопасной работы и защиту проекта. Главное в проектной деятельности – повысить уверенность у обучающихся в том, что они могут создавать красивые вещи, сохранить их индивидуальность, умение самостоятельно что-то создавать.

Возможно применение рейтинговой оценки, когда перед защитой проекта педагог готовит индивидуальные карты на каждого обучающего. Она заполняется в ходе самой защиты. Предлагаем вам познакомиться с двумя вариантами подобной оценки проектных работ.






















Таблица №1

Оценка проекта, выполняемого учащемися __________________

класс _____________________________________________________

по предмету________________________________________________

Оценка работы

Оценка защиты

Фимилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

Объем разработок и количество предлагаемых решений.

Реальность и практическая ценность

Уровень самостоятельности

Качество оформления записки

Экологическое обоснование

Экономическое обоснование

Качество доклада

Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

Ответы на вопросы преподавателя

Ответы на вопросы обучающихся

Оценка творческих способностей докладчика

Итоговая оценка (балл)

180-220- отлично;

120- 175- хорошо;

90- 115- удовл.;

Менее 80- неуд.


5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10,


5,

10,

20

5,

10,


5,

10,


5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10,


5,

10,


5,

10,

20




Таблица №2

Оценка проекта, выполняемого учащимися __________________

класс _____________________________________________________

по предмету________________________________________________


Достигнутый результат из 15 баллов

Оформление из 15 баллов

защита

Процесс проектирования

Представление из 15 баллов

Ответы на вопросы из 15 баллов

Интеллектуальная активность из 10 баллов

Творчество из 10 баллов

Практическая деятельность из 15 баллов

Умение работать в команде из 15 баллов

Самооценка










Педагог










Коллеги по команде (классу)













Планирование уроков

При организации проектной деятельности на основе структурной модели необходимо соотнести стадии (шаги) с количеством занятий. Раз­рабатывается примерное планирование часов на изготовление проекта. Расчет количества часов определяется индивидуально в зависимости от специфики образовательного учреждения (школа, межшкольный учебный комбинат) и общего количества часов на уроки технологии .

Спланировав учебные часы на проект, учитель составляет план на каждое занятие. Методика и структура уроков определяются типом урока. Предлагаем методику проведения занятия, связанного с проектной дея­тельностью учащихся.


План урока. Тема урока: «Поиск разных вариантов проекта и их анализ».

Цель — формирование знаний о методике поиска вариантов изде­лия и анализа.

Задачи:

образовательные: - формирование методики поиска вариантов проекта;

  • формирование новых терминов: количественный и качественный анализ;

  • продолжить формирование знаний учащихся о понятиях: поиск и анализ;

  • формирование у учащихся навыков анализа;

развивающие:

  • продолжить развитие мыслительного анализа;

  • продолжить воспитание интереса к проектной деятельности;

воспитательные:

  • воспитание активности к выполнению проектов;

  • воспитание критического мышления;

Тип урока- изучение нового материала.

Оборудование: тетрадь; карандаши; ручка; стенд « Мы проектируем».

  1. Организационный момент - 2'

  2. Проверка домашнего задания - 4'

  3. Мотивация и актуализация - 4'

  4. Сообщение новых знаний - 16'

  5. Первичная проверка знаний - 3'

  6. Закрепление знаний - 6'

  7. Подведение итогов занятия - 2'

  8. Информация о домашнем задании - 3'

Структура урока
  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

На основе предыдущего урока «Анализ сферы человеческой деятель­ности и выбор проекта» проверить выбор обучающихся проектного изде­лия.

Мотивация и актуализация.

Мотивация строится на основе раздела данного издания «Моти­вация проектной деятельности учащихся». Актуализация - на основе ранее изученного материала.

Учитель задает вопросы:

Что такое проект?

Что такое процесс проектирования?

Перечислите основные стадии проектирования.

Что необходимо выполнить после выбора проекта?

  1. Сообщение новых знаний.

Поиск как вид деятельности человека.

Поиск разных вариантов 9например, дверная ручка).

Упражнение на 1- 2 минуты (самостоятельно). Нарисуйте какую - ни будь дверную ручку в тетрадь. Проверить и выбрать несколько вариантов.

Анализ как вид деятельности человека.

Вид анализа.

Что такое поиск?

Что такое анализ?

Сравни их.

Чем отличаются?

6.Закрепление знаний.

Как осуществить поиск вариантов проектного изделия «Вешалка»?

Сделать анализ ручки по другому критерию.

  1. Подведение итога урока.

Что нового узнали о процессе проектирования?

Зачем это необходимо?

  1. Информация о домашнем задании.


Выполните поиск и анализ разных вариантов своего проектирования изделия и оформите на листах бумаги А4 (для проект папки).

Включение младших школьников в проектную деятельность меняет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценностное отношение к ней. Построение образа труда начинается с представления о субъекте труда, активном деятеле.

Рассматривая организацию и методику обучения учащихся 2 класса по выполнению творческих проектов важно отметить, что в процессе организации проектной деятельности необходимо учитывать персональные умения проектной деятельности, важно учитывать возрастные особенности и условия для организации, которые заключаются в создании атмосферы доброжелательности, расположении учебного материала в «зоне ближайшего развития».

Анализ программ по трудовому обучению, показал, что в программах есть возможности использования проектной деятельности на уроках трудового обучения, направленные на ознакомление с декоративно-прикладным искусством РК. Авторами программы на уроках технологии используются не все методы проектно-технологического обучения.

























Организация обучения проектной деятельности в 5 классе


Цель: организовать и апробировать проектную деятельность в 5 классе.




тема



цель



типы заданий

форма организации

краткое содержание теоретической части

количество часов

примечание

1

Введение в проектную деятельность


Сформировать у учеников понятие о творческой проектной деятельности, ее содержание

Воспитание дисциплинированности,

формирование познавательного интереса к учебному предмету.

работа с банком проектных идей

урок

сущность понятия «творческий проект». История раскрытия планов предстоящей деятельности.

1

домашнее задание:

составление и продумать идей с родителями, посмотреть книги, составление плана схем, банк проектных идей

2

Исследование мотивов выбора проекта

стимулирование теоретического поиска,

усвоение навыков коллективной работы,

развитие самостоятельности

составление « группы обдумывания», анализ предложенных вариантов идей, инструкций.

урок

анализ возникшей проблемы: почему возникла такая необходимость, что нужно сделать для ее решения

1

домашнее задание:

составление плана схем, банк проектных идей

3

Планирование технологического процесса : выбор лучшей идеи. Определение критериев контроля за качеством изделия

Знакомства со способами проектной деятельности,

развитие элементов технического мышления.

Формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи

Подбор материалов и инструментов. Выполнение эскизов будущего изделия


Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор национальных технологий

1


4

Изготовление изделия (с помощью консультанта)

Создание задуманного изделия,

воспитание культуры труда, формирование навыков аккуратности в работе,

развитие самостоятельности и активности

непосредственное выполнение задания


Конкретизация способов деятельности, контроль за выполнением изделия, индивидуальный и коллективный инструктаж

12

подготовить материалы и инструменты, приспособления, схемы алгоритмов деятельности, инструкционные карты

5

Защита творческих проектов

умение подводить итоги выполнения работы

воспитание активности и творческого мышления

развитие умения выступать перед аудиторией

анализ выполненной работы, внесение необходимых изменений. Защита творческих проектов


обобщение выполненной работы, ответы на вопросы учащихся

1

подготовить дополнительное оборудование для творческого проекта


Для изучения особенностей организации проектной деятельности нами была составлена карта наблюдений. Были выделены следующие показатели:

1. Умение работать в коллективе (принимать единое решение),

2. Умение вносить интересные и творческие идеи и отстаивать их.

3. Способность активно включаться в работу в процессе выполнения проекта,

4. Способность трудиться, аккуратно относиться к работе,

5. Умение проявлять самостоятельность,

6. Умение подводить итоги работы выступая перед аудиторией.


Критерии оценивания:


3 балла - умение сформировано,

2 балла – умение частично сформировано,

1 балл – умение не сформировано.


Заключение.

Рассмотрев понятие «проект» и «проектная деятельность», мы можем отметить, что наиболее полное определение дает И.В. Яроминский, поскольку в своем понятии он включает основные характеристики данного метода, при этом учитывает возрастной аспект детей школьного возраста, и их особенности познавательного развития. Далее считаем целесообразным рассмотреть методы обучения проектной деятельности.

Изучая психолого-педагогические особенности младших школьников важно отметить, что в процессе организации методов проектной деятельности, при организации учебного проектирования, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу; поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов творческие задания, направленные на создание новых объектов, при этом у младших школьников будут развиваться произвольность познавательных процессов, и развитие таких качеств как самостоятельность, самоконтроль, самоанализ. Проектная работа – это высшая работа учебной деятельности обучающихся и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма обучающихся, интереса к предмету. Обучающие должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные обучающиеся вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развития познавательной активности обучающих способствует использование на уроках технологии различных видов, типов и форм проектной работы. Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Предлагаем банк проектов для обучающих 5 класса.


При изготовлении проектов желательно использование разнообраз­ных материалов.


/. Дом

  1. Брелок для ключей - открывалка для бутылок.

  2. Подставка под горячее.

  3. Полка.

  4. Вешалка.

  5. Приспособление для удержания гвоздей

  6. в нужном положении.

  7. Подсвечник.

7Прихваты.

  1. Коврики.

  2. Салфетки.


//. Досуг

  1. Игрушки для разного возраста.

  2. Гантели (разборные).

  3. Подставка под книги.

  4. Подставка для хранения инструмента.

  5. Вышивка.

  6. Аппликация.


III. Школа

  1. Стенд.

  2. .Прихватки для столовой.


IV. Заказы предприятий, организаций

1.Скворечники

2.Санки.

3.Детские лопатки.

4. .Игрушки.

Содержание «Уголка проектов»


Учителю желательно оформить стенд или уголок, связанный с проектной деятельностью школьников.

Основное содержание «Уголка проектов» включает:

  • алгоритм проектной деятельности;

  • содержание стадий (шагов) проектной деятельности учащихся;
    -упражнения, задачи, направленные на осознание проблем и их решение;

  • аналоги решения проблемы и выбор проекта;

  • примерные варианты проектов (банк проектов);

  • методика экономического обоснования (примеры и расчёт).

  • требования к выполнению проектов.

Можно также дополнить другой информацией на основе дан­ного издания.

Информация оформляется на листах бумаги и является, в ос­новном, заменяемой по мере разработки и выполнения проекта. Учитель после выполнения учащимся какой-либо стадии (шага) должен поменять информацию на стенде, вывешивая новую для дальнейшей работы над проектом.

Практические советы учителю

  1. Учитель - не ходячая энциклопедия, а помощник, советчик учащимся по самостоятельному приобретению знаний, уме­ний.

  2. Не пытайтесь абсолютно всё и в полном объёме раскрыть или достичь всего в одном проекте.

  3. Учитель и ученик должны знать, что нет абсолютно правиль­ного, конкретного решения задачи, проблемы, связанной с из­готовлением проекта.

  4. Не все должно быть заполнено по стадиям (шагам); надо чёткознать, чего требовать от учащихся на основе их индивидуаль­ных, возрастных и физиологических возможностей.

  5. Каждый учащийся имеет разный жизненный опыт, на который он опирается в своей деятельности.

  6. Учитывайте при работе, что любое проектирование практиче­ски всегда выполняется в условиях дефицита ресурсов (матери­альных, временных, информационных, финансовых и др.).

  7. Оценка учащимся за проект ставится на основе синтеза теории и практики.

  8. Выводы о завышенных или заниженных самооценках авторов проектов учитель делает индивидуально в беседе с обучающимися.


Список используемой литературы.


1.Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского, .1983.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: педагогика, 1991.

3.Гальперин П.Я. Вопросы психологии.1996.- № 4.

4.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.1996.

5.Грибова Л.С. Народное искусство коми. Сыктывкар,1973.

6.Журавлева А.П. Трудовое обучение М, Пр., 1982.

7.Канев В.Ф. Прикладное искусство народа Коми - Сыктывкар, 1994.

8.Клейман Т.В. Детям о культуре народов коми. 4.1. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством коми/ Методические рекомендации/ - Сыктывкар, 1994.

9.Клейман Т.В. Детям о культуре народов коми Ч.З: Творческое развитие школьников процессе ознакомления с современной культурой народа коми/ Методические рекомендации/ - Сыктывкар, 1994.

10. Клейман Т.В. Детям о культуре народов коми. 4.4: Занимательные формы закрепления знаний школьников о культуре коми /Методические рекомендации/ - Сыктывкар, 1994.

11.Климова Г.Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов коми. Сыктывкар, 1976.

12.Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении// Школьные технологии – 2002.- №5.

13.Лында А.С. Методика трудового обучения М, Пр., 1977.

14.Народное искусство коми. Авторы текста Грибова Л. С, Савельева. Э.А. - Министерство Культуры Республики Коми, 1992.

15.Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающее возможности//Школьные технологии. – 2002. – № 2.

16.Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.

17.Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно -исследовательской деятельности// Начальная школа «плюс до и после» 2004.- № 11.

18.Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников - М:, 1981.

19.«Школа мастеров» - Т.М. Геронимус.

20. Драмбян и др. «Практика».- 2003.- № 6.- С. 26- 27.




6 класс Конспект урока.


Раздел: Технология обработки древесины


Тема урока: Точение цилиндрических деталей


Цели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;

развивающая: развивать навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения цилиндрических деталей.


Методы проведения занятия:

беседа с закреплением материала;

самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.


Объект труда: картофелемялка.


Межпредметные связи: черчение - чертеж изделия;


Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебной мастерской: верстаки, станки СТД120М.

  2. Инструменты и приспособления: наборы резцов, линейки, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.

  3. Эталон изготовляемой детали.

  4. Заготовки, подготовленные к закреплению в центрах токарного станка.

  5. Технологическая карта изготовления изделия.

  6. Таблица "Картофелемялка".

  7. Таблица и инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.


Литература для учителя:

  1. Авторская программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.

  2. И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М., Просвещение, 1995.

  3. В.И.Коваленко, В.В.Кулененок Объекты труда: 6 кл. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1991.


Ход урока:


  1. Организационная часть (3 мин)

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

    3. Назначение дежурных.

    4. Объявление темы урока: Точение цилиндрических деталей (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

    5. Объявление цели урока: Научиться выполнять точение цилиндрических деталей.


2. Повторение пройденного материала (7 мин)

2.1. Вопросы к группе:

а) Назовите и покажите основные части токарного станка по обработке древесины?

б) Назовите и покажите приспособления, применяемые для закрепления заготовки.

в) Чем определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовки?

г) Как нужно подготовить заготовку к точению?


  1. Сообщение оценок за ответы.

3. Объяснение нового материала (15 мин)

  1. Рассказ о видах и назначении резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины, приемах точения.

Основными инструментами для точения служат резцы: полукруглая стамеска - для чернового точения и косая стамеска - для чистового.

Токарную стамеску держат двумя руками, передвигая по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1...2 мм серединой лезвия полукруглой стамески. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении стамески как влево, так и вправо.

После 2...3 мин работы следует остановить станок и проверить крепление заготовки.

Когда до достижения требуемого диаметра остается снять 3...4 мм, начинают чистовое точение. Косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.

Косая стамеска используется также для подрезания торцов. Её ставят острым углом вниз и по риске делают неглубокий надрез. Затем отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают) наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8...10 мм.

Контроль диаметра цилиндрической детали осуществляют кронциркулем (или штангенциркулем) после остановки станка, причем в нескольких местах.

Прямолинейность поверхности выявляют линейкой или угольником на просвет.


Записать в тетрадь:

Резцы для точения:

а) полукруглая стамеска - для чернового точения;

б) косая стамеска - для чистового точения.

Контрольно-измерительные инструменты:

а) кронциркуль или штангенциркуль;

б) линейка или угольник.


  1. Рассказ о последовательности выполнения работы при изготовлении изделий на токарном станке.

Изготовление деталей, имеющих несколько цилиндрических поверхностей выполняют в определенной последовательности.

Сначала с помощью полукруглой стамески заготовке придают цилиндрическую форму. Затем, выключив станок, выполняют разметку по длине с помощью линейки и карандаша. Включив станок, по линиям разметки косой стамеской делают неглубокие надрезы и начинают обработку отдельных участков. В процессе точения периодически контролируют качество и размеры цилиндрической поверхности.

Шлифуют детали шлифовальной шкуркой при наибольшей частоте вращения шпинделя, полируют - бруском более твердой древесины.

Затем деталь снимают со станка и отрезают припуски ножовкой. Торцы зачищают напильником и (или) шлифовальной шкуркой.


3.3. Рассказ о организации труда и правилах безопасности труда при работе на токарном станке по обработке древесины, рациональном размещении инструмента, правилах бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком.


3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

а) Какой инструмент используется для токарных работ?

б) В какой последовательности изготавливают цилиндрические детали?

в) Как производится черновое и чистовое точение?


4. Вводный инструктаж (20 мин)

    1. Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.

    2. Доведение до учащихся графика работы на станках.

    3. Показ трудовых приемов по точению (на примере изготовления картофелемялки) с комментарием к соблюдаемым правилам техники безопасности и с осуществлением самоконтроля.


5. Самостоятельная работа учащихся (30 мин)

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.


6. Заключительный инструктаж (5 мин)

6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.2. Сообщение оценки работы учащихся.

6.3. Домашнее задание: подготовить и принести на следующий урок заготовку из березы размером 45х45х260.


7. Уборка рабочих мест (10 мин)





























Содержание.

1.Введение………………………………………………………………….4

2.Теоретические основы обучения проектной деятельности

на уроках технологии Понятие о проектной деятельности………………………………………………………………5

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся…….. 9

5. Значение проектной деятельности на уроках технологии………………………………………………………………11

6. Организация деятельности проектирования……………………19

7. Заключение …………………………………………………………..27

8. . Банк проектов………………………………………………….27

9.Содержание «Уголка проектов»……………………………….28

9.Список используемой литературы……………………………………………………………..30

11.Конспекты уроков……………………………………………………………………31

12.Содержание…………………………………………………………..34




Подписано в печать 2013. формат 60*84/16.

Бумага офсетная. Усл. печ. л. 3, 44

Тираж 1 экз. Заказ 1/2013.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»,

168170, с. Койгородок, пер. Луговой, 12 а.





Отпечатано на мини - типографии.

с. Койгородок, пер. Луговой, 12 а.

29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическое пособие "Проектная деятельность на уроках технологии"

Автор: Чугаева Татьяна Николаевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ -  школьная газета «Первоклассник". "
    ["seo_title"] => string(113) "praktichieskaia-riealizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-ikt-shkol-naia-ghazieta-piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "102766"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402550840"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "учебно-методическое пособие по дисциплине иностранный язык для студентов 1 курса"
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebno_mietodichieskoie_posobiie_po_distsiplinie_inostrannyi_iazyk_dlia_studie"
    ["file_id"] => string(6) "366552"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481038805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства