Проблема учебной мотивации – одна из главных, с которой приходится функционировать школьному психологу. Случается, что по тем или иным причинам ребенок начинает обучаться хуже, чем позволяют его способности, теряет интерес к учебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы стимулирования мотивации учения»
Методы стимулирования мотивации учения.
Проблема учебной мотивации – одна из главных, с которой приходится функционировать школьному психологу. Случается, что по тем или иным причинам ребенок начинает обучаться хуже, чем позволяют его способности, теряет интерес к учебе. Родители и преподаватели, перед которыми встают эти вопросы, не редко ощущают себя бессильными. Учеба - главной вид работы ребенка школьного возраста. Успеваемость на сегодняшний день представляет собой основным критерием оценки работы учащегося. Когда речь идет о причинах снижения успеваемости, уместно рассмотреть два момента: первый связан со способностями, а второй –с мотивацией.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых находится зависимости эффективность покупки информации, знаний, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения. Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию. Определим мотивацию «как комплекс причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и динамичность». Мотивация разъясняет направленность процесса, организованность и устойчивость целостной работы, стремление к достижении некой задачи. Мотивация как таковая, имеет многоплановую структуру, которая включает личностный суть, типы мотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из таких составляющих имеет конкретное значение в формировании учебной мотивации ребенка.
Суть учения (внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу) образуется из последующих моментов: 1) осознание ребенком беспристрастной важности учения, которая определяется нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье такого ребенка; 2) осознание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через степень притязаний ребенка, его самооценку. Из исследований психологов известно, что при осознании суть учения у школьников возрастают успехи в учебной работы, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее осуществляется его запоминание, динамично фокусируется внимание учащихся, повышается их способность к работе. Таким образом, смысл учения, его важность выступают базой мотивационной составляющей индивидуума учащегося. Что касается типов стимулов, то имеется немного вариантов их классификации. Стимулы могут быть познавательные и социальные, внешние и внутренние, которые направлены на обеспечение успеха или на избегание неудач. Знание того, какие именно стимулы доминируют, какие стимулы выступают ведущими в учебной работы определенного ребенка, может стать отличным методом в работе с его мотивацией. Так, стимулы могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулы напрямую связаны с учебной функционированиею. Это, прежде всего, интерес к процессу работы, интерес к результату работы, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо собственных качеств, способностей. Внешние стимулы провыступают тогда, когда функционирование осуществляется в силу долга, обязанности, для достижения определенного положения среди сверстников, по причине давления родных, преподаватели. К примеру, если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого процесса могут быть: желание получить хорошую отметку, продемонстрировать своим товарищам свое умение решать задачи, достигнуть похвалы преподаватели и т.д. Внутренними мотивами в этом случае являются: интерес к процессу решения задачи, к определениеу способа решения, результату и т.д. Также разделяют познавательные и социальные стимулы.
Познавательные связаны с оглавлением учебной работы и процессом ее осуществления. Познавательные стимулы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное улучшение способов добывания информации. Социальные стимулы связаны с различными видами социального нетворкинга школьника с прочими людьми. В соответствии еще одному варианту классификации стимулов учебной работы, у ребенка может присутствовать одна из двух тенденций мотивации: мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. Учащиеся, которые мотивированы на обеспечение успеха, традиционно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, которые направлены на обеспечение данной задачи. У школьника, мотивированного на избегание неудачи, цель, как правило, состоит не в том, дабы достигнуть успеха, а в том, дабы избежать неудачи. Такие дети не уверены в себе, опасаются критики, учебная деятельность не редко стимулирует у них отрицательные эмоции, лишь лишь они столкнутся с какими-то сложностями. Важное значение имеет еще одна составляющая учебной мотивации - целеполагание.
Целеполагание означает умение ребенка ставить перед собой задачи, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Также самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения имеют эмоции, испытываемые ребенком в процессе учебной работы и которые связаны с самой школой, с отношениями в коллективе сверстников и с учителями, с прочими аспектами школьной существования. Все это представляет так называемый эмоциональный компонент мотивации. Функционирование с проблемами учебной мотивации, важно понять, какова система мотивации этого определенного ребенка, какие именно стимулы доминируют, насколько развито целеполагание, какую роль играет для этого ребенка эмоциональный компонент. Конечно, диагностика только системы мотивации не ответит однозначно на вопрос: почему ребенок не справляется с программным материалом или стал хуже обучаться, но позволит создать единое представление о задаче, будучи составной частью всецелого психолого-педагогического обследования. При переходе из зачаточной школы в среднее звено, как правило, наблюдается определенное уменьшение качества успеваемости, следующий виток отмечается в 6-7 классах. Далее эффективность обучения различных учеников может развиваться по разным сценариям. Которые возникли неудачи в учебной работы станут своевременно замечены, проанализированы, обнаружены предпосылки и проведена соответствующая коррекция, ребенок сбережёт свой внутренний статус «хорошего ученика», а заодно научится преодолеть сложности. Если же проблема останется нераспознанной, будет пущена на самотек, ученик, в конце концов, привыкнет к тому, что у него ничего не получается, а низкая мотивация может перерасти в отрицательное отношение ко всему, что сопряжено со школой. При расчете причин снижения мотивации и успеваемости важно учитывать и возрастные особенности учащихся. Так, именно на среднюю школу приходится пик подросткового кризисного состояния и становления индивидуума ребенка.
Особенности возраста обуславливают изменение ведущего вида работы ребенка, сейчас учеба становится на второй план. Психофизиологические особенности подростка говорят о том, что эмоционально-волевая сфера только находится на этапе собственного создания, настроение и интересы подростка нестабильны, чувства и желания противоречивы. Таким образом, уменьшение учебной мотивации может являться следствием вступления ребенка на новый возрастной этап, поиска себя в мире взаимных отношений с окружающими. В данный промежуток для ребенка как никогда важна помощь значимых взрослых (родителей, учителей), их осознание и принятие изменений, которые происходят в существования подростка, их умение адаптироваться к новой ситуации. Нужно понимание, в чем должны заключаться усилия психолога в решении этой проблемы, а в чем – учителей и родителей. Функционирование психолога с проблемой учебной мотивации выстраивается в трех направлениях: групповая и индитипуальная функционирование с учащимися; работа с учителями, работа с родителями. Работа психолога с учебной мотивацией начинается с мониторинга, в результате которого выявляются учащиеся с не высоким степенью мотивации, с негативным отношением к школе, учащихся с внешней мотивацией (в связи с амбивалентностью этого вида мотивации). Второй этап – многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями данных детей).
Обследование осуществляется по следующим направлениям: 1. Разговор, наблюдение; 2.Диагностика внимания, памяти, мышления; 3.Степень школьной тревожности; 4. Определение главных стимулов; 5. Диагностика самооценки, показателя притязаний; 6. Диагностика мотивации достижения успехов; 7. Социальная установка (отношение к школе); 8.Индивидуальные качества; 9. Межличностные отношения. В результате комплексной диагностики определяется проблема. К примеру, причиной снижения успеваемости и учебной мотивации может быть дальнейшее: 1. Несформированность образовательных знаний в зачаточной школе; 2. Несформированность когнитивной сферы (внимание, память и т.д.); 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы; 4. Болезни; 5. Установки родителей по отношению к учебной работы: безразличие, либеральность (потакание), чрезмерная требовательность; 6. Межличностные отношения; 7. Тревожность, боязни, которые связаны с различными сторонами школьной существования; 8. Ребенок по каким-то причинам отстал в освоении учебного материала и не знает, как наверстать; 9. Отсутствие осознанного отношения к учебе как к основному виду своей работы; 10. Непрестижность учебы в классе; 11. Неинтересно, скучно на тех или иных уроках; 12. Отношения с учителем; 13. Другие приоритеты (улица, асоциальная среда). Далее в зависимости от выявленной проблемы планируется индивидуальная работа с ребенком, родителям ребенка и учителям даются советы по поддержке учебной работы этого ученика. Если в каком-то отдельно взятом классе наблюдается резкое уменьшение мотивации в целом, необходимо провести в коллективе мониторинг межличностных отношений, мониторинг главных стимулов учебной работы и образовательных предпочтений, диагностику главных модальностей, главных анализаторов, а также побеседовать с учителями-предметниками. Приемы стимулирования и мотивации учебной работы выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: в первую очередь, механизм обучения невозможен без наличия у учащихся определенных стимулов работы; во вторую очередь многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, приемы эмоционального стимулирования и др.). Приемы стимулирования и мотивации учения - группа методов, которая нацелена на развитие и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной работы обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и которая включает в себя две подгруппы: Приемы стимулирования и мотивации интереса к учению - развитие эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; развитие ситуации успеха в учении; Приемы стимулирования долга и ответственности - разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания. В целях подкрепления и усилия влияния на личность школьника тех или иных факторов применяются разные приемы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:
Эмоциональные приемы мотивации:
1 - поощрение, порицание
2 - учебно-познавательная игра,
3 - развитие ярких наглядно-образных представлений,
4 - развитие ситуации успеха,
5 - которое стимулирует оценивание,
6 - свободный выбор задания.
Познавательные приемы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 - развитие проблемной ситуации, 3 - побуждение к определению всех решений, 4 - выполнение творческих заданий, 5 - «мозговая атака», Волевые приемы мотивации: 1 - предъявление учебных требований, 2 - инразвитие об обязательных результатах обучения, 3 - познавательные затруднения, 4 - самооценка работы и коррекция, 5 - рефлексия поведения, 6 - разработка планов будущей работы. Социальные приемы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2 - побуждение подражать сильной личности, 3 - формирование ситуаций взаимопомощи, 4 - поиск контактов и сотрудничества, 5 - мотивация в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование. Таким образом, для становления мотивации нужно использовать не один путь, а все приемы и приемы в определённой системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.