Формирование трудовых навыков на уроках сельскохозяйственного труда
Формирование трудовых навыков на уроках сельскохозяйственного труда
При организации практических работ на участке применяю различные формы. На этапе первоначального усвоения приема (работа мотыгой, граблями, подготовка почвы в посевных ящиках и др ) применяю фронтальную работу со всей трудовой группой и индивидуальную работу с учеником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование трудовых навыков на уроках сельскохозяйственного труда»
КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат» 2016-17 учебный год
Формирование трудовых навыков на уроках сельскохозяйственного труда
Учитель трудового обучения
Туманов А.Н.
Темпработыучащихся
При проведении комплексных практических работ учащиеся разных классов должны работать в определенном темпе. Общий темп работы складывается из скорости выполнения основных и вспомогательных операций и переходов от одного объекта к другому.
Известно, что выполнение трудовых заданий по сельскохозяйственному труду почти всегда связано с переходом учеников от места сбора и инструктажа к объекту работы, к источнику воды, к инвентарному помещению и т. д.
Требование минимальных затрат времени на переходы в раз ной мере предъявляется учащимся младших и старших клас сов. Во время предварительного инструктажа им сообщают -вре- мя, отводимое на переходы, а в ходе работы следят за его соблюдением.
Требования к скорости выполнения основных и вспомогательных операций различны для учеников разных классов.
Ученикам V—VI классов при изучении новых тем, когда они затрудняются в усвоении конечной цели и плана работы не дают заданий на скоростное выполнение операций. Однако в дальнейшем следует заботиться о постепенном наращивании темпов работы.
В VII—IXклассах темп работы учеников на каждом занятии определяется заданной нормой.
Нужно отметить, что:
данная работа должна проводиться систематически.
уже на этапе обучения, при выполнении упражнений показывать положительные примеры, проводить экономические расчеты и сравнительный анализ. включать жизненные ситуации, которые направлены на мобилизацию и развитие способностей учащихся.
первоначально давать кратковременные задания, а затем постепенно усложнять их, указывать время на его выполнение и норму выработки. Подводить итоги, выявлять причины успеха или неудач, определять перспективу развития конкретному ученику ( над чем и как работать).
при формировании жизненно важных умений и навыков я применяю прием совместной работы со всеми учащимися. На мой взгляд это самый действенный универсальный наглядный метод обучения ( это обучение темпу, качеству, рабочей позе, технологии выполнения, взаимопомощи и др.).
При организации практических работ на участке применяю различные формы. На этапе первоначального усвоения приема (работа мотыгой, граблями, подготовка почвы в посевных ящиках и др ) применяю фронтальную работу со всей трудовой группой и индивидуальную работу с учеником.
При выполнении объемного задания ( перекопка почвы, сортировка урожая, весеннее закрытие влаги и др) – планирую групповую форму организации с элементами трудового соперничества. Работу в парах выбираем при уборке урожая, переноске грузов и др. При такой форме организации учитываю интересы учащихся, если они не мешают общему плану работы.
Распределяю учащихся в трудовые пары: физически слабого и сильного, или быстро усваивающего учебный материал и трудовые приемы с учеником, которому это дается с трудом.
Индивидуальную работу планирую так, чтобы каждый ученик знал, что от него требуется в конечном итоге и смог ее выполнить.
Следуя рекомендациям Е.А.Ковалевой (до конца занятия все учащиеся должны быть заняты работой). Планирую загруженность каждого ученика с учетом его психофизических возможностей, указываю основное задание , его объем, время выполнения и дополнительное задание, которое может носить индивидуальную направленность или как оказание помощи товарищу.
Индивидуальную форму организации труда планирую в зависимости от содержания практического задания. Но особенно удачна она в период практики. Каждый учащийся получает карточку – задание , знакомится с ее содержанием, уточняет то, что ему не понятно, а затем приступает к выполнению задания.
Для поддержания здоровья в течение рабочего времени планирую несколько видов трудовой деятельности. Сменяемость задания поддерживает работоспособность. При выполнении самого задания предлагаю чередовать различные позы и устраивать отдых самим в зависимости от условий труда.
Сам объем трудового задания на карточке мобилизует учащихся, упорядочивает его деятельность, развивает самостоятельность и ответственность.
Целевая установка, объем задания и время ее выполнения, анализ выполненной работы, подведение итогов в конце урока – приучают к исполнительности, дисциплинируют учащихся. Хотя и здесь срабатывает человеческий фактор - если рядом нет посторонних людей у детей относительно высокая работоспособность, если же рядом появляются другие ребята или взрослые, то работоспособность снижается и это приходится учитывать при планировании работ и при подведении итогов.
Ковалева рекомендует: «Характеризуя поведение ученика не следует пользоваться общими оценками ( «хорошо», «плохо») , а нужно отмечать конкретные случаи опоздания, необоснованного ухода с места работы и, наоборот, своевременное начало и окончание работы, отсутствие простоев и непроизводительных затрат рабочего времени, посторонних разговоров и отвлечений и т.д.»
Поведение учащихся также обсуждается коллективно, причем учитель постепенно приучает их к объективной оценке, не взирая на дружеские отношения между ними и лидерство отдельных учеников.
Все случаи особого прилежания и явной недисциплинированности обсуждаются более подробно.
При оценке работы учеников следует различать общую ее оценку и оценку результата работы. Общая оценка дается с учетом личности ученика, его трудовых возможностей, прилежания и вообще поведения его во время данного занятия.
Оценка результата работы – правильности ее выполнения и качества- должна быть объективной и обоснованной.
Предлагаю еще одну форму учета знаний. умений и навыков при оценке его деятельности на участке.
ПАРАМЕТРЫ
Фамилии учащихся
1. Умение анализировать
2. Умение быстро включаться в работу.
3. Находить приемы быстрого выполнения задания.
4. Качество работы каждой операции ( вида труда)
5. Объем выполненной работы.
6. Трудовая дисциплина.
7. Самостоятельность.
В этом заложено формирование умения правильной самооценки своего труда учеником.
Распределение учебного времени по с\х труду зависит от возраста учащихся и может продолжаться от 2 до 4 учебных часов. Ковалева рекомендует после каждого часа занятий устраивать перерыв в зависимости от расписания 10-15 мин.
В старших классах при выполнении практических работ можно разрешать работать без перерыва.
В деле формирования трудовых навыков при организации работ ведущая роль принадлежит самому учителю Поэтому для меня нет мелочей ни в чем. На все, что требует сама жизнь, обращаю внимание детей и совместными усилиями добиваемся успехов.
Динамика физического развития учащихся, занимающихся с\х трудом показывает положительное влияние физического труда на ученика.
Если в 5 классе часть учащихся с трудом усваивали трудовые приемы, то к окончанию школы имеют достаточно сформированные умения и навыки. Многие выпускники могут выполнять задания наравне со взрослыми.
Мной определены следующие задачи:
Продолжать поиск и внедрение в учебный процесс новых технологий.
Изыскивать возможность для приобретения средств малой механизации на участке.
Продолжать работу по укреплению учебной базы уроков с\х труда.
Укреплять связи с другими классами для целенаправленного обучения учащихся работам на пришкольном участке с целью их социальной адаптации.
Итоги работы на пришкольном участке отмечены грамотами.
В заключение приведу слова ученика и соратника А.С.Макаренко В.Н.Терского. Он очень доступно определили роль педагога, занимающегося обучением учащихся труду:
«ПОЧЕМУ У НАС МНОГИЕ НЕ ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ? ДА БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОТОМУ. ЧТО НЕ УМЕЮТ ЕЕ ХОРОШО ДЕЛАТЬ. РАБОТАЯ ЧЕРЕЗ ПЕНЬ – КОЛОДУ, ДЕЛА СВОЕГО НЕ ПОЛЮБИШЬ. КАЖДЫЙ ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ОН УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ХОРОШО. И ПОЭТОМУ, МОЖЕТ БЫТЬ, ГЛАВНОЕ В НАШЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ - УЧИТЬ ДЕТЕЙ ХОРОШО ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ»
Только четкая целенаправленная спланированная работа воспитывает и развивает ученика, формирует умение и навыки, необходимые каждому человеку занимающемуся трудом на земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалева Е.А. Методика обучения с\х труду во вспомогательной школе- М.: Просвещение, 1980.
2. Логовеева Г.П. Методика обучения с\х труду- М.: Просвещение 1989.
3. Мирский С.Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе – М.: Просвещение, 1980.
4. Школа и производство // №2. 1998, №5, 2000, №3, 2001.
5. ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры. Рекомендации по оборудованию и благоустройству пришкольных участков- М.: 1989.