«Организация работы на учебно-опытном участке».
Цель: создание эстетически оформленного пришкольного участка, соответствующего требованиям учебных программ.
Задачи :
- совершенствование знаний обучающихся по биологии, экологии, географии и природоведению;
- формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры;
- формирование у учеников ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению ;
- воспитание у учащихся трудолюбия, любви к природе и сельскому хозяйству.
Учебно-опытный участок при МБОУ СОШ №78 предназначен для проведения в 1-11-х классах уроков по трудовому обучению, природоведению, биологии, экологии и организации работы на учебно-опытном участке;
опытнической и природоохранительной работы и экологического воспитания.
Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, приучает их к культуре труда.
Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии.
Важное место в работе школы занимает летняя практика обучающихся на УОУ. В этот период у школьников появляется реальная возможность применить теоретические биологические и сельскохозяйственные знания, отработать большинство агротехнических приемов выращивания культурных растений, перевести теоретические знания в практические умения и навыки. Важно, чтобы проводя опытническую работу, учащиеся видели результаты своего труда.
Работа учащихся в летний период осуществляется в трудовых бригадах соответствии с Положением о трудовых бригадах.
Характеристика отделов УОУ.
Цветочно-декоративный отдел – 0,3 га
Цветочно-декоративный отдел располагается возле парадного входа и на территории УОУ. Основное назначение отдела не только эстетическое, но и образовательное, поскольку на цветочно-декоративных растениях обучающиеся могут знакомиться с морфологическими, биологическими особенностями, закрепить знания о систематических группах в объеме программы по биологии. Поэтому для отдела подобраны культуры травянистыходнолетних и многолетних цветочно-декоративных растений. При планировке отдела н соблюдаются современные требования по фитодизайну, включая такие декоративные элементы как клумбы, альпийские горки, сочетая их с зеленым газоном, учитывая высоту, колер, время и продолжительность цветения.
В список растений выращиваемых в цветнике включены представители семейств, изучаемых в школе.
Отдел начальных класов- -10 м кв.
Обучающиеся начальных классов высаживают рассаду в коллекционном отделе овощных культур.
Отдел овощных культур – 12 км 2
Представлен из коллекции однолетних и двулетних овощных культур Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортами овощных культур, привития умений и навыков ухода за ними. Используется 5-польный севооборот. Также здесь расположен коллекционный участок овощных растений.
В овощном отделе выращиваются следующие культуры:
1.Морковь посевная, сорт «Нантская»
2 Лук ре?пчатый, сорт «Алеко»
3. Томат, сорт «Черри».
4.Карто?фель.
5. Пе?рец сла?дкий.
Полевой отдел -12 м2
Представлен коллекцией культур растений районированными сортами. Отдел предназначен для знакомства обучающихся с основными полевыми культурами, условиями их произрастания, использования в качестве продуктов питания, корма для животных, сырья для технической переработки. Полевые культуры необходимо выращивать в системе севооборота. Используем 5-польный севооборот
Отдел лекарственных растений - 10 м2
В лекарственный отдел включены растения:
1.Эхина?цея пурпу?рная
2. Клещевина обыкнове?нная
3 Чистотел большой
4.Тысячелистник обыкновенный
5. Шалфея лекарственного
6.Календула лекарственная
7.Одуванчик лекарственный
8. Мать-и-мачеха
9. Девясил высокий
10. Пижма обыкновенная
11. Ландыш майский
12. Базилика
13.Адо?нис весе?нний
14 Пустырника трава
15. Полынь обыкновенная
16. Подорожник большой
17Тимья?н, или Чабре?ц
18 Тмин обыкнове?нный
19.Пастушья сумка
20.Крапивадвудомная
21.Липа сердцевидная
Плодово-ягодный отдел – 23 м2
Отдел служит для размещения коллекции основных плодово-ягодных растений, необходимых для изучения способов выращивания, ухода, для практических работ. В плодово-ягодном отделе расположен питомник. В питомнике находится небольшая школка сеянцев и черенковый участок. Плодовый сад заложен в 2011 году.
Основные отделения питомника:
1) маточный сад – черенки (смородины, винограда)
2) плодовый сад
Культуры, произрастающие в данном отделе:
1.Черная смородины
2.Вишня садовая
3.Мали?на обыкнове?нная
4.Земляника садовая
5.Сли?ва
Отдел биологии растений-71 м2
Отдел биологии растений служит учебной базой школьных курсов ботаники и общей биологии. Здесь ставятся опыты, выясняющие биологические особенности, закономерности развития растений.
В отделе биологии растений производят:
1. посевы и посадки раннецветущих весенних растений;
2. опыты по изменчивости растений;
3. опыт с выращиванием в ящиках корневой системы моркови, редиса, кукурузы.
4. опыты физиологические;
5. опыты по введению в культуру диких полезных растений;
6. посевы и посадки экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде обитания.
В отделе представлены следующие подотделы:
Подотдел морфологии растений-12 м2
Задача отдела состоит в том, чтобы показать обучающимся внешнее строение цветковых растений в том объеме, который предусмотрен программой по биологии.
Практические занятия в этом отделе способствуют лучшему усвоению программы по ботанике. Занятия проводятся в форме наблюдений, коллекционирования и практических работ по уходу за растениями.
Корень
Стержневой -морковь, редис, клевер, бобы, лен.
Мочковатый - кукуруза, овес, тимофеевка, мятлик.
Видоизменения корня: корнеклубни - георгин; корнеплоды - морковь, свекла, петрушка, редька.
Лист
Показать разнообразие листьев по форме, рассеченности, расположению и т.д. Наиболее типичные формы листьев:
а). Простые листья с цельной пластинкоq.
б) Простые листья с лопастной, раздельной пластинкой.
в) Сложные листья.
Стебли с различным листорасположением.
Видоизменения листьев:- усы - горох, чина.
Подотдел Систематики растений-22м2
В отделе представлены все семейства, изучаемые по школьной программе.
Задача отдела состоит в том, чтобы дать на живых и общедоступных представителях морфологическую характеристику семейств и одновременно наметить основные группы растений по их использованию (дикие, сорняки, декоративные, медоносы, пищевые, кормовые, технические и т.п.).
Каждое семейство размещается на двух делянках. Такое расположение удобно для проведения занятий и экскурсий.
Здесь представлены семейства, изучаемые по программе.
Класс двудольные:
-
Семейство крестоцветных- капуста декоративная, цинерария.
-
Семейство розоцветных - земляника, роза садовая.
-
Семейство бобовых - фасоль, горох.
-
Семейство пасленовых - табак душистый, томаты.
-
Семейство сложноцветных - астра, календула.
Класс однодольные:
-
Семейство лилейные - лилия тигровая, лук декоративный.
-
Семейство злаковых - костер безостый, овсяница голубая.
Подотдел коллекционный – 22 м2 .
Расположен в разных отделах УОУ. Предназначен для получения знаний обучающихся о удбекия.многообразии растений, их использовании, для развития творческих способностей и познавательных интересов. Организуется по принципу значения растений в жизни человека.
-
В этом отделе наряду с культурными сортами высажены дикие формы. В нем высаживаются растения, которые не вошли в коллекцию полевого и овощного отделов.
Цель коллекции - показать многообразие растений, что будет способствовать развитию у ребят интереса к биологии, формированию эстетических вкусов/
Подотдел экологии растений-15 м2.
В отделе находятся различные экологические группы растений: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые.
Дендрологический отдел
Представляет собой коллекцию деревьев и кустарников. Располагается по периметру учебно-опытного участка. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии,приспособленности к жизни в различных условиях.
Литература.
-
1. АграфоновН. В., МамоновЕ. В., Иванова И.В., Ващенко М.А., ВоробьевБ. Н., СкаковаА. Г. Декоративное садоводство, - М.: Колос, 2003
-
2. АксеновЕ. С., Аксенова Н. А. Декоративные растения . Т. 2. (Травянистые растения). Энциклопедия природы России. -М.,1997
-
3. Березкина И.В. Приусадебное цветоводство . - М.: Изд-во МСХА,1993
-
4. БоговаяИ.О., ТеодоронскийВ.С. Озеленение населенных мест.-М.,1990
-
5. БоговаяИ.О., Фурсова Л.М. Ландшафтноеискусство.- М.: Агропромиздат,1988.
-
6. Вакуленко В.В., ЗайцеваЕ. Н., Клевенская Т.М. и др. Справочник цветовода.- М.: Колос,1996.
-
7. Киселев Г.Е. Цветоводство.- М.: Колос,1964.
-
8. Лихачев Д.С. Поэзия садов.- СПБ.: Наука,1991.
-
9. Лунц Л.Б. Городское зеленое строительство.- М.:Стройиздат,1966.
-
10 СухановаН. В. Ландшафтноепроектирование, озеленение и благоустройство.- Уфа: Вагант, 2005.
-
11. ЮскевичН.Н., ВисящеваЛ.В., Краснова Т.Н. Промышленноецветоводство России.- М.:Росагропромиздат,1990.