ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед современной школой стоит задача подготовки образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, обладающей в достаточной степени сформированной мотивацией к самоутверждению.
«Цель педагога – сознательное стремление, осознанное решение изменить в лучшую сторону индивидуальность учащегося: мотивационную и другие сферы» – отмечают О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк.
Мотивационная сфера представляет систему потребностей и связанных с ними мотивов. В психологии «мотив» соотносят либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так Л.И. Божович отмечает, что в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то, в чем нашла воплощение потребность.
Проектное обучение создает условия для творческой самореализации школьников в познавательной и активной преобразовательной деятельности, существенно повышает мотивацию учения, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать собственные результаты труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
FORMATION OF MOTIVATION OF THE DOCTRINE OF SCHOOLBOYS IN DESIGN ACTIVITY
Перед современной школой стоит задача подготовки образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, обладающей в достаточной степени сформированной мотивацией к самоутверждению.
«Цель педагога – сознательное стремление, осознанное решение изменить в лучшую сторону индивидуальность учащегося: мотивационную и другие сферы» – отмечают О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк [2].
Мотивационная сфера представляет систему потребностей и связанных с ними мотивов. В психологии «мотив» соотносят либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так Л.И. Божович отмечает, что в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом все то, в чем нашла воплощение потребность [1].
У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому можно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения [2]. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо стимулировать ее развитие системой продуманных приемов и методов. А.К. Маркова пишет: «Формировать мотивацию, значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика» [3].
Проектное обучение создает условия для творческой самореализации школьников в познавательной и активной преобразовательной деятельности, существенно повышает мотивацию учения, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать собственные результаты труда.
Однако, практика показала, что проектный метод обучения в современной школе не получил широкого распространения. Это объясняется тем, что применение метода проектов требует от учителя сложнейшей работы по подготовке и сопровождению проектной деятельности школьников.
Метод проектов учителями активно применяется на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Под методом проектов по технологии понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности школьников с целью решения проблем, связанных с проектированием, конструированием и изготовлением материального объекта.
Основываясь на закономерностях формирования мотивации, по аналогии получим закономерность формирования мотивации учения: мотивация учения будет тем выше, чем результативней проектная деятельность влияет на самоутверждение школьников. Таким образом, организация проектной деятельности, направленной на самоутверждение школьников, является действенным фактором формирования мотивации учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. 352с
2. Гребенок О. С., Гребенок Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000 – 572 с.
3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. 192 с.