Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников.
Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников.
Быстрое развитие современной цивилизации с присущими ей изменениями технологий, возрастанием роли информации, расширением свободы человека ставят перед школой ХХІ века задания становления личности обучающегося, которая умеет творчески решать проблемы, хочет изменить к лучшему собственную жизнь и жизнь своей страны, актуализации содержания и коренного переосмысления образования, создание жизненного пространства, направленного на развитие и саморазвитие компетентности личности. Одним из основных приоритетов развития образования есть развитие ее научно-исследовательской и научно-технической деятельности, интеграция науки и образования.
Актуальность исследования в том, что проектная деятельность формирует стремление к достижению успеха как учителя, так и ученика. А также учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую проблему, цель, способы деятельности, согласованные методы, которые направлены на достижение общего результата совместной деятельности.
Метод проектной деятельности содействует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по проекту, формирование рабочих групп, распределение обязанностей внутри рабочей группы, обозначение необходимых терминов и материалов для реализации проекта, обобщать полученную информацию, представлять результат исследовательской работы.
Метод проектов активно используется в системе образования и во внеклассной деятельности. Информация по методу проектной деятельности есть в педагогической и методической литературе. В работах частично раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников, охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя.
Объект исследования: процесс организации учебной проектной деятельности младших школьников.
Цель исследования: развитие форм и методов организации проектной деятельности в начальной школе, которые содействуют развитию умений для формирования проектной деятельности.
Некоторые ученые считают, что проектную деятельность можно считать как дополнение к некоторым видам обучения. Однако можно выделить основные направления, когда можно применять проектную деятельность.
- проект как метод обучения на уроке
- проектные технологии дистанционного обучения
- для формирования исследовательских навыков во внеурочной работе
- как метод организации исследовательской деятельности обучающихся
Учебный проект – это совокупность заданий учащимся, проблема, которую нужно решить, способы ее решения, формы организации взаимодействия ученика и учителя, деятельности, анализа результата и сопоставления его с предыдущей гипотезой.
Цели проектной деятельности:
- развитие коммуникативных способностей;
- повышение уровня самооценки, уверенности каждого участника;
- обеспечение механизма развития критического мышления ребенка;
- умение искать пути решения проблемы;
- развивать у обучающихся исследовательские умения, такие как: сбор информации, нахождение проблемы, обобщение.
Этапы реализации метода проектов
Этап предпроектной подготовки, который включает в себя формирование групп, определение объекта исследования, название темы, цели, методов исследования, разработка плана исследования, поиск информации, изучение литературы.
Исследовательский этап предусматривает сбор данных с использованием различных методов исследования, анализ литературных источников, обработка полученных данных, подготовка выводов, оформление результатов исследования.
Этап представления полученных результатов включает в себя публичную презентацию, анализ обработки полученных результатов, оценка работы в целом и отдельно каждого участника проекта.
В начальной школе обучающему бывает довольно сложно самостоятельно ориентироваться в проекте, поэтому учитель помогает ученикам обозначит цель проекта, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, говорит о результатах проектной деятельности.
Конечно, в начальной школе проекты – это скорее всего не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в способах поиска, сбора и обработки информации. Работа осуществляется под руководством учителя и родителей. Однако родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных. А вот помочь советом, интересом со стороны родителей – важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников.»
Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников (продолжение)
В начальной школе проектная деятельность имеет свои особенности, однако, привлекать учащихся к этому виду деятельности нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и представлений. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается последовательность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому значительная часть школьников может в дальнейшем так и не достичь желанных результатов в проектной деятельности.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним отраслям, т. к. для проекта нужна личностно-значимая и социально-значимая проблема, которая знакома младшим школьникам и имеет для них значение. Проблема проекта или исследования, которая обеспечивает мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в отрасли познавательных интересов учащихся и находится в зоне их развития.
На уроках и во внеклассной деятельности для формирования социальных навыков учащихся учитель использует различные социальные проекты. Представляю вашему вниманию социально – личностный объект «Профессии наших мам». Данный проект направлен на профориентационную работу. Проект долгосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: февраль-март 2016 года. Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам. Актуальность: воспитание любви и уважения к родной матери является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Участники проекта: учитель, обучающиеся 3-Б класса МБОУ «СОШ № 22», родители обучающихся. Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания учащихся о профессиях, трудовых действиях и инструментах труда.
Воспитательные:
- углубить у обучающихся осмысление того, что благосостояние нашей страны и всех граждан приумножается трудом;
- вызывать чувство уважения к трудящимся, стремление добросовестно работать;
- содействовать развитию трудовой активности и трудоспособности учащихся;
- поддерживать веру в свои силы и желание добывать новые знания.
Ожидаемые результаты:
- презентация «Профессии наших мам»,
- фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,
- классный час «Профессии наших мам».
Деятельность по решению задач проекта:
- выбор темы;
- составление плана;
- сбор и обработка информации и материала;
- привлечение многих видов деятельности;
- презентация проекта,
- открытые мероприятия.
В результате проекта получаем результаты:
- презентация «Профессии наших мам»,
- фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,
- утренник «Профессии наших мам»
- учитель, родители и обучающиеся удовлетворены результатами проекта;
- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Следующий проект, который я бы хотела представить вашему вниманию, проект «Мои права и обязанности». Мы начали его в сентябре 2016 года. Проект рассчитан три месяца. Проект включал в себя различные виды и формы работы. Это и родительские лектории на собраниях (в данном случае лекторий «Воспитание в семье»), и творческие выставки, и дидактические игры. И беседы, и сюжетно – ролевые игры, и сбор информации, чтение литературы, экскурсии, и как итог – открытый классный час «Мои права и обязанности». Цель: закрепить права, данные ребенку Конституцией Российской Федерации и обозначить круг его обязанностей. В данной проектной деятельности использовались поисковые, информационные, проблемные методы и приемы обучения. Прогнозируемый результат – правильно передавать, анализировать и обобщать информацию, умение делать выводы, устанавливать связи между объектами, повышение самооценки обучающихся.
Начиная с 2014 года в моем классе проводились такие проекты, как:
- «В царстве букв». Цель: - запоминание букв учащимися;
- «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи;
- «История моей семьи в истории Крыма». Цель – более глубоко и детальнее узнать историю своей семьи, насколько она связана с историей Крыма;
- правовой проект «Мои права и обязанности». Цель - воспитание правовой грамотности учеников;
- «Города Крыма». Цель: - познакомить учащихся с городами Крыма;
- «Отрывной календарь войны». Цель: - развитие патриотического воспитания, память о героях Великой Отечественной войны.
Итак, основная идея метода проектной деятельности в том, чтобы сделать акцент на активную умственную деятельность обучающихся в ходе общей творческой работы. Этот метод также формирует умения самостоятельной работы, главной особенностью которого является доступность темы и возможность ее изменения.
Таким образом, суть проектной деятельности в начальной школе – формирование интереса учащихся к учебной деятельности через метод проектов, который создает условия для творческой реализации обучающихся, повышает мотивацию получения знаний, повышает развитие интеллектуальных способностей младших школьников.
Литература:
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
Ермолаева А. А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.