kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быстрое развитие современной цивилизации с присущими ей изменениями технологий, возрастанием роли информации, расширением свободы человека ставят перед школой ХХІ века задания становления личности обучающегося, которая умеет творчески решать проблемы, хочет изменить к лучшему собственную жизнь и жизнь своей страны, актуализации содержания и коренного переосмысления образования, создание жизненного пространства, направленного на развитие и саморазвитие компетентности личности. Одним из основных приоритетов развития образования есть развитие ее научно-исследовательской и научно-технической деятельности, интеграция науки и образования.

 Актуальность исследования в том, что проектная деятельность формирует стремление к достижению успеха как учителя, так и ученика. А также учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую проблему, цель, способы деятельности, согласованные методы, которые направлены на достижение общего результата совместной деятельности.

Метод проектной деятельности содействует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по проекту, формирование рабочих групп, распределение обязанностей внутри рабочей группы, обозначение необходимых терминов и материалов для реализации проекта, обобщать полученную информацию, представлять результат исследовательской работы.

Метод проектов активно используется в системе образования и во внеклассной деятельности. Информация по методу проектной деятельности есть в педагогической и методической литературе. В работах частично  раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников, охарактеризованы этапы    учебного проекта, роль учителя.

Объект исследования: процесс организации учебной проектной деятельности младших школьников.

Цель исследования: развитие форм и методов организации проектной деятельности в начальной школе, которые содействуют развитию умений для формирования проектной деятельности.

Некоторые ученые считают, что проектную деятельность можно считать    как дополнение к некоторым видам обучения. Однако можно выделить основные направления, когда можно применять проектную деятельность.

 - проект как метод обучения на уроке

 - проектные технологии дистанционного обучения

 - для формирования исследовательских навыков во внеурочной работе

 - как метод организации исследовательской деятельности обучающихся

Учебный проект – это совокупность заданий учащимся, проблема, которую нужно решить, способы ее решения, формы организации взаимодействия ученика и учителя, деятельности, анализа результата и сопоставления его с предыдущей гипотезой.

Цели проектной деятельности:

 - развитие коммуникативных способностей;

 - повышение уровня самооценки, уверенности каждого участника;

 - обеспечение механизма развития критического мышления ребенка;

 - умение искать пути решения проблемы;

 - развивать у обучающихся исследовательские умения, такие как: сбор информации, нахождение проблемы, обобщение.

Этапы реализации метода проектов

  1. Этап предпроектной подготовки, который включает в себя формирование групп, определение объекта исследования, название темы, цели, методов исследования, разработка плана исследования, поиск информации, изучение литературы.
  2.  Исследовательский этап предусматривает сбор данных с использованием различных методов исследования, анализ литературных источников, обработка полученных данных, подготовка выводов, оформление результатов исследования.
  3. Этап представления полученных результатов включает в себя публичную презентацию, анализ обработки полученных результатов, оценка работы в целом и отдельно каждого участника проекта.

В начальной школе обучающему бывает довольно сложно самостоятельно ориентироваться в проекте, поэтому учитель помогает ученикам обозначит цель проекта, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, говорит о результатах проектной деятельности.

Конечно, в начальной школе проекты – это скорее всего не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в способах поиска, сбора и обработки информации. Работа осуществляется под руководством учителя и родителей. Однако родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных. А вот помочь советом, интересом со стороны родителей – важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьника.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников.»

Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников (продолжение)

В начальной школе проектная деятельность имеет свои особенности, однако, привлекать учащихся к этому виду деятельности нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и представлений. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается последовательность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому значительная часть школьников может в дальнейшем так и не достичь желанных результатов в проектной деятельности.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним отраслям, т. к. для проекта нужна личностно-значимая и социально-значимая проблема, которая знакома младшим школьникам и имеет для них значение. Проблема проекта или исследования, которая обеспечивает мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в отрасли познавательных интересов учащихся и находится в зоне их развития.

На уроках и во внеклассной деятельности для формирования социальных навыков учащихся учитель использует различные социальные проекты. Представляю вашему вниманию социально – личностный объект «Профессии наших мам». Данный проект направлен на профориентационную работу. Проект долгосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: февраль-март 2016 года. Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам. Актуальность: воспитание любви и уважения к родной матери является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Участники проекта: учитель, обучающиеся 3-Б класса МБОУ «СОШ № 22», родители обучающихся. Задачи проекта:

Образовательные:

- расширить и закрепить знания учащихся о профессиях, трудовых действиях и инструментах труда.

Воспитательные:

- углубить у обучающихся осмысление того, что благосостояние нашей страны и всех граждан приумножается трудом;

- вызывать чувство уважения к трудящимся, стремление добросовестно работать;

- содействовать развитию трудовой активности и трудоспособности учащихся;

- поддерживать веру в свои силы и желание добывать новые знания.

Ожидаемые результаты:

- презентация «Профессии наших мам»,

- фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

- классный час «Профессии наших мам».

Деятельность по решению задач проекта:

- выбор темы;

- составление плана;

- сбор и обработка информации и материала;

- привлечение многих видов деятельности;

- презентация проекта,

- открытые мероприятия.

В результате проекта получаем результаты:

- презентация «Профессии наших мам»,

- фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

- утренник «Профессии наших мам»

- учитель, родители и обучающиеся удовлетворены результатами проекта;

- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.



Следующий проект, который я бы хотела представить вашему вниманию, проект «Мои права и обязанности». Мы начали его в сентябре 2016 года. Проект рассчитан три месяца. Проект включал в себя различные виды и формы работы. Это и родительские лектории на собраниях (в данном случае лекторий «Воспитание в семье»), и творческие выставки, и дидактические игры. И беседы, и сюжетно – ролевые игры, и сбор информации, чтение литературы, экскурсии, и как итог – открытый классный час «Мои права и обязанности». Цель: закрепить права, данные ребенку Конституцией Российской Федерации и обозначить круг его обязанностей. В данной проектной деятельности использовались поисковые, информационные, проблемные методы и приемы обучения. Прогнозируемый результат – правильно передавать, анализировать и обобщать информацию, умение делать выводы, устанавливать связи между объектами, повышение самооценки обучающихся.


Начиная с 2014 года в моем классе проводились такие проекты, как:

- «В царстве букв». Цель: - запоминание букв учащимися;

- «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи;

- «История моей семьи в истории Крыма». Цель – более глубоко и детальнее узнать историю своей семьи, насколько она связана с историей Крыма;

- правовой проект «Мои права и обязанности». Цель - воспитание правовой грамотности учеников;

- «Города Крыма». Цель: - познакомить учащихся с городами Крыма;

- «Отрывной календарь войны». Цель: - развитие патриотического воспитания, память о героях Великой Отечественной войны.

Итак, основная идея метода проектной деятельности в том, чтобы сделать акцент на активную умственную деятельность обучающихся в ходе общей творческой работы. Этот метод также формирует умения самостоятельной работы, главной особенностью которого является доступность темы и возможность ее изменения.

Таким образом, суть проектной деятельности в начальной школе – формирование интереса учащихся к учебной деятельности через метод проектов, который создает условия для творческой реализации обучающихся, повышает мотивацию получения знаний, повышает развитие интеллектуальных способностей младших школьников.



Литература:

  1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

  2. Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.

  3. Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Парамонова Лада Анатольевна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Проектная деятельность  как  один из инновационных методов в образовании "
    ["seo_title"] => string(77) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odin-iz-innovatsionnykh-mietodov-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "109138"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404141871"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников "
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia-proiektnogho-mietoda-obuchieniia-v-dokladakh-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196716"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства