Использование современных технологий для формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках математики
Использование современных технологий для формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках математики
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Тема доклада мною выбрана не случайно, так как на современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формирования ключевых компетенций, в частности. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий для формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках математики»
7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Формирование компетентностей - это не смена содержания, а смена технологий обучения. Это другое устройство уроков, другое устройство жизни школы».
Е. А. Коган
Тема доклада мною выбрана не случайно, так как на современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формирования ключевых компетенций, в частности. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
Формирование необходимых современному ученику компетенций, будет наиболее эффективным, если в учебно-образовательном процессе использовать следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию обучения в сотрудничестве. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Формирование ключевых компетенций учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы, так как они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младших школьников.
Готовясь к уроку, мы должны задавать себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний.
Реализация компетентностного подхода - это важное условие для повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чём выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях.
Формирование ключевых компетенций у учащихся происходит на всех уроках, но мне хотелось бы остановиться на предмете – математика.
Если на уроке систематически использовать компетентностный подход, то это будет способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся. Повысится математическая грамотность учащихся.
На уроках математики уделяю большое внимание грамотной математической речи, дети учатся доказывать, выстраивать логические цепочки рассуждений. Это позволяет формировать коммуникативные навыки. Для формирования грамотной логически верной речи можно использовать устные упражнения, включающие задания на грамотное произношение и употребление имён числительных и математических терминов.
Я хочу показать, какие компетенции, формируются у учащихся на этапе, который мы проводим каждый урок – это устный счёт.
Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. На мой взгляд, развивать компетенции в математике возможно с помощью использования различных видов устного счёта.
Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, а также формирует у детей общекультурные компетенции и учебно-познавательные компетенции.
Например: При изучении по математике раздела «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» провожу устный счёт, который развивает у учащихся умение ориентироваться в числовом ряду. Формируется умение пользоваться многими математическими терминами.
Для этой цели используется числовая прямая с записанными на ней числами, изученными детьми.
Детям задаются вопросы.
– Какое число получится, если к 1 прибавить 1? (Два.)
– Где на числовой прямой расположено число 2 по отношению к числу 1?
– Какое число получится, если к 2 прибавить 1? (Три.)
– Как расположено на числовой прямой число 3 по отношению к числу 2? (Следует за ним.)
– Что можно сказать о числах 3 и 4? (Число 4 следует за числом 3.)
– Какое число надо прибавить к числу 3, чтобы получить число 4? (Один.) Следующее задание. Дети должны сами заметить пропущенные числа.
– Что заметили? (Учащиеся называют пропущенные числа, учитель наносит их на числовую прямую).
– Назовите «соседей» числа 6.
– Назовите «соседей» числа 8.
– Какое число является предыдущим числу 5 (4)?
– Какое число следует за числом 2 (3)?
– Назовите самое маленькое(самое большое)число на прямой.
– Какое число находится между числами 2 и 4 (8 и 10)?
Используя такие задания на уроке, у детей формируются учебно-познавательные и общекультурные компетенции.
Во время устного счёта всегда следить за грамотностью речи учеников и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на неё учитель просит сначала учеников и если только они затрудняются это сделать, оказывает помощь сам учитель.
Чтобы сэкономить время учителя и когда не планируется много времени уделять устному счёту, я часто работаю по таблицам с несколькими числами.
Предлагаю такую таблицу. (Приложение 1, таблица 1)
Дети читают числа, и идёт работа с данными числами.
На данном этапе урока необходимо отрабатывать у учащихся навыки устного счета. Дети развивают грамотность математической речи. Запоминают, вспоминают математические термины.
Например: предыдущее число, последующее число, повторяют разряд единиц, разряд десятков, чётные нечётные числа. С помощью таких таблиц у учащихся формируются общекультурные компетенции.
Это очень удобно. Потому что на следующий урок или через урок можно поменять числа и продолжить работу с теми же вопросами. При этом сэкономить время на подготовку к урокам.
Предлагаю ещё одну таблицу. (Приложение 1, таблица 2)
В этой таблице добавляются другие вопросы. Где учащиеся также развивают грамотность математической речи, и формируется умение пользоваться многими математическими терминами. Эти таблицы можно давать по вариантам.
Готовясь к уроку, подбираю задания, где содержатся сведения из окружающего мира. Это, позволяет знакомить детей с многообразием действительности, создаёт представление у них о ценности различных культур.
Я хочу показать ещё одну интересную таблицу, где указано, сколько может прожить дерево, если к нему бережно относиться.
Сосна
600 лет
Ель
1200 лет
Рябина
80 лет
Береза
250 лет
Сначала идёт работа по вопросам связанная с окружающим миром.
Затем можно продолжить по таблице используя цифры. (Приложение 1, таблица 3)
Создание такой определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Если эти таблицы использовать в системе, то учащиеся будут владеть всеми математическими терминами, которые изучали. А это значит, что у них сформируются учебно-познавательные компетенции, общекультурные компетенции.
На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого я разработала различные виды упражнений для устного счета.
Упражнение 1. Учитель диктует задания, дети устно решают и записывают ответ. (Приложение 1, таблица 4)
Упражнение 2. Это задание можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”. (Приложение 1, таблица 5)
Следующий вид заданий направленный на правильное произношение математических терминов.
«Назовите математические термины».
1. Текст, в котором содержится условие и вопрос? (Задача.)
2. Геометрическая фигура, у которой три стороны, три вершины, три угла? (Треугольник.)
3. Число, в котором 1 десяток и 2 единицы? (12)
4. Как по-другому называют число десять? (Десяток.)
5. Название числа, которое вычитают? (Вычитаемое.)
6. Знак сравнения, который указывает, что верное равенство. (Равно.)
7. Единица измерения жидкости. (Литр.)
8. Единица измерения длины. (Сантиметр, дециметр.)
В своей работе во время устного счёта использую решение магических квадратов, магических треугольников и магических звезд. Опыт использования магических квадратов на уроках показывает, что в первую очередь такой вид работы вызывает интерес у учащихся. В учебниках математики встречаются такие задания. Использование магических квадратов способствует не только формированию вычислительных навыков, но и развитию мышления, логики, умения планировать и контролировать свою деятельность. А так же у учащихся формируются учебно-познавательные компетенции.
Например: дан магический квадрат. Какое число должно стоять в пустой клетке.
8
18
4
6
10
16
2
12
Дети учатся рассуждать так:
Найду постоянную сумму квадрата, для этого найду сумму левого столбика: 18+10+2=30
Найду сумму известных чисел, где находится пустая клетка.(4+12=16)
Найду число, которое должно стоять в пустой клетке. (30-16=14)
Проверю, будет ли квадрат магическим, для этого найду сумму в средней строке и сравню её с постоянной суммой квадрата. (14+6+10, 30=30, данный квадрат магический).
Такую работу можно проводить в группах. Дети обсуждают в группе правильное решение. Совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. Последовательно выполняют ход рассуждения. Работа в группах способствует формированию коммуникативных компетенций.
На уроках использую решение задач при помощи магических квадратов.
Выберите из первой строки наибольшее число, из второй – наименьшее число, из третьей не наибольшее и не наименьшее. Сумма трёх выбранных чисел даст вам ответ 79.
Но в первую очередь мы должны определить, является ли квадрат магическим?
Задаём вопрос детям. Как определить, является ли квадрат магическим? Дети должны знать.
Сумма чисел в строках, столбцах и диагоналях должна быть равна.
38
17
26
27
19
13
14
28
36
Дети начинают рассуждать.
В первой строке наибольшее число – 38.
Во второй строке наименьшее число – 13.
В третьей строке самое наименьшее число - 14, самое наибольшее – 36, значит, выбираем число 28.
Находим сумму трёх выбранных чисел.(38+13+28=79).
Для знакомства детей с окружающим миром можно использовать дополнительную литературу. (Дети знакомы с такими животными, как лось и заяц. А вот с гепардом нет. Поэтому можно рассказать о нём. Можно детям предложить заранее найти информацию об этом животном.
По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с длинными ногами и небольшой кошачьей мордой. Окраска жёлто-серая с бурыми и чёрными пятнами. Гепард встречается в Африке и Южной Азии. Гепард быстро привыкает к человеку и становится ручным. Приручать его стали давно для охоты. У гепарда сильные и быстрые ноги, охотится он исключительно на антилоп).
Решение таких задач позволяет доказывать и обосновывать правильность своего вывода, формирует речь детей. В ходе решения таких задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, выбирать рациональное решение. А так же такие задания работают на развитие математического мышления, способность рассуждать, делать логические выводы и умозаключения.
Задания, которые содержат сведения из окружающего мира, позволяют знакомить детей с многообразием действительности. А это всё способствует формированию у учащихся общекультурных компетенций. Ещё раз можно убедиться, что благодаря применению различных математических заданий, у детей формируются компетенции.
В своей работе использую задачи – шутки, задания на сообразительность.
Например:
Из какой посуды ничего нельзя съесть? (из пустой)
Как в решете воду принести? (заморозить воду)
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько деревьев зацвели? (в январе деревья не зацветают)
Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит в нём ничего нет)
Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?(2 кошки)
На уроках математики я применяю систему математических заданий, которые прописаны в тематическом планировании.
Традицией урока стали графические диктанты, (Приложение 1, таблица 7), которые направлены на развитие логического, образного и пространственного мышления. При этом у учащихся формируются учебно-познавательные компетенции.
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Практика работы в школе убеждает в том, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования различных компетенций. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований и различных форм сотрудничества. Результатом формирования ключевых компетенций у младших школьников является стабильная и положительная динамика показателей обученности на уроках математики. 2017-2018 учебный год – 86% качество ЗУН. В 2018-2019 учебном году – 90% качество ЗУН. В 2019-2020 учебном году – 92% качество ЗУН.
Кроме того, использование на уроке игровых приемов, проблемных ситуаций, творческих заданий, дополнительного и занимательного материала приводит к увеличению числа ребят, желающих принять участие в конкурсах различных уровней. Дети с удовольствием участвуют и имеют награды в таких конкурсах, как «Кенгуру» - 3 победителя, «Юный интеллектуал» - 2 победителя, «Познание и творчество» - 2 победителя, «Международный Молодежный чемпионат по математике» - 1 победитель, «Секретный код» - 9 победителей и 7 призеров, «Ребус» - 2 победителя и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация нам представляется возможной.
Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексютина Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге // Учительская газета. — 2002. — №51. — http://www.ug.ru/02.51 /t5 .htm
2.Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-24.htm
3.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/
5.Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] /О.Е.Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
6.Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода» // Первое сентября. — 2005. — №18. — http://ps.lseptember.ru/article.php?ID=200501806
7.Нестеренко, Ю. В. Лучшие задачи на смекалку [Текст] / Ю. В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М. К. Потапов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
8.Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. 2006. №4. С. 78-84.
9.Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] И. С. Фишман.[Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].