Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование трудовых и профессиональных навыков учащихся"»
8
Доклад на тему:
«Система работы по формированию профессионально - трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения»
Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, а также профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Современная структура коррекционной школы VIII вида предусматривает три этапа трудовой подготовки:
I этап — пропедевтический с 1 по 4 класс (ручной труд, разделение детей на будущие профессии);
II этап— профессионально-трудовое обучение 6-9 класс;
III этап — производственный, углубленное изучение конкретной профессии 10-12 класс.
Рассмотрим более подробно задачи каждой ступени трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта по развитию двигательно-моторной сферы и формированию профессионально-трудовых приемов.
Занятия ручным трудом в 1 – 4 кл. направлены на всесторонне развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. Одна из задач данного периода – подготовка школьников к профессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, правила безопасной работы с ручным инструментом и т.д.), накопление элементарного трудового опыта. На данном этапе учащиеся способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с ручным инструментом, но задача овладения профессиональными трудовыми приемами и навыками не ставиться. Уровень развития трудовых возможностей формируется на уровне предварительных навыков.
На занятиях ручного труда также решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей и определяется соответствующий вид труда для дальнейшего обучения.
На этапе профессионального обучения в школьных мастерских (5 – 9 кл.) учащиеся овладевают доступными для них профессиональными приемами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Задача второго периода обучения в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Овладение навыками осуществляется постепенно, путем проведения специальных упражнений, а также при изготовлении изделий. В начале обучения происходит формирование простейших приемов с использованием станочного оборудования (сверлильного станка, швейной машины), ряда приспособлений и более широкого набора инструментов. Возросшие трудовые умения позволяют в дальнейшем переходить к работе на станках и машинах производственного типа, а также освоению более сложных машинных работ. На данном периоде создаются условия, при которых значительно эффективнее формируются трудовые навыки – практические работы с пооперационным разделением труда.
Этап производственного обучения завершает трудовую подготовку школьников. В этот период учащиеся совершенствуют трудовые навыки и овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Их трудовые навыки достигают норм производительности труда рабочих на данном производстве или достаточно близки к ним. Содержание обучения включает последовательное освоение различных видов работ на одном рабочем месте или при смене рабочих мест в определенном порядке (на конвейере сборки или пошива изделий).
Если проанализировать действующие программы профессионально-трудового обучения, то можно сделать вывод, что в них предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков.
Рассмотрим построение программ, характерное для всех видов труда коррекционной школы. Программы построены по операционно-комплексной системе, когда с большинством приемов труда учащиеся предварительно знакомятся при выполнении упражнений с последующим использованием этих приемов в комплексных практических работах, включающих различные операции. Учебный материал распределен по темам. В основу подбора учебных тем взята последовательность, свойственная профессиональному обучению.
Структура тем в основном одинакова и имеет три подраздела:
Изделия или объекты работы
Технические сведения
Умения и приемы работы
Раздел «Умения и приемы работы» включает сведения, по своему содержанию относящиеся к двум группам: в первой группе («Умения»), занимающей небольшой объем, содержатся сведения, непосредственно связанные с решением наиболее сложной задачи в ходе трудовой подготовки умственно отсталых учащихся – коррекцией их недостатков в трудовой деятельности; ко второй группе относятся конкретные названия приемов работы, которыми необходимо овладеть школьникам. Перечень приемов, рекомендуемых программой, учитель обычно дополняет, исходя из той технологии, которая характерна для данной практической работы.
Программы профессионально-трудового обучения коррекционной школы построены таким образом, что в течение всего курса учащиеся знакомятся с новыми для них трудовыми приемами.
Работа по формированию трудовых приемов и навыков на уроках трудового обучения проходит поэтапно:
1 этап – ознакомление и первоначальное освоение технологического приема;
2 этап – овладение профессиональными приемами труда;
3 этап – совершенствование трудового приема и формирование навыка.
Первоначальное освоение технологического приема
При первом ознакомлении с приемом и обучении учащихся трудовым движениям учитель сначала показывает, как выполняют тот или иной технологический прием в рабочем темпе, затем в замедленном и в конце опять в рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учитель объясняет, как осуществляется каждое рабочее движение. При первоначальном ознакомлении учащихся с результатом нового приема учитель останавливается лишь на правильных характеристиках. После объяснения учителя и практического показа, ученики выполняют тренировочные упражнения. Как показывает практика, процесс обучения технологическим приемам идет гораздо успешнее, если первичное усвоение приемов осуществлять изолированно от конкретных практических работ учащихся – в тренировочных упражнениях. Там, где не проводятся специальные занятия по ознакомлению учащихся с новыми для них технологическими приемами и эти приемы учащиеся осваивают попутно в ходе практических работ, обучение имеет ряд недостатков. Основной недостаток заключается в том, что в этом случае технологические приемы усваиваются механически, неосознанно. Заученные без достаточного понимания, они становятся косными и не могут переноситься в новые условия. Кроме того, нередко учащиеся усваивают неправильную технику выполнения таких приемов и впоследствии их требуется переучивать.
Упражнения по первоначальному освоению нового приема целесообразно выполнять на специальных образцах. Это позволяет учащимся действовать смелее, не рискуя испортить изделие. Перед выполнением упражнения учитель указывает школьникам, на что следует обратить внимание при отработке трудовых движений. Чтобы не вырабатывались неправильные приемы, заметив ошибку, учитель останавливает работу, вновь объясняет и показывает, как надо держать инструмент и перемещать его рабочую часть относительно заготовки. После того, как у школьников сложилось верное представление о результате выполнения приема и двигательной программой изучаемого приема, учитель должен остановиться на типичных ошибках и раскрыть их причину.
Объясняя и показывая трудовые действия, нужно иметь в виду, что многие учащиеся коррекционной школы с большим трудом запоминают двигательный комплекс приема (положение тела, хватку инструмента, траекторию движения руки, величину приложенных усилий). Помогают учащимся усвоить трудовые действия учебные таблицы с рисунками отдельных положений работающего. Если учитель показывает трудовые приемы и действия без иллюстративного материала, то многие учащиеся не запоминают их особенности и последовательность. Таким образом, основной результат первоначального ознакомления учащихся с новыми для них приемами заключается в представлении и понимании их содержания. В своей педагогической практике учитель труда должен стремиться к тому, чтобы трудовые действия учащиеся выполняли осознанно.
Овладение профессиональными приемами
Во время подготовительных и тренировочных занятий учащиеся знакомятся с новыми приемами труда, отрабатывают отдельные профессиональные приемы. Однако этого еще недостаточно для развития способности умело действовать в разных ситуациях трудовой деятельности. Трудовое умение в целом формируется в процессе работы над такими заданиями, которые содержат комплекс задач. Условиям развития трудовых умений, близких по своему характеру к профессиональным, отвечают комплексные практические работы, в ходе которых учащиеся изготавливают общественно полезные изделия.
В тоже время следует отметить, что не все комплексные работы создают благоприятные условия для развития трудовых умений. При повторении одной и той же работы мало развивается способность выбирать необходимые трудовые действия. Комплексные практические работы тогда направлены на развитие трудовых навыков, когда они содержат элементы нового (новая конструкция изделия, новый материал и т.п.).
Проведение занятий данного типа связано с правильным выбором изделий. Действующие учебные программы позволяют учителю выбирать изделия, или заменять их другими. Однако такой выбор или замена должны быть обоснованы. Технология изготовления изделий должна всегда соответствовать программному материалу, т.е. содержать достаточное количество упражнений по отработке новых приемов труда.
Организуя такую работу, учитель встречается с необходимостью дифференцировать сложность изделия или технологию изготовления в соответствии с реальными возможностями школьников. Учитель может облегчить трудовое задание за счет упрощения технологии или наоборот усложнить трудовое задание. При этом необходимо избегать противоположных по своему характеру ошибок. С одной стороны, облегченные приемы нецелесообразно формировать на уровне навыков, так как это затрудняет последующее овладение профессиональными приемами. С другой стороны, нельзя усложнять задание, применяя недоступные для учащихся в данный период приемы труда. Высокопроизводительные приемы надо включать в обучение в тот период, когда они становятся доступными для учащихся с данной трудовой подготовкой.
При работе над комплексными заданиями закрепляется двигательная программа и наращивается темп работы. Учителю необходимо своевременно выявлять причины отставания отдельных учащихся и постоянно заботиться об устранении ошибок и недостатков в работе учащихся.
На данном этапе формирования двигательных трудовых приёмов, учителюнеобходимо выделить для наблюдений несколько параметров:
- правильность выполнения двигательного приёма (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приёма;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
- темп овладения приёмом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приёма, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичного и нового изделия);
- качественный результат выполнения.
Совершенствование трудового приема и формирование навыка
В новом трудовом задании почти всегда есть уже знакомые учащимся элементы. Поэтому в процессе комплексных практических работ, овладевая новыми трудовыми умениями, школьники повторяют ранее пройденный материал. Однако в профессиональном обучении недостаточно такого частичного повторения. Для формирования трудовых навыков необходима такая организация работы, в которой весь комплекс действий работающего периодически повторяется. Эта задача решается во время проведения темы «Практическое повторение» или производственной практики. Организационно это выглядит так: сначала по каждой теме проводятся комплексные практические работы, где учащиеся овладевают новыми приемами работы, а затем учащиеся изготавливают такие же изделия, но в более высоком темпе, т.е. на данном этапе формируются профессиональные и скоростные навыки работы.
На данном этапе в качестве критериев оценки трудового навыка выступают правильность, легкость, скорость и плавность выполнения действий. Хотя для коррекционной школы не ставится задача совершенствования всех изучаемых трудовых действий до уровня сформированного навыка, практика показывает, что ряд основных операций по выбранному виду трудовой подготовки может быть усвоен большинством учащихся на профессиональном уровне или близко к нему.
Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.
Таким образом, в процессе обучения в специальной коррекционной школе у большинства учащихся формируются прочные умения и навыки, предусмотренные учебной программой по трудовому обучению.