kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педчтение на тему: «Формирование профессиональных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПТО в школе – интернате предполагает формирование устойчивого положительного отношения  к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

ПО в  старших классах строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Формирование профессиональных навыков у учащихся в старших классах происходит на основе знаний, полученных ранее, что позволяет решить вопросы преемственности в обучении в старших классах и сориентирует учащихся в правильном выборе профессии. Вопросы преемственности неоднократно рассматривались на МО ПТО.

Программный материал старших классов (утверждён в ООИУУ - институте усовершенствования; программа ПТО 12 класса экспериментальная) рассчитан на профессиональную подготовку учащихся в учебных мастерских, где организовано ПТО, на самостоятельное выполнение ими производственных заданий на уровне начального разряда квалифицированной характеристики столяра.

Как показывают результаты квалификационных экзаменов (выполнение творческих проектов) выпускника:

- умеют самостоятельно ориентироваться в трудовом задании, выполняют эскизы отдельных деталей, составляют план работы на изготовление изделия, затачивают и налаживают ручной инструмент;

- умеют выполнять весь комплекс работ по изготовлению несложных изделий;

- знают технологический процесс и технические условия на обработку и сборку деталей;

- знают требования, предъявляемые к качеству, выполняемой работы, правила подготовки инструмента, шаблонов и приспособлений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педчтение на тему: «Формирование профессиональных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы» »



Болховская общеобразовательная

школа - интернат







Доклад на педчтение:

«Формирование профессиональных навыков у учащихся старших

классов специальной (коррекционной) школы»





Учитель ПО:

Естин И.В.




г. Болхов, 2015

1

ПТО в школе – интернате предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

ПО в старших классах строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Формирование профессиональных навыков у учащихся в старших классах происходит на основе знаний, полученных ранее, что позволяет решить вопросы преемственности в обучении в старших классах и сориентирует учащихся в правильном выборе профессии. Вопросы преемственности неоднократно рассматривались на МО ПТО.

Программный материал старших классов (утверждён в ООИУУ - институте усовершенствования; программа ПТО 12 класса экспериментальная) рассчитан на профессиональную подготовку учащихся в учебных мастерских, где организовано ПТО, на самостоятельное выполнение ими производственных заданий на уровне начального разряда квалифицированной характеристики столяра.

Как показывают результаты квалификационных экзаменов (выполнение творческих проектов) выпускника:

- умеют самостоятельно ориентироваться в трудовом задании, выполняют эскизы отдельных деталей, составляют план работы на изготовление изделия, затачивают и налаживают ручной инструмент;

- умеют выполнять весь комплекс работ по изготовлению несложных изделий;

- знают технологический процесс и технические условия на обработку и сборку деталей;

- знают требования, предъявляемые к качеству, выполняемой работы, правила подготовки инструмента, шаблонов и приспособлений;


2

- знают устройство и принцип действия отдельных станков и приспособлений, требования безопасности труда в учебных мастерских и на предприятиях, а также правила безопасной работы на станках и др.

В настоящее время невозможно подготовить квалифицированного рабочего, не вооружив его системой знаний по выбранной специальности.

Выходя из стен школы, выпускник должен обладать достаточным объёмом общеобразовательных знаний и быть подготовленным к участию в одном из видов трудовой деятельности.

На примере наших выпускников можно сказать, что многие учащиеся достойно заняли своё место в жизни.

Так Попов А., Федин А., Цветков Р. Достойно отслужили в рядах ВС РФ.

Многие создали семьи, работают в строительстве, производстве. Это такие учащиеся, как: Плахов А., Старых А., Цуканов Р., Абрамов Н., Коноплёв Д., Федин А., Гусев С., Иванов И., Макеев С., Агапов И., Никитин Ф., Алексашин С., Шпильберг А. и многие другие воспитанники школы.

Формирование профессиональных навыков в школе проходит на основе: здоовьесберегающих технологий. Охране труда. Сдаче зачётов по ПТБ. Изучении инструкций по ПТБ и др.

Процесс обучения строится на личностноориентированном подходе к воспитанникам, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Учителю ПТО особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так одни учащиеся (Уткин С. )

испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хоть и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия (Горбунов А. ). Нужно понять состояние своего учащегося, его переживания и сомнения, вовремя его поддержать и тогда он пойдёт к намеченной цели и достигнет её.


3

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми воспитанниками, которые проявляют творческие способности, хотят научиться работать творчески, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении считаю выполнение «Творческих проектов».

Творческое проектирование – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих проектах ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной формы организации труда использую чаще при выполнении комплексных практических, курсовых, ремонтных работ, производственных заданий.

Производственные задания: сборка мебели (столов, тумбочек) в учебные классы; обустройство столярных мастерских; изготовление лавок на спортплощадку; обустройство спальных помещений и бытовых комнат; изготовление лопат для уборки снега; изготовление сувенирных изделий; ремонт помещений; ремонт столов, стульев, тумбочек, шкафов по школе и т.п.

Часто использую работу в парах, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которой невозможен общий успех бригады. Работа в парах эффективна.

Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях столярного дела необходимы для того, чтобы провести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиваться усвоения каждым из них своего объёма учебного материала.

Особое место при формировании профессиональных навыков в старших классах отводится изучению и работе на станочном оборудовании и электрифицированными инструментами, что приближает к производственному процессу на предприятии. Обучение работе на станках помогает лучше усвоить не только конкретные, но и общие умения в данном виде деятельности: умение внимательно следить за движением рабочих органов станка, контролировать правильность его работы по

4

звуку или вибрации, соблюдать ПТБ и т.д. Умения, полученные при обучении СД в ШИ, формируют профессиональные навыки, необходимые для разных профессий, т.е. программа предусматривает возможность дальнейшей специализации по другим профессиям. Пример: Пугачёв И. – работает токарем по обработке металла в с. Однолуки. Лёвочкин А. электрик районных электростанций, Цветков Р. Освоил штукатурные работы в г.Орле и др.

На формирование профессиональных навыков особое место отводится межпредметным связям. Одно из особенностей воспитанников состоит в нарушении их речи. Предлагаю придумать предложения со словами. Составление плана предстоящей работы. Для активизации мыслительной деятельности и более тонкому осознанию предстоящей практической работы обучающиеся представляется ответить на вопросы … по плакату «Подумай?»

Для анализа выполненной практической деятельности обучающихся также предоставляется ответить на вопросы … по плакату «Подумай и ответь» и др.

Без знания русского языка нельзя написать теоретическую часть «Творческого проекта». Математические действия необходимы при разметке, в процессе изготовления и контроля изделия. Не зная геометрию нельзя представить себе форму изделия.

Нельзя обойти предмет «Историю», особенно в год 70-летия Победы в ВОВ. На данную тему в учебных мастерских изготавливают сувенирные изделия, которые были представлены на выставках творчества учащихся в школе и районе.

Во внеурочное время учащиеся вовлекаются в посильный труд по самообслуживанию, уборке на закреплённых территориях, работе на пришкольном участке, по уходу за цветами, деревьями, ремонту мебели, одежды, школьного инвентаря и оборудования. В мастерских работают кружки «Сделай сам», «Мастерок», «Декоративная отделка», факультатив «Ремёсла Орловского края» и др. Занятия расширяют технический кругозор, позволяют им со временем




5

объединиться в стабильные группы по интересам. Большую роль в формировании стойкого положительного отношения к труду, к СД как к предмету играет организация выставок технического творчества. Данные выставки представлены следующим образом:

1) В учебной мастерской постоянно действующая выставка изделий;

2) Постоянно действующая выставка работ обучающихся представлена в музее школы;

3) Регулярно организуются выставки работ обучающихся и ярмарка распродажи на «Праздниках труда»;

4) Работы учащихся ежегодно представляются на районных и областных мероприятиях;

5) Второй год школа участвует в выставке технического творчества в районном фестивале среди учащихся и студентов «Талантов россыпь золотая»;

6) Выставка столярных изделий неоднократно присутствовала на празднике г.Болхова и т.д.

Творческие работы учащихся заключаются не только в изготовлении красивых, декоративных, необходимых для украшения быта изделий, но и позволяет применять своё творчество в изготовлении новых инструментов. Пример: так для изготовления изделия - подставка (корнепластика, мягкая мебель – изделие из ветвей, корней, сучков и др.) были сделаны инструменты: рубанок - шлифтик (для снятия коры и строгания в труднодоступных местах), также рашпили – шаберы 4-х видов (плоские, полукруглые, круглые) и др.

Инновационным моментом в ПО можно назвать обработку древесины «струной», т.е. электровыжигателем (данные приборы на рынке не продаются).

Разработаны несколько видов приборов с использованием различных электродеталей. Данный вид деятельности позволяет: сократить время изготовления; сократить ряд операций (пиление, долбление, работа стамеской, шлифование, лакирование и др.) – декоративные подставки, а также экономия материала, так при изготовлении карниза, отделочной рейки, плинтуса, наличника – всегда из одной доски выполняли одно изделие;

6

данный метод обработки позволяет получить 4 изделия, т.е. фактически безотходное производство. Эффективной проверкой качества знаний является использование программированного обучения. На каждом уроке ПТО в старших классах для учёта знаний учащихся использую карточки – задания, что является эффективной формой обучения.

Успех трудовой деятельности учащихся старших классов зависит от уровня их знаний и трудовых умений. В ШИ разработана зачётно - экзаменационная форма обучения. Зачёты и экзамены учащихся старших классов сдают каждые пол года по следующим предметам: материаловедение, строительное черчение, спецтехнология, охрана труда, оборудование, производственное обучение, ХОД, производственная практика и др.

Выбор профессии – это очень серьёзное дело. В нашей школе мы своим воспитанникам говорим следующие слова, помните что нет «интересных» и «неинтересных», «романтических» и «неромантических» профессий, а есть люди любознательные, относящиеся к своей работе с душой, с огоньком, с пониманием, и люди ленивые, равнодушные. Не забывайте пословицу «не место красит человека, а человек место».

Достойное место в жизни нашли многие выпускники нашей школы.

Пример: Федин А. – служил в СА. Освобождал и восстанавливал г. Цхенвали в Южной Осетии. В настоящее время работает в г. Мценске.

Мосичев С. На протяжении нескольких лет работает в детсаду г. Болхова и выполняет многие виды трудовой деятельности.

Игнатов А. – хорошо работает в ШИ.

Выпускников нашей школы можно встретить на многих строительных объектах Орловской области.

В настоящее время учебные мастерские по предмету ПТО «Столярное дело» работают над: творческими проектами, производят сборку мебели (шкафы, тумбочки), выполняют изделия из природного материала, декоративные подставки с элементами корнепластики – разработаны 6 видов, изготавливают сувенирные изделия (имитация среза дерева в виде овала), выжигание сюжетов, посвящённых:

7


- 70-летию Победы в ВОВ;

- святые места;

- исторические события, сюжеты. Вятичи;

- символы Орловской обл.,

- природа родного края;

- чудеса света России и Орловщины;

- животный мир Орловщины и др.


В результате качественного формирования профессиональных навыков, обучающиеся ШИ готовы к выполнению несложных производственных заданий самостоятельно, а более полная подготовка по одной определённой профессии дают положительные результаты.

Именно так поставлено дело в нашей школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Естин Иван Владимирович

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства