Доклад "Формирование профессионально-трудовых понятий и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью посредством внеурочной деятельности
Доклад "Формирование профессионально-трудовых понятий и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью посредством внеурочной деятельности
Доклад содержит информацию о внеурочной деятельности, способствующие формированию представлениий у учащихся о мире професии и навыков трудовой компетенции
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование профессионально-трудовых понятий и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью посредством внеурочной деятельности»
«Формирование профессионально-трудовых понятий и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью посредством внеурочной деятельности».
(Слайд 1) Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
(Слайд 2) Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
(Слайд 3) Мы, как педагоги школы-интернат, считаем, что учащиеся, помимо учебных знаний, должны получать навыки общения, сотрудничества, усваивать нравственные понятия и ценности, приобретать умения, необходимые для будущей трудовой деятельности, что отражено в основных задачах внеурочной работы с учащимися по формированию профессионально-трудовых навыков.
(Слайд 4) Информацию о профессиях учащимся педагоги могут преподнести с использованием разных методов и приемов, а именно наглядных методов, через наблюдение, экскурсии, рассматривание иллюстраций, демонстрация презентаций, просмотр мультфильмов и видеофрагментов о мире профессий. Не менее значимую роль в обучении играют практические методы - труд в природе, проведение театрализованных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению определенными умениями, базовыми элементами трудовой деятельности. Так же, важное значение имеют словесные методы: чтение художественных произведений, проведение тематических бесед, которые помогают сформировать представление о профессиях, формировать эмоционально положительное отношение к труду.
(Слайд 5) В нашем учебном учреждении регулярно организуются: праздники, концерты, спортивные соревнования, предметные викторины, инсценировки, акции. Различные мероприятия устраиваются и за стенами школы. Ученики выезжают или выходят на экскурсии, посещают такие учреждения как почта, магазины, вокзал, библиотеку, местный храм, художественную галерею. Цель этих мероприятий: развивать познавательный интерес, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться.
(Слайд 6-7) Как мы знаем, сюжетно-ролевые игры являются важным компонентом в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх, учителя обучают детей ситуациям, где учащиеся воспроизводят деятельность взрослых и их взаимоотношения. Играя, например, в такие игры, как «Накрываем на стол», «Путешествие на автобусе», «Магазин», «В больнице», ребята не только знакомятся с разнообразными профессиями, но и начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение, таким образом, возникает интерес к разнообразным видам труда взрослых. Так, девочки с большим удовольствием исполняют роли парикмахера, продавца, повара, портнихи, врача. Ребята же – водителя, полицейского, строителя.
(Слайд 8-9-10) Большое значение для формирования представлений о профессиях и обогащения знаний о труде взрослых, имеют экскурсии. Благодаря своей наглядности, доходчивости, экскурсия способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Для того чтобы экскурсии были интересными, педагоги подготавливают стихи, загадки, пословицы, тематические выставки. В рамках профориентационной деятельности для учащихся организуются экскурсии на почту, в городскую библиотеку, на вокзал, в магазины, в аптеку, в столярную и швейные мастерские. Эти экскурсии носят не только познавательный характер, но также позволяют совершать определённые действия, например, делать покупки, заполнять квитанции, отправлять письма и т.д.. Результатом целенаправленной экскурсионной работы является повышение интереса у учащихся к получению новых знаний и умений, что приводит к обогащению жизненного опыта, приобретению практических навыков.
(Слайд 11) Традиционно одним из направлений внеурочной работы являются досуговые мероприятия. Особый интерес школьники проявляют к конкурсно-игровым программам, которые не только предоставляют необходимую информацию, а ещё и вызывают радостные эмоции, развивают коммуникативные навыки. С помощью игровых мероприятий с элементами театрализации у ребенка можно сформировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к людям, к труду, к профессии, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире.
Так, например, одной из целей проведенного мероприятия «Осенние посиделки» с театрализацией русской народной сказки «Репка», было воспитание уважения к людям сельскохозяйственных профессий. Игра «Кто быстрее приготовит» - дала детям представление о профессии повара, помогла закрепить навыки приготовления блюд.
(Слайд 12) Внешкольное мероприятие «Про Машу и про лень» способствовало приобретению практического, жизненного опыта. Разыгранная учащимися сказка довела до сознания ребят необходимость трудиться и помогать старшим.
(Слайд 13)Внеклассное мероприятие «Кто в доме хозяин», насыщенное тематическими играми, подвело детей к выводу – чтобы стать хорошим хозяином, необходимо обладать определенным набором качеств, таких как трудолюбие, работоспособность, ответственность, хозяйственность. Дидактическая игра «Всё обо всём» позволила проверить базовые знания ведения домашнего хозяйства. В конкурсе «Дом содержим в чистоте» - школьники показали практические навыки владения веником и совком, собрали мусор в ведро. Конкурс «Чистое бельё» выявил умение развешивать бельё и пользоваться прищепками.
(Слайд 14-15) Проведенные мероприятия «Чем пахнут ремёсла», «Мир профессий», «Все работы хороши» способствовали формированию и закреплению представления учащихся о разнообразных профессиях, их назначении, особенностях и видах деятельности взрослых. Особое внимание обращалось на воспитание уважительного отношения к любому труду.
(Слайд 16) Ознакомление с профессией архитектора и строителя было проведено в рамках внешкольного мероприятия «Мой дом – моя крепость». Дети рисовали проект дома, а разбившись на команды, переносили и складывали «кирпичики», строили из мягкой среды домик. Очень важно то, что в процессе игры ребята смогли проявить такие качества, как взаимопомощь, аккуратность, умение работать дружно.
(Слайд 17-18) Для контроля и проверки сформированности трудовых навыков и умений, служат проводимые в школе-интернате различные рейды и акции. Такие акции, как «Комфорт своими руками», «Мой зелёный уголок», «Уют: благоустройство», «Чистый класс – чистая школа», операция «Осенний лист» направлены и на воспитание таких личностных качеств как ответственность, готовность принять участие в труде, выработку привычки к трудовому усилию, бережливости, умение работать согласованно.
(Слайд 19-20) Результатом проведенной работы, мы считаем, выработку уважения к труду взрослых, умение детьми использовать приобретенные трудовые навыки в процессе бытового труда, труда в природе, труда по самообслуживанию, что создаёт благоприятные возможности для успешной социальной адаптации учащихся школы-интернат.
(Слайд 21) В рамках внеурочной деятельности проводится широкий спектр мероприятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и можно сделать вывод, что проведенный комплекс конкурсно-игровых программ, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, акций и других подобных внеурочных мероприятий, эффективно влияет на формирование у учащихся положительного отношения к труду, выработку определенных навыков, развивает желание и умение трудиться.