Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения
Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения
«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения».
Известно, что возможности обучаемости у школьников с нарушением интеллекта различны. Это связано с характерологическими особенностями детей разных групп, влияющими на качество усвоения знаний и степень овладения
практическими умениями и навыками. В этой связи при фронтальных формах
обучения необходимо введение дополнительных критериев дифференцированной
оценки знаний, умений и навыков.
Предлагаемые критерии основаны на данных психолого-педагогического
изучения (на каждом этапе занятий) возможностей обучаемости
школьников, их работоспособности и мотивации.
Наблюдения показывают, что большинство (около 80%) школьников
далеко не безразличны к оценке своей учебной деятельности на занятиях
трудом. Какая-то часть школьников, получая низкий балл, со временем
привыкает к ней и почти не обращает внимания на нее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения »
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида №5
Доклад
«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения».
Автор - составитель:
Магницкий Н.Ю
«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения».
Известно, что возможности обучаемости у школьников с нарушением интеллекта различны. Это связано с характерологическими особенностями детей разных групп, влияющими на качество усвоения знаний и степень овладения практическими умениями и навыками. В этой связи при фронтальных формах обучения необходимо введение дополнительных критериев дифференцированной оценки знаний, умений и навыков.
Предлагаемые критерии основаны на данных психолого-педагогического изучения (на каждом этапе занятий) возможностей обучаемости школьников, их работоспособности и мотивации.
Наблюдения показывают, что большинство (около 80%) школьников далеко не безразличны к оценке своей учебной деятельности на занятиях трудом. Какая-то часть школьников, получая низкий балл, со временем привыкает к ней и почти не обращает внимания на нее.
Организация работы учителя только на основе общепринятой в школе оценки слабо способствует повышению интереса школьников к учебной деятельности, поэтому последняя зачастую превращается в инертный и формализованный процесс. Учителютруда необходимо искать новые формы оценки знаний, умений и навыков, продумывать возможности активизации деятельности школьников на каждом занятии, создавая условия, способствующие повышению уровня мотивации.
Наряду с принятыми в школе отметками («2», «3», «4», «5») учебной деятельности детей можно ввести такие нравственно-поощрительные оценки, как «молодец!», «старательный ученик», «способный ученик», «лучший ученик». В таких вербальных оценках отражаются личностны особенности учащихся, их обучаемость, работоспособность, мотивационные намерения, которые невозможно выразить в принятых для ведения школьного журнала баллах.
Рассмотрим более подробно механизм реализации системы мер нравственно-поощрительны критериев знаний, умений и навыков школьников с нарушением интеллекта.
Повседневная нравственно-поощрительная оценка предполагает выставление в конце занятия цифровой оценки с дополнением вербальной поощрительной оценки «молодец!», если ребенок в процессе занятия ее заслужил. Слово «молодец!» может быть записано в дневнике, а также на экране работы школьника. Итоговая оценка учебной деятельности школьников осуществляется в конце учебной четверти или года, а так- же при подведении результатов на празднике труда, где определяются категории «лучший», «способный» и «старательный» ученик. Любая деятельность предполагает наличие морального стимула, которым является прежде всего удовлетворенность итогами своих действий. Отметка в журнале и дневнике, как показывает практика, остается как бы скрытой для большинства школьников, их друзей и близких. Друзьям оценку в дневнике не станешь показывать, а большинство родителей или не в состоянии правильно отреагировать на нее, или попросту не заглядывают в дневник. Получается так, что отметка, выставленная в журнале и дневнике, определенное значение имеет только для учителя.
Таким образом, общепринятая форма оценки в дневнике имеет минимальный эффект для активизации мотивационной сферы учебной деятельности школьников. Очевидно, учителю следует искать иные меры психологического воздействия, активизирующие мотивационные намерения школьников и их деятельность. Одной из таких форм и может быть экран работы школьника.
В начале учебного года на вводном занятии, когда идет речь о результатах деятельности школьников в предыдущем учебном году, учитель заполняет первую графу стенда, выставляя оценку за 7 класс. Слабо успевающим учащимся учитель предлагает серьезнее отнестись к учебе, с тем чтобы в текущем году оценка стала выше, и на стенде появляется поощрительная запись. Повседневная оценка в конце каждого занятия дается в цифровой и словесной формах. Если ученик в процессе занятия успешно справляется с заданием, не нарушая трудовой дисциплины, то рядом с цифровой оценкой «3», «4» или «5» учитель может написать слово «Молодец!». Эти поощрения в виде цифровой оценки и словесного одобрения записываются в дневник и на экране работы школьника. Форма словесных записей может быть определена самим учителем. Запись на экране остается до конца следующего занятия. Одноклассники, взрослые, ученики других классов видят оценки и зачастую выражают одобрение успехам того или иного ученика.
В конце каждой недели или четверти учитель подводит итоги деятельности школьников и выставляет нравственно-поощрительную оценку, определяя, кто из школьников «лучший», «способный», «старательный».
Высшей нравственно-поощрительной оценкой в нашем случае является «лучший ученик». Чтобы получить такую оценку, школьник должен не только хорошо усваивать теоретический и практический материал, но и безукоризненно выполнять правила внутреннего трудового распорядка в мастерских. Следовательно, учитывается его отношение к учебе, поведение на занятиях и на досуге. Оценка способностей ученика осуществляется на основе постоянных наблюдений учителя за его деятельностью в процессе обучения. Объективной оценке способностей зачастую мешают его поведенческие особенности ребенка: расторможенность, неорганизованность, отвлекаемость. Поэтому учителю труда необходимо более внимательно разбираться в результатах работы школьника, его возможностях и личностных проявлениях. Если ученик хорошо усваивает теоретический материал и справляется с практическим заданием, но его поведение требует коррекции, то на экране учитель может сделать запись «способный», а в беседе с мальчиком указать, что он должен исправить в своем поведении, чтобы получить оценку «лучший ученик».
Оценка «старательный» выставляется в том случае, если ученик в силу своих психофизических особенностей не в состоянии в полной мере усвоить учебный материал, но поведение его не вызывает замечаний, мальчик пытается справиться с заданием и усвоить теоретический материал, принимает помощь учителя и товарищей. Старательность присуща всем школьникам. Нравственно-поощрительная оценка учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта особенно необходима при подведении итогов за год. Как правило, в конце года в школах VI вида) организуются праздники труда. Конечной их целью является выявление лучших по профессии школьников, а затем поощрение и награждение за активную учебную и трудовую деятельность в течение учебного года. И здесь следует осторожно подходить к оценке учебной деятельности школьников. Зачастую слабые учащиеся остаются незаслуженно забытыми при подведенииитогов.Надо отмечать не только «лучших», но и «старательных» учащихся.
В итоге умелое сочетание общепринятой и нравственно-поощрительной оценок труда школьников приносит заметный эффект в воспитательном плане, способствует повышению интереса учеников к учебе, их активности, помогает решать задачи формирования и коррекции личностных свойств учащихся.
Таким образом, рассмотренные выше направления и методы коррекционной работы на основе индивидуального и дифференцированного подхода обязывают учителя слесарного дела к всестороннему изучению каждого ученика для успешной коррекции их психофизического развития.
Литература
1. Патракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192.: ил. – (коррекционная педагогика).
2. Патракеев, В.Г., Аладинская, Н.А. Критерии дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки// Дефектология.- 1997. - №1. – С. 15-21.