Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики
Развивающие задачи:
1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
Урок- коллаж- это одна из форм урока, при использовании которой максимально отрабатываются навыки групповой работы учащихся, умения находить выход из трудовой ситуации, активизируется познавательная деятельность, способность к самостоятельному приобретению новых знаний, а также умения работать с информацией.
В переводе с французского слово «коллаж» обозначает «наклеивание». Техника коллажа - это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Этот вид творчества не является новейшим изобретением. Приемы коллажа можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы, в народном искусстве, например, в казахской народной вышивке «??ра?». В нашем случае, вы будете «накладывать» новую информацию на базовую основу- раннее приобретенные знания.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.
Разминка.
1. О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
2. Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
3. Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) Показать.
4. Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть)
5. Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) Показать.
6. Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое)
7. Что обозначает понятие «специализация района»?
8. Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»?
9. 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электроэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
10. Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан)
11. По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном)
12. Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический)
13. Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
14. Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники)
15. Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный перниод)
Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».
Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.
Закрепление нового материала
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.
Выполнение практической работы.
Объявление домашнего задания:
Подведение итогов урока.
Подсчет результатов, комментирование оценок
Самоанализ урока
Урок проводился в 9 класс, уровень предметной подготовки учащихся - средний. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 21 ученик. Ребята недостаточно самостоятельны, не имеют навыков четкого планирования своей деятельности, но исполнительны.
Достаточно хорошо развито логическое мышление, но самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы - с этим у учащихся возникают трудности. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.
Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Северный Казахстан. Цель урока- продолжить изучение экономических районов Казахстана.
Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.
Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.
Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.
Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается, когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Хозяйство Северного Казахстана"»
Тема урока: Хозяйство Северного Казахстана
Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики
Развивающие задачи:
Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.
Продолжить формирование работы с статистическим материалом.
Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.
Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.
Тип урока: Комбинированный, урок
Форма обучения: Дифференцированно-групповая.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Урок- коллаж- это одна из форм урока, при использовании которой максимально отрабатываются навыки групповой работы учащихся, умения находить выход из трудовой ситуации, активизируется познавательная деятельность, способность к самостоятельному приобретению новых знаний, а также умения работать с информацией.
В переводе с французского слово «коллаж» обозначает «наклеивание». Техника коллажа - это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Этот вид творчества не является новейшим изобретением. Приемы коллажа можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы, в народном искусстве, например, в казахской народной вышивке «құрақ». В нашем случае, вы будете «накладывать» новую информацию на базовую основу- раннее приобретенные знания.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.
Разминка.
О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) Показать.
Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть)
Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) Показать.
Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое)
Что обозначает понятие «специализация района»?
Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»?
3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электроэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан)
По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном)
Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический)
Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники)
Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный перниод)
Итак, закончили разминку
Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».
Открываем тетради записываем число и тему урока: «Северный Казахстан».
Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.
Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.277 дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)
А) расположение Б) состав (показать) Г) пограничные районы Д) площадь Е) вывод
Ответ: Северный Казахстан расположен на севере республики, в его состав входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области. ЭР граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с районом Западной Сибири Российской Федерации. Площадь — 565 тыс. кв.км.
Вывод: ЭГП района можно считать выгодным, потому что …
Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана,
рельеф (показать по карте) и сделать вывод
климат (температура января, июля, осадки)
почвы (виды, использование)
сделать вывод.
Ответ: в рельефе Северного Казахстана преобладают равнинные территории. Климат- умеренно- континентальный, амплитуда годовых температур составляет 38°- от -20° зимой до +20° летом, среднегодовое количество осадков- от 200 до 400 мм. Типы почв с севера на юг- серые лесные, черноземы, каштановые. Продолжительность вегетационного периода, в среднем, составляет 180-200 дней. Северный Казахстан является главной житницей страны. Здесь размещены основные зерновые районы республики. В целом, природные условия района достаточно благоприятные
Задание третьей группе:
Проанализируйте содержание текста учебника на с.277-278 и карту атласа «Металлургический комплекс Казахстана» страница 10, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
По карте и учебнику определите обеспеченность Северного Казахстана водными, земельными и рекреационными ресурсами.
Ответ: при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат полезными ископаемыми: топливными, рудными и нерудными. На территории района расположен крупные угольные бассейны- Экибастузский (крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь»), Майкубенский, на территории Костанайской области расположены крупные месторождения железных руд- Соколовско- Сарбайское и Лисаковское. Имеются также: месторождение бокситов- в г.Аркалыке, асбеста- в Жетыгаре, золота- Обуховское, Васильковское.
Водными ресурсами район обеспечен хорошо- по его территории протекают реки Есиль, Ертис, Тобол, много степных озер. Площадь территории районам достаточно большая, осваивается на 75%. Богат район также и рекреационными ресурсами- это Щучинско- Боровская курортная зона, санаторно - оздоровительные центры в Павлодарской области.
Задание четвертой группы: Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:
Численность населения?
Плотность населения?
Уровень урбанизации?
Преобладающие формы расселения?
Национальный состав
Доля экономически активного населения
Преобладающий вид хозяйственной деятельности.
Ответ: Общая численность населения - чел, что составляет 24% от общей численности населения страны. Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике). Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%). Преобладает городское население – 58%. Экономически активное население – 91,5%. Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН. Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д. преобладающим видом хозяйственной деятельности является сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.
Закрепление нового материала
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.
Выполнение практической работы.
Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Северного Казахстана обозначьте:
Границу областей, подпишите областные центры.
Отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.
Выполнение заданий № 1.3 на с. 280
Географический диктант по теме «Северный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.
Верно ли утверждение, что Северный Казахстан самый маленький по площади?
да-1 нет- 0
Северный Казахстан граничит с Китаем:
Да- 1 нет-0
Северный Казахстан граничит с Россией:
Да-1 нет- 0
Основные месторождения железных руд расположены в г.Аркалык?
Да-1 нет- 0
Основная с/х культура региона- подсолнечник?
Да-1 нет- 0
В регионе много машиностроительных предприятий?
Да-1 нет- 0
Имеются ли в региое топливные ресурсы?
Да-1 нет- 0
На территории региона преобладают рудные полезные ископаемые?:
Да-1 нет- 0
В регионе ощущается нехватка воды?
Да-1 нет- 0
Щучинско- Боровская курортная зона находится в Павлодарской области?
Да-1 нет- 0
Ответ: 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0
Объявление домашнего задания:
Подведение итогов урока.
Подсчет результатов, комментирование оценок
Самоанализ урока
Урок проводился в 9 класс, уровень предметной подготовки учащихся - средний. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 21 ученик. Ребята недостаточно самостоятельны, не имеют навыков четкого планирования своей деятельности, но исполнительны.
Достаточно хорошо развито логическое мышление, но самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы - с этим у учащихся возникают трудности. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.
Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Северный Казахстан. Цель урока- продолжить изучение экономических районов Казахстана.
Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.
Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.
Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.
Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается, когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.
На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.