Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся
В свете современных требований основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках технологии такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышения их образовательного уровня, формирования коммуникативных навыков, создавать условия, чтобы ребёнок получал удовлетворение от результатов своей деятельности, видел пути применения полученных знаний на практике, что повысит его познавательную активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся »
Учитель технологии: Саламатов И.Д.
Цель проектного метода обучения:
Стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически, применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Мои задачи:
Раскрыть сущность проектной деятельности для обучающихся.
Разработать собственный алгоритм преподавания разделов в 5 классе – «Исследовательская и созидательная деятельность», 6-9 классы - «Творческая, проектная деятельность» в школьном курсе «Технология».
Реализовать все необходимые требования, предъявляемые к проектам учащихся.
Применять способы активизации проектной деятельности учащихся.
Обеспечить материально-техническое оснащение проектной деятельности учащихся.
1. данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.
2. владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
3. проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста .
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной
эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося;
обеспечивается функциональная грамотность (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
формируется технологическая умелость (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
обеспечивается интеллектуальная подготовленность (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
формируется волевая подготовленность (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества).
Логическая технологическая цепочка:
1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
2) определение целей и задач проекта;
3) работа над проектом и написание отчета;
4) защита проекта и рефлексия полученных результатов.
Шесть ключевых составляющих проекта:
1. Ученики проектируют и изготовляют изделие, отвечающее реальной потребности и для определенного пользователя;
2. При проектировании они проводят специальное исследование;
3. Они генерируют первоначальные идеи по возможному решению удовлетворения потребности;
4. Разрабатывают одну из них (или комбинируют две или большее количество идей) до стадии изготовления;
5. Они изготовляют изделие (предварительно спланировав эту стадию);
6. Испытывают изделие в реальной жизни и оценивают по его параметрам удовлетворения определенной потребности.
Индивидуальная карта результатов образовательной деятельности и личностного
развития учащихся
Ф.И. обучающегося ___________________
Результаты образовательной деятельности
Уровень
Показатель
Начало года
Теория:
1 полугодие
Практика:
2 полугодие
Показатель личностного развития
Итог
Терпение,
воля
Самоконтроль
Интерес к проектной деятельности
Умение работать индивидуально
Умение работать в команде
Общее количество баллов
Уровень
Результаты образовательной деятельности
Менее 25 баллов – низкий уровень « Н »
От 26 до 34 баллов – средний уровень « С »
От 35 до 50 баллов – высокий уровень « В »
В целом в работе над творческим проектом я:
- помогаю ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам являюсь источником информации;
- координирую весь процесс;
- поощряю учеников;
- поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
3. Надпредметные. Например: «вторая жизнь» старых вещей.
По содержательной специфике
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект:
Информационный проект:
Пример экономического обоснования затрат на изготовление
творческого проекта «Стол для рисования песком»
Наименование
Фанера
Кол-во
Цена
0.4 кв.м.
Лак
Стоимость
ДВП
200 мл.
1 кв. м. – 450 руб.
180 руб.
0.2 кв. м.
Лампа дневного света
250 мл. -120 руб.
Провод
96 руб.
1 кв. м. – 350 руб.
1 шт.
1 м.
70 руб.
300 руб.
Выключатель
300 руб.
40 руб.
1 шт.
Итого:
40 руб.
30 руб.
30 руб.
716 руб.
Наименование
Кол-во часов
Эл энергия
Итого
Цена
8
Стоимость
2руб. 55 коп
10240 Вт x 2.55= 26 руб. 12 коп.+ 1 руб 53 коп.
27 руб. 65 коп.
Стоимость изделия состоит из прямых и косвенных затрат – 743 руб. 65 коп., т.о., из расчета, что данное изделие в магазине стоит 4500 рублей экономия составляет 3756 руб. 35 коп.
Метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с “технологией работы в группах сотрудничества”
Евгения Семёновна Полат — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по обучению методу проектов , теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера (лидер – генератор идей, лидер – исследователь, лидер – оформитель, лидер – режиссер презентации), и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Групповая работа
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества .
Шацкий Станислав Теофилович
выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования
1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом;
2. Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика;
3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
4. Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
Принципы
Толерантность
( никогда не подвергать критике)
Самостояте-
льность
(Использова-
ние элементов творческой игры на уроках)
Гуманизации воспитания.
(Максимальная свобода для проявления творческой инициативы
Осознанность
(из ничего создавать и выдумывать новое)
Личностный подход
(развивать нравственную и духовную сторона личности )
Этапы.
Поисково – исследовательский (проектировочный).
Технологический (этап реализации проекта).
Заключительный (презентация и практическое использование изделия).
Педагогические приёмы
приём «Банк идей». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
приём «Источник вдохновения».
Алгоритмы методов технического творчества с учетом возрастных особенностей школьников
5 класс
6 класс
Метод КВ
7 класс
Метод КВ
Метод МА
8 класс
Метод КВ
Метод МА
Метод ФО
Метод КВ
Метод МА
Метод ФО
АРИЗ
Метод контрольных вопросов 5 класс
Дидактическая карта метода контрольных вопросов
Объект
Вопрос
Плавательное средство
Результат
Что можно добавить?
Парус
Парусник
Что можно убрать?
Винт
Плот
Что можно объединить?
Парус и винт
Яхта
Универсальные вопросники А. Осборна, Т. Эйлоарта, Г. Буша
Список контрольных вопросов ученика 5 класса_________________
Что можно заменить?
С чем можно скомбинировать?
Что будет, если это увеличить,
Уменьшить, повернуть?
Что можно добавить?
Что можно убрать?
Что можно объединить?
Что напоминает?
Что получилось?
Список вопросов Т. Эйлоарта
1) Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2) Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3) Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4) Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
5) Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.
6) Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело и т.д.
7) Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8) Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9) Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики.
10) Спать с проблемой, идти на работу, гулять, пить есть, играть, ехать - все с ней.
-разделить объект на независимые части; -выполнить объект разборным; увеличить степень дробления (измельчения) объекта;
Принцип
местного
качества
3
-перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
-разные части объекта должны иметь разные функции;
-каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих виду деятельности в которой ее используют.
Принцип
универсальности
4
-объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
Принцип
объединения
5
6
Принцип
«матрешки»
-соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
-один объект проходит сквозь плоскость в другом объекте.
Принцип
«наоборот»
7
-один объект размещен внутри другого объекта, который в свою очередь находится внутри третьего, и т.д.;
-один объект проходит сквозь полость в другом объекте.
-вместо действия, диктуемого условиями задачи;
-осуществить обратное; перевернуть объект «вверх ногами»; сделать движущую часть объекта неподвижной, а неподвижную - движущейся.
Принцип перехода в другое измерение
8
-перейти от движения в одной плоскости к возможности перемещаться в двух или трех измерениях;
-многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной; наклонить объект или положить его «на бок»
Принцип
асимметрии
9
-перейти от симметрической формы объекта к асимметрической.
Применение
композиционных
материалов
10
-перейти от однородных материалов к композиционным
Применение гибких оболочек
-вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и пленки.
Требования к оформлению проекта.
Класс
Вид проекта
5
Требования к оформлению проекта
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.
6
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, план изготовления изделия (технологическая карта), использованные инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.
7
8
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, план изготовления изделия (технологическая карта), перечень необходимого оборудования, инструментов, расход материалов. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.
Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия. Правила техники безопасности. Записи в рабочих тетрадях.
Индивидуальный или групповой проект.
9
Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), расчет финансовых затрат, список использованной литературы. Правила техники безопасности. При групповом проекте – вклад каждого участника.
Индивидуальный, групповой или коллективный проекты.
10-11
Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов. Эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), полное экономическое обоснование, экологическая безопасность, список использованной литературы. Правила техники безопасности. При групповом или коллективном проекте указывается вклад каждого участника.
Групповой или коллективный проекты.
Все вышеуказанные требования с учетом профиля обучения.
В 2012 году - 3 место. Злобин Артем, учащийся 7-Б класса. Тема проекта: « Шахматы »
В 2013 году - 1 место. Ермолин Денис, учащиеся 8-А класса. Тема проекта: « Шкатулка » ; - 2 место. Злобин Артем, учащийся 8- Б класса. Тема проекта: « Светильник » .
В 2014 году - 1 место. Злобин Артем, учащийся 9-Б класса. Тема проекта: « Столик для рисования песком »
Участники XIV муниципальной выставке - конкурсе декоративно-прикладного творчества « Золотые руки » : 2013 год - Профатилов Артем, Исаков Денис, 3-В класс.
Участие в городском конкурсе детского творчества « Служба спасения - 01 » : 2012 год – Ульянов Владислав, Зверюганов Кирилл – 2-В класс.
Участие в городском конкурсе творчества детей с ограниченными возможностями здоровья « Кораблик Надежды » :
2012 год – Никитин Егор 7 класс 8 вида ( III место);
2013 год – Никитин Егор 8 класс 8 вида, Грещук Слава - 5 класс 8 вида (участие).
2014 год – Селюх Михаил 7 класс (инд. обучение) - II место, Грещук Слава -6 класс 8 вида (участие).
Участие в муниципальной научно-практической конференции « Золотой росток. Юниор » : 2014 год – Ануфриев Никита 6 класс, тема исследования « Утилизация школьных отходов » .
Практические рекомендации учащимся по выполнению
проектных и исследовательских работ.
1. Выполняя проект, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай над проектом в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
Опорная схема «Работа над проектом»
Учебный проект
« «Почему»
Актуальность проблемы - мотивация
Проблема проекта
это важно для меня лично
Цель проекта
Задачи проекта
«Зачем?»
(мы делаем проект)
Методы и способы
Целеполагание
«Что?»
(для этого мы делаем)
Результат
Постановка задач
«Как?»
(мы это можем делать)
Выбор способов и методов планирование
«Что получится?»
Ожидаемый результат
Основные результаты творческой проектной деятельности:
строится прочная база теоретических знаний, практических умений и навыков;
у обучающихся формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
положительная динамика интереса у обучающихся к изучению предмета «Технологии»;
позитивная динамика учебных достижений учащихся по предмету.